Речевая деятельность: структура, виды и формы

 

Речевая деятельность – это такой вид деятельности, который имеет социальную направленность. В ее ходе формирование и использования высказывание создается для достижения определенной цели (общения, влияния, оказания воздействия и прочее). Определение речевой деятельности давали многие ученые и лингвисты. Так, одним из примеров служит психолог Л. С. Выготский, который характеризует ее как процесс материализации мысли, то есть ее обращения в словесную форму.

В целом, структура речевой деятельности такова: она состоит из речевых актов, основанных на подготовке и реализации высказывания, имеющего различный объем и смысловую нагрузку.

Однако психологи отмечают, что эта структура состоит из четырех уровней. Первый из них – это взаимодействие потребностей и желаний, а также мотивов, которые должны влиять на будущее высказывание. То есть ориентировочная, первая фаза направлена на определение условий проведения речевой деятельности, а также выделение ее предмета и использование необходимых средств. Второй уровень – планирование – предполагает выбор и организацию средств и способа ее проведения. Что касается третьей фазы, которая называется реализующей, она может быть внешне выраженной или же невыраженной. На четвертом уровне речевая деятельность контролируется, причем способы проведения этой операции проводятся по-разному. Например, во время слушания основной упор делается на цель и установку определенного его вида. Что касается говорения, здесь самоконтроль проводится в течение всего процесса.

Если рассматривать эти структурные элементы с точки зрения лингвистики, наибольшее распространение получила схема речевого акта, разработанная Р. О. Якобсоном. В ее состав входят четыре основных элемента:

1. Адресант (тот, кто говорит).

2. Адресат (тот, кто слушает).

3. Контекст (та ситуация, в рамках которой производится высказывание – официальная обстановка, урок, разговор друзей и прочее).

4. Суть передаваемой информации.

Речевая деятельность может быть двух видов: внешней и внутренней, причем эти две части существуют в постоянной зависимости и единстве. Так, что касается внутренней формы, она контролирует организацию, планирование и программирование всей речевой деятельности, а исполнительными элементами здесь выступают психические функции, которые отвечают за ее реализацию (эмоции, потребности, мышление, память). Внутренняя форма характеризуется четырьмя этапами: мотивацией, формированием замысла, его реализацией, а также сопоставлением самого замысла с получившейся реализацией.

Речевая деятельность, как уже отмечалось, является биполярной, то есть ее реализация становится возможной при наличии двух субъектов. В случае односторонней формы выражения, когда существует только адресат или адресант, процесс не состоится. Если рассматривать такую ситуацию с точки зрения психолингвистики, тогда подобное возможно, если человек разговаривает сам с собой.

Заметим, что второй субъект – адресат, является не менее активным, чем первый. Психологи считают, что его речевая деятельность называется процессом «внутренней психической активности».

В целом, данный процесс считается интеллектуальным, потому что обусловлен его природой и предметом. Так, в роли последнего выступает мысленное отображение в сознании личности того или иного элемента окружающего бытия. Также среди характерных особенностей этого вида деятельности выделяют специфичность ее орудий, в роли которых выступают языковые единицы.

Таким образом, становится ясным, что именно речевая деятельность считается главным средством общения между индивидами. Ее одновременно определяют как основное средство коммуникации.

 

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.