Французское Просвещение

 

Просвещение (идейное течение в 17-18 веках) основано на убеждении, что в познании того естественного порядка, который соответствует подлинной природе общества и человека, решающую роль играет разум и наука. Просветители причиной человеческих бедствий считали религиозный фанатизм, невежество и мракобесие. Будучи противниками феодально-абсолютистского режима, они выступали за гражданское равенство и политическую свободу.

Французское просвещение свое яркое выражение получило в 1715-1789 годы, и неслучайно, что этот период получил название «век Просвещения» (siècle des lumières). Оно объединило прогрессивно мыслящих представителей искусства, естествоиспытателей, философов, юристов и других.

Французское просвещение 18 века создало принципиально новое представление о соотношении государства и человека, о приоритетах и главных ориентирах современного просвещенного индивида, о его этической ответственности как носителя высшего авторитета – разума.

В 18 веке во Франции с развитием буржуазных отношений и укреплением торговли феодализм стал пережитком, проявляющимся только в сословности строения общества. Буржуа, в отличие от предшественников, полагали, что осуществление сдвигов в лучшую сторону возможно только благодаря применению такой мощной меры, как просвещение – овладение знаниями, образование, которое правильно сориентирует ум и избавит от предрассудков.

Французское просвещение стало самым значительным явлением в Европе. Для его сторонников роль разума была выше веры, они выступали против абсолютизма, церкви, за свободу мышления и художественного творчества. В этот период активно формируется самосознание буржуазии.

Начиная с 30-40-х гг. 18 века, с первой волной просветительского движения эстетические и философские споры стали приобретать большую остроту и резкость. С 1757 года на регулярном Салоне в Париже начали демонстрироваться различные произведения искусства, дающие пищу для бурных обсуждений.

Философию французского просвещения, выступавшей чаще в блестящей литературной форме, отличает ее радикальная социальная и антиклерикальная направленность.

«Патриархами» просвещения во Франции считаются французские просветители Вольтер и Монтескье, которые заложили его основы и до конца 40-х гг. оставались его лидерами, уступив потом сцену новому поколению. Монтескье не суждено было увидеть его расцвет (60-70 гг.), однако, Вольтер в эти годы пользовался большим уважением и популярностью.

Вольтер, Руссо, Монтескье, Гольбах, Дидро, Гельвеции, Даламбер – это те великие люди, которые смогли осуществить грандиозный замысел – создать многотомную «Энциклопедию», в которой объединились функции воспитания граждан, пропаганды науки, воспевание созидательного труда. Энциклопедисты, как называли просветителей, резко критиковали государственный порядок, религию, старые взгляды на общество и природу. Без чрезвычайно важного рационального зерна, содержащегося в их учениях, немыслим был бы ни либерализм, ни демократизм, ни социализм 19 века.

Просвещение считается разновидностью людских утопий, имеющих мощное реальное содержание. Французское просвещение как раз и является величайшей человеческой утопией. Ее фундаментальной чертой мировоззрения и доктриной является утопизм и иллюзорность. Просветители-классики не представляли причин, условий и последствий своей деятельности, вот почему они ставили великие, но в итоге неосуществимые, недостижимые цели.

Классичность модели просвещения предполагает ее неповторимость и известную уникальность, однако, именно принципы его французской модели стали мерилом, критерием любого другого аналогичного движния. Французское Просвещение стало выразителем всего общего, что присуще данному процессу как феномену мировой культуры.

 

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.