Рефлексия - это незаменимый инструмент в освоении материала

Комментировать Редактировать статью

 

Человек считается уникальным биологическим видом на планете, единственным, обладающим высоким типом мышления. Но при этом будет неразумно отрицать нашу животную природу. Насколько бы развитыми существами ни были люди, важно помнить, что мышление и поведение у нас подчиняется тем же общим правилам, что и у животных.

Одним из важнейших свойств многоклеточных живых организмов, в том числе и человека, является наличие рефлексов. По определению – это некие стереотипные проявления, возникающие в виде реакции на внешнее воздействие и проходящие с участием нервной системы. Различают условные и безусловные рефлексы.

Происхождение и определение термина

Впервые понятие рефлекса было применено еще в семнадцатом веке, но свое истинное значение оно приобрело значительно позже. К широкому распространению этого термина имеют непосредственное отношение двое русских ученых: основоположник науки физиологии И. М. Сеченов и И. П. Павлов. Последний известен экспериментальным подходом, который в свое время дал ученым немало полезной и достоверной информации. Павлову удалось значительно расширить представления его предшественника о принципах действия нервной системы животных. Им же было введено понятие двух типов рефлексов. Также немалый вклад в это учение позднее внес Ч. С. Шеррингтон, удостоенный Нобелевской премии.

Все врожденные реакции организма были отнесены к безусловному типу рефлексов. Их главное значение – сохранение и поддержание жизнедеятельности. Такие рефлексы не требуют особых условий для возникновения и присущи всем представителям конкретного вида в равной степени. Простейшим примером может послужить выработка слюны при виде пищи. Более сложным проявлением можно считать различные инстинкты, например, присущий всем высшим животным инстинкт самосохранения.

Условные рефлексы приобретаются с опытом в течение жизни. Они тоже основаны на базе врожденных реакций, но носят индивидуальный характер. На возникновение выработанного рефлекса у конкретной особи решающее значение оказывают окружающие условия. В основе возникновения такого рефлекса лежит соотнесение биологических реакций организма с внешними раздражителями. Так, животное может ассоциировать принятие пищи с загорающимся светом, если подобная схема повторяется многократно. Впоследствии его реакция на загоревшуюся лампочку будет аналогична реакции, возникающей при виде еды.

Рефлексия

Схожее со словом «рефлекс» понятие на самом деле имеет с ним мало общего. Рефлексия – это скорее психологический термин. Происхождение слова связано с латинским языком, в переводе оно означает «обращение назад». По упрощенному определению современной психологии рефлексия – это самоанализ, вдумчивое переосмысление полученной информации и своего состояния.

Данный термин широко используется в педагогике, так как позволяет повысить эффективность обучения за счет лучшего усвоения знаний. Замечено, что информация гораздо глубже отпечатается в сознании ребенка, если дать ему время обдумать учебный материал, а не просто прочитать и принять к сведению.

Рефлексия на уроке и в конце его

В настоящее время рефлексия – это незаменимый психологический прием, применяемый вместе с подачей учебного материала. В зависимости от целей она может проводиться как в начале, так и в конце урока.

К примеру, эмоциональная рефлексия помогает создать нужное настроение у детей и настроить их на рабочую атмосферу. Поэтому проводить ее лучше перед началом самого учебного процесса. В качестве инструментов здесь используются карточки, музыка, картинки или видеоизображения – все то, что затрагивает сферу чувств. Кроме того, эмоциональная рефлексия – это один из лучших способов установить с классом эмоциональный контакт.

Рефлексия в конце урока служит для закрепления полученного материала. Как правило, преподаватель предлагает детям проанализировать проведенное время, свою активность и пользу от знаний, после чего просит дать общую оценку подошедшему к концу занятию. Важно, чтобы дети в положительной форме обозначили ценные для них моменты: чему они научились, что их удивило или воодушевило, какое открытие стало самым интересным, что получилось сделать.