Нестеров Олег Анатольевич - российский музыкант, поэт и композитор: биография, творчество, дискография

К счастью, в современном искусстве встречаются творческие личности особого рода. Булгаков назвал такого не по принадлежности к творческому ремеслу, а Мастером. Нестеров Олег Анатольевич относится именно к таким. Он состоявшийся и зрелый, как по взглядам на жизнь, так и на роль искусства в нем. Профессионала с большой буквы уважают, за его плечами багаж успешного лидера группы и востребованного продюсера. В то время, когда музыкальный мир окрашен в увядающие цвета декаданса, Нестеров, действуя по принципу «делай, как я» указывает на путь реального творческого развития.

Когда он говорит своим негромким голосом, его все равно слышно. Потому что люди невольно умолкают и сказанным словам внемлют. Этому человеку действительно есть что поведать, ведь он смотрит с улыбкой в мир и говорит с людьми языком сострадания, заботы, интуиции, прощения и, безусловно, любви.

Детство, юность

Будущий лидер «Мегаполиса» родился в Москве 09.03.1961 г. За время обучения в школе с углубленным изучением немецкого основательно выучил этот язык Олег Нестеров. Образование он получил высшее техническое, окончив столичный электротехнический институт связи. В одном из своих интервью Олег Анатольевич признался, что с юных лет для него доминантой в жизни была музыка. Все остальное словно прилагалось к этому. Произведения «Битлз» и Высоцкого, записанные на магнитофонную бобину, когда-то разбудило в нем самом жажду творчества.

олег нестеров дискография

Музыкант и сегодня любит на своих концертах исполнять в особой психоделической манере песни Владимира Высоцкого. Совершенно уникально звучат в исполнении Нестерова эти хиты 70 – 80-х. Слушательские отзывы единодушны: он поет не как исполнитель, а как автор. Такое впечатление, что песни о татуировке любимой, о спринтере, которого заставили бежать дистанцию стайерскую, сочинил сам Олег Нестеров. Биография трудовая молодого человека началась типично, в духе своего времени - с работы по специальности.

После окончания института он пять лет работал на международной станции связи с Германией. Однако вскоре Олег-таки сделал выбор в сторону творчества. Рубикон был пройден 08.08.1988 года (интересная дата, не правда ли). Такую решительность могут по достоинству оценить те, кто жил в те времена уравниловки и плановости. Нестеров лишь жаждал интеллектуальной свободы, о чем он позже скажет: «Человек в идеале просто должен заниматься тем, без чего жить не может».

Создание рок-группы

27.05.1987 года молодой, тогда еще кудрявый, Нестеров, как солист и лидер, организовал коллектив единомышленников. Его поначалу назвали подчеркнуто прикольно: «Елочный базар». Однако поскольку творческие цели себе ребята ставили нешуточные, вскоре произошла переоценка ценностей и, соответственно, своеобразный ребрендинг. Так появилась группа «Мегаполис».

Уже через месяц молодые музыканты громко заявили о себе в столичном ДК им. Горбункова в рамках сборного концерта рок-лаборатории. Как отмечала пресса, их композиция «Рыбари» порвала зал и стала самой популярной на этом шоу. Кроме солиста, в составе музыкального коллектива играли:

  • на клавишных – Аркадий Мартыненко, Александр Суздалев;
  • на ударных Михаил Алесин;
  • на бас-гитаре Андрей Белов.

С самого начала соратники Нестерова большое внимание уделяли текстам своих песен. Их уважали за выдерживаемый ими высокий стиль в разношерстой московской рок-тусовке. В их исполнении обрели оригинальное звучание строки:

  • «Дебюта»;
  • «Рождественского романса»;
  • «Там» от Бродского;
  • «Влажной лжи»;
  • «Марии Египетской»;
  • «Посвящения Денису Силку» от Александра Бараша;
  • «Нового московского сиртаки» от Андрея Вознесенского.

Первый и второй альбомы

Спустя год продемонстрировавший свой класс «Мегаполис» уже профессионально продюсирует Стас Намин. Фирма звукозаписи «Мелодия» выпускает их стартовый альбом «Утро», в соавторстве с коллегами по группе создает песни Олег Нестеров. Музыкант горит творчеством, и уже в 1989 г. появляется альбом «Бедные люди». Диск в столице становится сверхпопулярным, пресса называет «Мегаполис» «чисто московской группой».

олег нестеров снегири музыка

Креативный коллектив активно выступает на отечественных рок-фестивалях. Закономерно следует очередной взлет их популярности, благодаря клипам «Рождественский романс» и «Москвичка», снятыми продюсером Иваном Демидовым. Эти песни лиричны, сентиментальны, хороши для 90-х. В них нет второго дна, молодые люди просто поют о вещах, близких им самим: о любви, о родном городе.

Но судьба благосклонна к талантливым, и вскоре выпавшим шансом сполна воспользуется Олег Нестеров. Дискография группы пополнится новым альбомом - высшей творческой точкой взлета «Мегаполиса» XX века.

Немецкоязычный эксперимент

Олег Анатольевич об этой странице творчества своей группы рассказывает с улыбкой. Вдруг, совершенно неожиданно для молодых музыкантов, им пришло приглашение – выступать в Карл-Маркс-Штадте. Вначале все оторопели. Однако Олег Нестеров – музыкант креативный. На проведенном группой мозговом штурме было решено, во-первых, перевести на немецкий и адаптировать к пониманию германцами проверенные временем советские хиты, и во-вторых, перевести на русский хиты Германии 30 – 40-х из культовых фильмов.

Всего лишь спустя неделю после отсылки в Германию сигнального диска совершенно неожиданно в Москву явился представитель приглашающей стороны – подписывать контракт. Ребята оторопели: группа «Мегаполис» сама по себе не имела юридического права подписи, нужно было получить и «добро», и подпись со стороны российского музыкального сообщества. Нестеров догадался завезти немца к Оскару Борисовичу Фельцману, автору песен-источников своих кавер-версий. Прославленный композитор поручился за ребят.

капелла берлинских почтальонов

Самое смешное, что приехавший немец ни слова не понимал по-русски, зато постоянно умиленно напевал: «Карл-Маркс–Штадт, Карл-Маркс-Штадт». Тогда Фельцман сказал Олегу, что песня эта пройдет с ним через всю жизнь.

Треки, созданные для гастролей, согласно контракту были записаны на немецкой студии и вошли в новый альбом «Мегаполиса», вышедший в свет в 1994 г. Диск получил название «Капелла берлинских почтальонов» и приобрел популярность сразу в обеих странах. Этот альбом на несколько лет стал настоящим дискотечно-клубным хитом.

Тайм-аут в творчестве

Эпоха постмодерна и ее стиль в творчестве изживали себя. Музыканты группы, находясь между собой в прекрасных отношениях, по договоренности на время решили приостановить активные выступления. Позже Нестеров объяснит мотивацию этого шага фигурально: неперспективно уважающим себя музыкантам во время кризиса жанра продолжать творить в стиле перепевки анекдотов или же переложения на музыку стихотворений

Завершающим штрихом истории «Мегаполиса» образца XX века стало его награждение премией «Золотой граммофон» за песню «Звездочка».

В дальнейшем заработанные в Германии деньги позволили каждому музыканту заняться своими проектами.

Продюсер

Особой гранью творчества лидера «Мегаполиса» стала продюсерская деятельность. Любители музыки 90-х и первого десятилетия нового века с удовольствием раскупали музыкальные диски ведомых им вокалистов, где мелкими буквами были написаны реквизиты студии звукозаписи, которую назвал ненавязчиво и со вкусом Олег Нестеров: "Снегири-музыка". Музыкантами, просившими поддержать в планировании их карьеры, он занялся с середины 90-х и до 2010 года, соответственно, пожертвовав своим творчеством. Этот период четырнадцатилетней паузы в написании и исполнении своих песен Нестеров назвал музыкальной аскезой.

олег анатольевич нестеров

С 1997 г. началась раскрутка проекта певицы Маши Макаровой «Маша и медведи». Затем последовали другие хитовые проекты в сотрудничестве с Найком Борзовым, Алиной Орловой, Евгением Гришковцом, а также целым рядом рок-групп. Всего на студии «Снегири» было записано более 1200 композиций.

Два года назад Нестеров Олег временно приостановил этот проект, продав эксклюзивные права на свои композиции российскому монополисту звукозаписи «Ворнер Мьюзик Раша». Продюсерство дало возможность лидеру «Мегаполиса» осознать и сформулировать свои новые подходы в творчестве. Далее не писать и не исполнять песен он просто не мог.

Зрелость. Альбом «Супертанго»

В 2010 году пресса недоумевала. Что послужило причиной того, что Олег Нестеров вернулся в ипостась лидера группы? Вдохновение, полученное от звезд, продюсируемых им? Знакомства и беседы со знаменитостями?

«Мегаполис» спустя 14 лет, в 2010 г., представил музыкальной общественности свой новый альбом «Супертанго». Критика сразу отметила: диск абсолютно отличен от предыдущих и выполнен абсолютно в другом, глубоком и динамичном стиле. Музыка и тексты актуальны и востребованы. Альбом по-мужски лаконичен, эмоционально сдержан, но в то же время сверхвыразителен. Этот релиз стал настоящим утверждением креативности группы XXI века «Мегаполис», открывающей в российском роке новое направление.

олег нестеров образование

В чем же проявилась его новизна? Олег Нестеров, сформировавшийся как личность в 60-е, возможно первым среди современных музыкантов наконец оставил бесплодные попытки реанимировать изживший себя декаданс. Он решился инкапсулировать в современную музыку едва пробужденные к жизни, но задушенные тоталитаризмом ростки гуманистических идеалов 60-х. Заметим: публика позитивно восприняла это принципиально новое направление в творчестве, словно давно ожидала таких перемен.

Проект «Из жизни планет»

Лидер «Мегаполиса» в презентации делает ударение на том, что этот проект не о прошлом, а о будущем. Задача проекта — рассказать нынешним двадцатилетним о двадцатилетних шестидесятых, таких же талантливых, у которых все в творчестве получалось. В то же время у них, как и у погрязших в декадансе творческих людей XXI века, не получается практически ничего.

Основатель проекта задается непростым вопросом: мог ли быть наш сегодняшний день более светлым лишь благодаря иному кино? И сам же Нестеров Олег Анатольевич отвечает, что да, мог. Ведь десятилетие 60-х для развития российской культуры значило не меньше, чем серебряный век.

Представители старшего поколения еще помнят, как наше кино вдруг вырвалось в авангард мирового. Советские режиссеры, не обласканные пропартийной властью, были признаны мастерами мирового уровня и ежегодно получали награды в Каннах, в Венеции. Четко прослеживается тот факт, что этот позитив закончился внезапно и резко. Тоталитаризм, имея абсолютные рычаги влияния, властно придушил передовой и правдивый кинематограф.

Режиссеры и судьбы

Олег Нестеров в своем проекте пробуждает гражданскую совесть общества. Вспомните великий американский фильм-аллегорию с Джеком Николсоном и ключевую фразу главного героя: «Я хотя бы попробовал!»

Музыкант и продюсер напоминает о гражданском мужестве советских режиссеров, пытающихся сломать присутствующие у нас и изжившие себя во всем мире стереотипы. Он повествует слушателям о пребывавших под гнетом замечательных личностях, которые стремились создать давно востребованные обществом правдивые образы.

группа мегаполис

«Что было бы, если бы их творения дошли до людей?» - спрашивает у слушателей Олег Анатольевич. Ответ ясен: россияне по-иному позиционировали бы себя в государстве. Были бы герои другие, в мозгах людей была бы прошивка другая. Если бы Шукшину в 60-е дали снять «Степана Разина», возможно, совсем по-другому сейчас представляли бы, кто такой русский человек… Но не случилось.

Как пример неприятия, лидер «Мегаполиса» приводит неснятый фильм Мотыля о заключенных Гулага, которые предпочли бегству в Норвегию после налета фашистской авиации присоединение к солдатам, защищающим от фашистов остров – клочок советской земли. Почему этот фильм закрыли? Разве непонятно? В пику официальной пропаганде был показан другой, праведный патриотизм простого, но высокого духом человека, по-христиански смиренно жертвующего жизнью в трудную годину для Родины. Не за Великую Россию, не за партию, за Сталина, а потому, что просто он жить по-другому не может.

И уж совершенно трагична судьба Геннадия Федоровича Шпаликова, создателя известной песни «А я иду, шагаю по Москве…». Он в 60-е пытался создать фильм, одухотворяющий дух родного мегаполиса, его способность вдохновлять, вселять любовь к жизни. Его загнобили, талант, словно на волчьей охоте, обложили флажками запретов, лишили возможности творить и работать. Он от горя спился и умер.

Благодаря Нестерову, опальные режиссеры предстают перед обманутым поколением такими, какими они были, - героями, отстаивающими право оболваненного народа на Будущее. И Мастер задает своим слушателям и зрителям вопрос: «Неужели все это было зря?»

Литературное творчество

Как следует из интервью, Нестеров Олег предпочитает писать романы, находясь в творческом отпуске. Он дипломатично не называет имя своего товарища, любезно предоставляющего ему дом на берегу моря. Книги рождаются — считает он — когда их тема действительно любима автором. Тогда замысел выстраивается, словно по нотам.

олег нестеров биография

Таковым был первый его роман «Юбка», рассказывающий авторскую нескучную версию рождения музыкального стиля рок в гитлеровской Германии. Вторую книгу «Небесный Стокгольм» музыкант написал о времени 60-х.

Судя по отзывам, у Олега Анатольевича легкий слог, его читать легко и интересно.

Страсть к путешествиям

Еще одной гранью этой личности является страсть к путешествиям. «Пребывание на других землях - рассказывает лидер «Мегаполиса» - пробуждает вдохновение, заставляет смотреть на людей свежим, незашоренным взглядом, четче видеть перспективу».

Заключение

Он заканчивает свои концерты двумя любимыми фразами. Первая – «спасибо, любимые», вторая – «веселей, молодежь». Олег Нестеров всегда разговаривает со зрителями простым и понятным языком мудрого и доброго человека.

олег нестеров музыкант

Знакомясь с его творчеством, остается жалеть лишь об одном. О том, что сегодня, и не только в музыке, у нас очень мало родственных ему по духу Мастеров, радующих своим творчеством и пробуждающих людей к осознанию.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.