Заражение - это... Радиоактивное и химическое заражение местности

Слово "заражение" в широком смысле обозначает патогенное воздействие факторов окружающей среды. Это явление имеет две разновидности: заражение организма и местности. В статье раскрывается понятие во всех значениях.

Заражение организма

В сфере медицины заражение - это проникновение в организм болезнетворных вирусов, бактерий, грибов или паразитов, вызывающих его поражение. Также для этого явления используется слово "инфицирование". Собственно инфекция переводится с латинского как "заражение". Процесс проникновения в организм человека или животного болезнетворных микроорганизмов называется инвазией.

фото вируса

Виды инфекций:

• генерализованная;
  • локальная;
  • общая;
  • латентная;
  • очаговая.

Процесс заражения организма при инфицировании происходит через кровь или принимаемую пищу.

Заражение местности

В данном случае заражение - это последствия использования ядерного, химического или биологического оружия на определенной территории. Также к заражению местности приводят аварии на техногенных объектах, сопровождающиеся выбросами опасных веществ. Таким образом, выделяют три вида заражения территории: радиоактивное, химическое и биологическое. Каждый из видов несет огромную угрозу безопасности людей и требует принятия экстренных мер.

Радиоактивное заражение

Этот тип заражения обычно является результатом взрыва атомной бомбы или катастрофы на предприятии мирного назначения, но работающего с радиоактивными веществами. Опасность радиоактивного заражения заключается в ионизирующем излучении, вырабатывающемся при ядерных реакциях. В случае аварии или взрыва уровень радиации резко возрастает. Образуется радиоактивное облако, которое переносится ветром и захватывает большие районы. Из облака впоследствии выпадают радиоактивные осадки. Происходит заражение воды. Степень загрязненности территории радиацией может сохраняться на опасном уровне в течении десятков лет после катастрофы.

знак радиации

Излучение оказывает разрушительное воздействие на живые организмы. В зависимости от силы взрыва или уровня ионизирующего излучения на территории, выделяют четыре зоны поражения. Степень заражения измеряется в рентгенах (Р).

Зона А

Это заражение считается умеренным. Для него характерны дозы облучения от 40 до 400 Р. Территория заражения обычно имеет форму эллипса. Даже умеренные дозы радиации способны привести к ухудшению самочувствия людей, оказавшихся в зоне заражения.

Симптомы умеренного радиоактивного заражения развиваются через несколько часов и усиливаются с течением времени. Они включают:

• уменьшение уровня лимфоцитов и тромбоцитов;
  • ослабление иммунитета;
  • временное бесплодие у мужчин;
  • тошноту, рвоту, диарею;
  • снижение аппетита;
  • слабость, утомляемость;
  • потерю волос.

При принятии мер для поддержания здоровья и отсутствии дальнейшего заражения симптомы проходят с течением времени.

лучевая болезнь

Зона Б

Зона сильного заражения, уровень радиации от 400 до 1 200 Р. Даже несколько часов на открытой местности, подвергшейся заражению, могут привести к тяжелым последствиям для здоровья и летальному исходу. Первые признаки заболевания появляются уже через полчаса после облучения.

Симптомы те же, что при умеренном заражении А, но проявляются в более тяжелой форме. К ним прибавляются кровоизлияния, бесплодие у женщин, подверженность инфекциям ввиду резкого снижения иммунитета. При облучении в 1 000 Р происходит отмирание костного мозга.

Смертность при облучении 600 Р составляет 90 %. Период излечения при благоприятном исходе - примерно год.

Зона В

Зона опасного заражения, характеризующая уровнем радиации от 1 200 до 4 000 Р. Эти дозы смертельны для организма. Симптомы наступают в течение 5-30 минут после облучения.

Происходит быстрая потеря жидкости организмом: рвота, диарея, мочеиспускание с кровью, нарушается обмен веществ. Наступает делирий и кома. Через несколько дней больной умирает.

Зона Г

Зона чрезвычайно опасного заражения. Уровень радиации от 4 000 Р. Стопроцентная смертность. Практически сразу человек впадает в кому и затем умирает.

Действия в условиях заражения

При радиоактивном заражении местности первая мера, которая принимается незамедлительно - оповещение населения.

Трагедия на Чернобыльской АЭС могла бы иметь меньше разрушительных последствий, если бы жители Припяти были немедленно оповещены о радиоактивной угрозе. Поэтому чрезвычайно важно донести до населения опасность ситуации и сообщить о мерах предосторожности.

Следующим шагом становится эвакуация людей из зараженных территорий.

Затем принимаются меры по нейтрализации последствий аварии или взрыва.

Авария Чернобыль

Находясь в зоне радиоактивного заражения, необходимо соблюдать меры безопасности:

• Оказавшись непосредственно в районе взрыва, нужно укрыться за любой преградой для защиты от ударной и световой волны.
  • Нужно проводить как можно меньше времени вне помещения. Виды радиоактивного излучения различаются проникающей способностью. Если от гамма-лучей укрыться практически невозможно, то уровень альфа-излучения снижается любой преградой, даже воздухом. Стены зданий сдержат распространение радиации.
  • В помещении нужно закрыть окна, законопатить щели, забить любые отверстия, через которые может проникнуть радиоактивное излучение.
  • Желательно ежедневно проводить влажную уборку, обязательно в перчатках.
  • Если необходимо выйти на улицу, требуется надевать плотную одежду. Не должно быть открытых участков тела.
  • Рекомендуется принимать йод (несколько капель на стакан воды). В противном случае радиоактивный йод откладывается в щитовидной железе.

Зона отчуждения

Загрязненная местность становится запретной зоной или зоной отчуждения. Население с таких территорий эвакуируется, а свободный доступ людей на них запрещен. Причина в том, что радиация сохраняет ионизирующие свойства на протяжении многих лет. Пребывание в таких районах несет угрозу заражения организма радиацией. К примеру, запретная зона Чернобыльской АЭС составляла 30 километров. Сегодня эта территория признана безопасной и открыта для экстремального туризма.

зона отчуждения

Химическое заражение

Химическое заражение местности происходит при выбросе веществ и соединений, обладающих высокой токсичностью. Примеры - иприт, фосген, зарин, сенильная кислота, адамсит и другие. Они имеют нервно-паралитическое, удушающее, раздражающее и кожно-нарывное воздействие.

Заражение осуществляется при попадании веществ на кожу, слизистые оболочки, они проникают в кровь при наличии открытых ран, а также через пищу и воду. Соединения обладают высокой проникающей способностью и наносят обширные поражения.

Как и в случае радиоактивного заражения, при химическом необходимо немедленное оповещение населения и проведение эвакуационных мероприятий.

Находясь в опасной зоне требуется использовать противогазы и респираторы. Если такой возможности нет, подойдет марля или любая ткань, смоченная водой. Затем требуется немедленно отправиться в укрытие и оставаться там.

Заходя в закрытое помещение, нужно снять всю одежду, которая была на человеке в момент заражения.

Покидая зону заражения, необходимо соблюдать максимальные меры предосторожности, защищать кожу, слизистые и органы дыхания. Запрещается курить на зараженных территориях, пить воду, принимать пищу, дотрагиваться до зараженных предметов.

Покинувшие зону заражения люди подвергаются обязательной санитарной обработке.

химическая угроза

Биологическое заражение

Данный вид заражений обусловлен использованием биологического оружия. Цель - распространение микроорганизмов, вызывающих эпидемии и пандемии тяжелых инфекционных заболеваний: сибирской язвы, чумы, оспы, тифа и т. д. Заражение происходит воздушно-капельным путем, через пищеварительную систему, через кровь и укусы насекомых.

Действия в условиях биологического заражения следующие:

• немедленное введение карантина на территории, запрет въезда и выезда;
  • профилактические мероприятия - прививки, антибиотики и т. д.;
  • строгое ограничение контактов;
  • соблюдение требований личной гигиены и требований к чистоте помещения;
  • мероприятия по дезинфекции;
  • защита воды и продуктов питания;
  • ведение статистики заболеваний.

Когда очаг заболеваний ликвидирован, проводятся конечные меры по дезинфицированию территории заражения.

биологическая угроза

В итоге можно сделать следующие выводы:

• Заражение - это опасное для организма воздействие внешних факторов: микроорганизмов, радиации, химических соединений.
  • Заражение местности бывает радиоактивное, химическое, биологическое.
  • Каждый тип заражения опасен и требует незамедлительных комплексных мер.