Крымова Наталья Анатольевна: биография, карьера, семья

Крымова Наталья Анатольевна – легендарная личность в мире театра. Она, впитав в себя ростки гуманизма и социальной правды 60-х, уникальным образом соединила их с глубоким профессионализмом. Замечательно о таком состоянии души сказал Олег Ефремов:

Шестидесятые годы... "Шестидесятники"... Это было время, которое помогало стать человеком. Кто имел способность стать человеком, тот и стал. Казалось бы, до наивности просто, но и истинно вместе с тем. Важны не "цех", не анкета, - человеческие черты.

Наталья Анатольевна искренне верила в развитие психологической природы театра, понимала необходимость насыщения его все новыми и новыми формами. Свои взгляды она излагала в статьях, книгах. Она была востребованным критиком. Люди творчества ее статей всегда ожидали, а точку зрения обязательно принимали во внимание.

О том, что знаток театра Наталья Крымова – жена Эфроса, актера и режиссера, знали все. Впрочем, ее карьера – дело ее личных усилий, таланта, принципиальности. В большой мере благодаря ей состоялись драматурги Арбузов, Розов, Володин, ведь непрофессиональные нападки на них разбивались в прах после ее Слова. Сущность ее статей и выступлений заключалась в необходимом для искусства снятии приторного официального глянца с мастеров сцены, представлении их во всей глубине и неповторимости. Крымова замечала позитивные ростки театрального развития и проявляла заботу о них. В немалой степени благодаря ей была издана так необходимая актерам методическая литература: двухтомник М. Чехова, книги М. Кнебель, А. Попова.

Ее уважали. Она, не снижая планку профессионализма, имела редкое мужество всегда говорить правду, никогда не подчиняясь конъюнктуре.

Детство. Юность

Биография Натальи Крымовой складывалась обычно, как у большинства советских граждан: рождение, детство, школа, институт. Она появилась на свет 12.03.1930 в Москве. С родителями проживала по Леонтьевскому переулку. Кстати, рядом были апартаменты Станиславского. Маленькая Наташа запомнила его походку, улыбку, приветственные слова, обращенные к детям.

наталья крымова театральный критик

Родители девочки были далеки от театрального мира. О них можно встретить в записях Натальи Анатольевны следующее: «...Моя мама была Комиссаром Железного полка, коммунистом с “дооктябрьским стажем”. Про отца я всегда в анкетах писала “партийный работник” - он работал в ЧК при Дзержинском, а потом заведовал всякими “секретными отделами”. Отец ушел из нашего дома как раз в тот год, когда у нас появился Толя...»

С детства была духовно наполненной стихами Владимира Маяковского и считала театр чем-то необыкновенным Наталья Крымова. Биография ее свидетельствует о сознательном выборе профессии: она окончила театроведческий факультет института Луначарского (курс Павла Маркова), а затем и аспирантуру ГИТИСа.

Любовь

Весьма эффектной дамой, фотогеничной и выразительной всю жизнь была Наталья Крымова. Фото ее убедительно свидетельствуют об этом. Несомненно, в ней играл красками актерский дар высочайшей пробы, где все по-настоящему, не наигранно. Всмотритесь в ее снимки. В разных возрастах - одухотворенное лицо, светящиеся глаза.

Девушке театр представлялся целым миром, она чувствовала и понимала его. Первую свою театроведческую работу молодой критик Крымова писала по пьесе Вирты, которую представлял столичный театр транспорта. Здесь она в комедии Шекспира «Двенадцатая ночь» увидела Анатолия Эфроса в роли Мальволио.

крымова наталья анатольевна

Сама Крымова пишет об этой яркой странице своей жизни следующее:

...Встреча с Мальволио все в моей жизни решила – я в Толю влюбилась. Как он играл Мальволио? Меня это исполнение совершенно изумило и ошарашило. В одно и то же время смеешься и плачешь.

Мог ли Анатолий Эфрос, в свою очередь, не влюбиться в нее? Пожалуй, нет.

Черты личности

Что запомнили в ее облике миллионы телезрителей авторского цикла о театре? Ее характерную фирменную челку с проседью, притягивающий своей проницательностью взгляд и, конечно же, стильный серебряный перстень.

Она, скорей, походила не на критика, а на актрису старой школы, обладающую медленным завораживающим голосом, не опошленным изменчивыми эмоциями. Так было заведено по умолчанию: режиссеры и актеры ее мнение принимали как окончательное, как решение третейского театрального суда в одном лице.

крымова наталья анатольевна

Маленькой женщине было не занимать мужества. Это она первой создала театральную постановку памяти опального великого русского актера Владимира Семеновича Высоцкого. Вопреки боязливо-бюрократическому «существует мнение», вопреки официальной пропаганде, вопреки человеческому непониманию роли этого человека в культуре.

Ее речь хотелось слушать не отрываясь. При этом Наталья Анатольевна, как это делают настоящие актрисы, никогда не пользовалась жестами. Красноречивей их были уместные паузы, порой - выразительное молчание, и, конечно же, точная и уместная фиксация взгляда. Она была самым влиятельным театральным критиком своего времени.

Работа в журнале «Театр». Звездные годы критика

Первая публикация Крымовой появилась в журнале «Театр» в 1956 г. Она представляла собой разбор игры актером Проваторовым роли Джалиля.

Через два года Наталья Крымова, театральный критик, принятый и понятый творческой общественностью, стала литературным сотрудником, а затем и редактором этого издания. Главный редактор журнала, известный драматург и сценарист Николай Федорович Погодин, ценил ее видение драматургии произведений. Наталья работала начальником отдела критики. Ее деятельность в этом издании стала звездными годами признания и авторитета в театральном мире.

наталья крымова театральный критик

«Театр» был настоящим сообществом талантов, в нем работали такие Личности, как Соловьева, Туровская, Крымова, Свободин. Из-за неангажированности взглядов и приверженности классическим театральным канонам это издание в Советском Союзе считалось «бастионом полудиссидентского искусствоведения». Фактически идеологом неолиберального движения была Наталья Крымова. Театр она, казалось, чувствовала почти физически, улавливая малейшую фальшь.

В начале 70-х решением свыше журнал «Театр» был закрыт.

Ведущая теле- и радиопередач

Получив широкое признание и авторитет в театральном мире, Крымова Наталья Анатольевна с 1972 г. ведет специализированные теле- и радиопередачи по проблематике театра. Она создала высоко оцененный зрителями и актерами цикл телепередач «Мастера Экрана», повествующий о знаменитых актерах и режиссерах. Сюжет каждой такой передачи был неизбит и уникален. Обращенный к зрителям голос женщины-критика помогал им улавливать неповторимую красоту игры, заставлял восторгаться проявлениями настоящего таланта, трепетно относиться к тайнам театра.

Как она только все успевала? Несмотря на значительную коммуникативную нагрузку, ее театроведческие статьи все так же регулярно появлялись в альманахах, сборниках, журналах.

Профессор

С 1989 г. Крымова Наталья Анатольевна работает профессором в своей alma mater (институте Луначарского, позже переименованном в ГИТИС, давшем ей высшее театральное образование). Она выпустила два курса. Ее ученики вспоминают широчайшую эрудицию женщины-профессора, которой не нужно было подчеркивать ключевые моменты пафосом, литературными ухищрениями, упрощающими обобщениями.

Все это было не нужно той, которая при помощи специально обесцвеченного голоса умела презентовать широкой аудитории такой феномен, как искусство игры. Она учила своих студентов любить театр без малейшего намека на снобизм, не слепо и безоглядно, а, наоборот, улавливая все его нюансы, любить с требовательностью и принципиальностью, а если надо, то проявляя жесткость.

Журнал «Московский наблюдатель»

С 1990 по 1998 г. Крымова работала редактором «Московского наблюдателя». Журнал был назван созвучно столичному историко-литературному изданию, выходившему с 1835 по 1839 г. дважды в месяц.

крымова наталья жена эфроса

Впрочем, в отличие от последнего, советское издание носило выраженный профессиональный театральный характер. Журнал сыграл позитивную роль для поддержания театральных традиций в государстве переходного типа.

Книги

Работы Натальи Крымовой изданы трехтомным сборником. Все три книги объединяет название «Имена. Рассказы о людях театра». Объектом осмысления всего творчества этого критика являлись именно люди, всецело посвятившие свои силы, интеллект, сознание постижению искусства Мельпомены и Талии. Наталья Анатольевна никогда не была заурядным статистом жизни сцены. Проявляя тонкий вкус и принципиальность в критериях оценки, она фактически создавала яркий, наполненный живыми примерами учебник для людей, пытающихся постичь саму душу, сердцевину театрального творчества.

Также известны ее книги «Имена» и «Любите ли вы театр?».

Отзывы о критике

Примечательно, что, читая статьи Крымовой, понимаешь: критик не дистанцируется в этих работах от театра, он просто живет, дышит, наполнен им.

наталья крымова книги

Легким, нескучным и занимательным слогом излагала свои взгляды Наталья Крымова. Книги ее рассчитаны не только на прочтение специалистами и гуманитариями, они представляют интерес и для рядовых людей – любителей театра. В сборник включено 300 самых ярких работ литературного критика.

Семья

В 1953 году они поженились с Эфросом, а в следующем году у пары родился сын Дмитрий, впоследствии ставший театральным режиссером и художником.

Крайне редко в искусстве можно найти аналог подобного союза творческих личностей, как более чем тридцатилетний брак Натальи Крымской и Анатолия Эфроса. Разве что Мстислав Растропович и Галина Вишневская да Родион Щедрин и Майя Плисецкая.

Мудрая любящая женщина, обладающая стальным характером, обустраивала уклад в своей семье таким образом, что ведущим всегда был Анатолий Эфрос. Жена постоянно помогала ему, окружала творца заботой, пониманием. «У Толи такой характер, - говорила она, - раны, нанесенные ему, никогда не заживают». Современники говорили об этой паре, что их отношения отличались редким взаимопониманием, помощью и состраданием.

Браки заключаются на небесах. Некоторые поклонники их таланта усматривают гармонию, царящую в этой семье, даже в датах ухода этих людей: Анатолий Эфрос умер 13 января, на Старый новый год, а Наталья Крымская 1 января, в Новый год.

Награды

В 1997 г. Крымова Наталья Анатольевна Указом Президента была удостоена почетного звания заслуженного деятеля культуры РФ. Действительно, она более чем заслужила его. Однако, размышляя об этой награде, можно высказать ряд соображений и вопросов.

К сожалению, государство оценило ее вклад в театральную критику лишь за пять лет до смерти. Так что есть по факту данная награда? Констатация факта или стимул к творчеству? Раньше следовало награждать! Ведь Наталья Крымова долгие годы, лет тридцать, считалась лидером и трибуном театральной мысли, начисто лишенной всякого снобизма и конъюнктуры, что совсем не часто встречается. В театральном мире Крымова не была чиновником, однако она пользовалась реальной Властью благодаря Слову.

Награда должна окрылять человека, когда он еще полон сил, но не когда он тяжело и окончательно болен. Последние свои годы Крымова уже ничего не писала. Она, человек удивительно цельный, просто жила памятью об ушедшем и любимом муже Анатолии Эфросе.

Заключение

В былые времена, если в театре знали о том, что Крымова присутствует на спектакле, актеры не выходили на сцену равнодушно. Они выкладывались, играли в полную силу, а потом с трепетом ждали оценки. Ведь для каждого творческого человека важно знать, действительно ли живет в нем божья искра таланта. Наталья Анатольевна, благодаря своему непостижимому чутью, в любой игре видела ее суть, отделяла фальшь от вдохновения, отличала творческое горение от механического повторения заученного. Сейчас же можно расслабиться: Крымова не придет.

наталья крымова фото

К сожалению, в наше время действительно не хватает театральной критики подобного уровня. Всей своей жизнью ответила на вопрос, востребован ли обществом подобный Мастер, Наталья Крымова. Театр же нынче особенно неблагополучен, он действительно болеет многими негативными явлениями: отступничеством от идеалов нравственности, допускаемой режиссерами вседозволенностью, снижением планки эстетических и этических норм.

Актеры и режиссеры в погоне за кассой порой забывают, что к своей профессии им следует относиться с трепетом, что результатом действительной, реальной творческой деятельности всегда должно быть создание некоего нематериального чуда, именуемого искусством.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментариев 1
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
0
Лучше, чем сказано в статье, не скажешь...Человек самой высокой пробы во всех отношениях. Как профессионал и как личность. Жена и мать. С надеждой будем ждать появления столь же масштабного и нравственного деятеля культуры...
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.