Передовой педагогический опыт - это... Описание системы, особенности

Понятие, что мы разберем в данной статье, можно встретить и в специальной литературе, и в повседневном общении. Это передовой педагогический опыт. Но что именно так характеризуется? Каковы его критерии? Какова классификация? Кроме ответов на данные вопросы, представим также основные этапы по изучению и обобщению подобного опыта.

Определение

Передовой педагогический опыт - это практика, которая содержит в себе элементы творческого поиска, оригинальности, новизны в рабочем процессе. Все то, что объединяется понятием "новаторство". Ценность передового педагогического опыта - это прокладка новых путей как в педагогической науке, так и в практике. Поэтому он подлежит изучению, анализу и обобщению.

Есть разница между учительским мастерством и педагогическим опытом. Первое - это овладение преподавателем в достаточной мере уже распространенными учительскими методиками, принципами обучения. Новаторство - когда специалист не останавливается на этом, а стремится к созданию собственной методики. Он может находить, изобретать и успешно использовать новые приемы. Или же переосмысливать и по-новому применять уже имеющиеся. В этом случае педагог становится уже подлинным новатором в своем деле.

Конечно, распространению и внедрению подлежит только положительный передовой опыт. Поэтому все приемы преподавателей-новаторов подвергают такому глубокому анализу и изучению.

Передовой педагогический опыт - это активное освоение и дальнейшее применение специалистом на практике новаторских принципов и законов педагогики с учетом определенных особенностей, уровня развития и подготовки детей и собственной личности. Главная характеристика такого новаторского опыта - получение педагогом лучших результатов в рабочем процессе за счет усовершенствования стандартной методики образования и воспитания, оптимальной организации обучения.

этапы обобщения передового педагогического опыта

Критерии передового опыта

Мы ознакомились с характеристикой передового педагогического опыта. Важно теперь разобрать и критерии, которые его определяют. В данном контексте под ними понимаются конкретные признаки объекта. Меры определения выраженности общей характеристики в единичном случае.

Что же касается новаторского педагогического опыта, то его определяют сразу восемь критериев. При выраженном наличии всех признаков опыт преподавателя можно считать таковым.

Соответствие тенденциям развития общества

Передовой педагогический опыт всегда соответствует тенденциям развития современного социума. Педагоги-новаторы чутко реагируют на требования общества к воспитанию и образованию подрастающего поколения. Исходя из этого, они отыскивают эффективные пути модернизации традиционного образовательно-воспитательного процесса.

типы педагогического опыта

Высокие результаты

Передовой педагогический опыт также характеризует высокая эффективность и результативность разработанных новаторами методик. ППО дает отличное качество знаний, ощутимые сдвиги в воспитанности обучающихся, общем и специальном развитии детей и подростков.

При этом результаты должны быть и объективными. Деятельность новатора сравнивается не с работой отдельного "традиционалиста", а с деятельностью всех педагогов, применяющих стандартную методику обучения и воспитания.

Оптимальное расходование сил

ППО не должен требовать от рядового учителя и воспитателя невозможного. Устойчивые положительные результаты наблюдаются при стандартной загруженности преподавателя.

Также ценой за высокий уровень знаний не должна быть непосильная нагрузка на ребят. Большое количество дополнительных занятий, трудоемкие, сложные задания рассчитаны на среднего ребенка, не ведут к перенапряжению и вреду для физического и психического здоровья.

этапы передового педагогического опыта

Стабильность

Применение ППО должно нести стабильные положительные результаты. Заданный уровень сохраняется не только при определенных условиях, но и при их изменении. Кроме того, положительные результаты не должны быть "вспышкой". Они наблюдаются на всем пути применения педагогом ППО.

Наличие элементов новизны

Новизна ППО определяется просто - в процессе наблюдения за образовательным процессом. Новаторство проявляется в плане научных открытий (новые формы, содержание, методики и приемы обучения и воспитания, установление педагогом новых закономерностей и связей), а также применения на практике известных научных положений и совершенствования на их базе учебно-воспитательного процесса.

Это помогает отличить ППО от так называемого прожектерства - погони за "дешевым" успехом, применении каких-либо практик напоказ. Как правило, такие разработки не выдерживают проверки временем и показывают лишь краткосрочные положительные результаты.

уровни передового педагогического опыта

Перспективность и актуальность

Обоснование актуальности и перспективности ППО вытекает из пары позиций:

  • Данный опыт способствует решению главных задач, которые поставлены перед образовательным учреждением в настоящий момент времени.
  • Все затруднения и противоречия, которые наблюдаются при массовом применении стандартной практики, решаются именно использованием ППО.

Репрезентативность

Следует подробно разобрать суть данного критерия. Репрезентативность - это:

  • Достаточная временная проверка наработанного опыта.
  • Подтверждение положительных результатов не только в работе конкретного педагога, но и при массовом использовании другими преподавателями и воспитателями.
  • Возможность повторения и творческого дополнения разработки, возможность сделать ее массовой.
тип педагогического опыта передовой совершенствующий

Научная обоснованность

ППО, прежде всего, должен соответствовать современному развитию методики и педагогики. Поэтому имеется возможность анализировать наработки новатора с позиции настоящих педагогических знаний.

ППО - это и творческие, и теоретические, и практические поиски педагога. Но в любом из этих случаев наработки всегда имеют под собой научную основу. ППО нуждается именно в научном истолковании.

Типы педагогического опыта

Передовой совершенствующий опыт - это и распространенная классификация. Представим ее отдельные категории.

Вот как можно поставить в соответствие типу педагогического опыта передовой:

  • По широте содержания - комплексный и единичный. Например, объединение воспитания и обучения будет считаться комплексным ППО.
  • В зависимости от количества авторов, разработчиков ППО - индивидуальный, групповой и коллективный.
  • По признаку эффективности - соответственно, дающий высокие и средние результаты.
  • По степени новизны - исследовательский, репродуктивный, частично-поисковый. Репродуктивный, к примеру, - повторение уже известных научному миру методических рекомендаций. Поисковой - внесение своего творческого элемента в распространенный опыт.
  • По уровню научной обоснованности - эмпирический и научно-теоретический уровни передового педагогического опыта.
  • По характеру той же научной обоснованности - практический и психолого-педагогический.
  • По протяженности во времени - длительный и кратковременный.
передовой педагогический опыт это

Этапы обобщения передового педагогического опыта

Напоследок остановимся на изучении и обобщении ППО. Тут можно выделить следующие этапы передового педагогического опыта:

  1. Выявление объекта для изучения. На этом этапе с помощью диагностической программы оценивается деятельность педагога. Затем определяются специалисты с устойчивыми положительными результатами. Собирается информация о деятельности педагога, выделяются факторы, гарантирующие положительные сдвиги.
  2. Постановка цели изучения. Формирование конкретного противоречия, которое помогают разрешить разработки педагога. Далее ставится проблема. Опыт педагога теоретически обосновывается, после чего формируется цель изучения его ППО.
  3. Сбор информации об интересующем опыте. Это отбор методик сбора данных, составление программы наблюдения за работой педагога, деятельности его подопечных. Воплощение данных методик в жизнь.
  4. Педагогический анализ добытой информации. Расчленение изученного на части, соответствующие основным целям изучения, оценка ППО на основе общеутвержденных критериев, определение причинно-следственных связей между новаторским опытом и решением педагогических проблем. Завершение этапа - определение места данного ППО в иерархии педагогических знаний.
  5. Обобщение опыта. Систематизация всех полученных знаний, формулировка основной идеи ППО, его сущности, раскрытие условий и границ, в которых будет актуальным данный опыт, описание изученного в соответствии с утвержденными требованиями.
характеристика передового педагогического опыта

Теперь вы знаете, что такое ППО, а также восемь главных критериев его содержания. В педагогическом мире важна не только наработка новаторского опыта, но и его изучение, обобщение и возможность массового применения.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.