Святой Иосиф: описание, жизненный путь, икона, молитва

Со страниц Евангелия до нас дошел рассказ о святом Иосифе, который, согласно христианской догме, будучи обрученным с Девой Марией, воздерживался от супружеских отношений, храня ее чистоту и целомудрие. Именно поэтому вошло в традицию именовать его не мужем, а лишь Обручником Божьей Матери. На его же долю выпала великая честь хранить и оберегать Иисуса Христа в ранние годы Его земной жизни.

Святое Семейство

Жених непорочной девы

Являясь прямым потомком царя Давида, святой Иосиф тем не менее вел весьма скромную жизнь, поселившись в небольшом городке Назарете и зарабатывая средства к существованию нелегким плотницким трудом. Евангелисты умалчивают о его возрасте, но из апокрифов – религиозных сочинений, не признанных официальной церковью, - известно, что к моменту обручения с Пресвятой Девой ему было не менее 80 лет, тогда как Она едва достигла четырнадцатилетнего возраста.

Это объясняется тем, что, соблюдая иудейский закон, Дева Мария была обязана в столь юном возрасте покинуть Иерусалимский храм, где провела свое детство, и выйти замуж. Однако, дав обет вечного целомудрия, Она не могла стать женой в общепринятом значении слова, и брак с 80-летним старцем являлся своего рода компромиссом.

Любящий отец

В ряде апокрифов говорится даже, что сами первосвященники Храма избрали святого Иосифа в качестве хранителя девства своей бывшей Воспитанницы. Известно также, что он был вдовцом и от прежнего брака имел 4 сыновей: Иакова, Иуду, Иосию и Симеона. В Евангелии упоминаются и его дочери, но ни имена, ни даже количество не указывается.

Хранитель чистоты Пресвятой Девы

Евангелист Матфей рассказывает, что вскоре после заключения брака Иосифу стало известно, что его Жена, к которой он не прикасался, беременна. Заподозрив супружескую измену, но не желая публичного позора, старец решил отпустить Ее, однако явившийся во сне ангел поведал ему о зачатии от Духа Святого и скором рождении Мессии.

Приняв со смирением все сказанное Божьим посланником, Иосиф продолжает хранить чистоту Девы Марии и появившегося на свет Младенца и, согласно полученному Откровению, нарекает его Иисусом, став при этом его формальным отцом. Именно поэтому на иконах святой Иосиф часто изображается держащим на руках Младенца Христа.

Картина А.Е. Егорова "Отдых на пути в Египет"

Откровения небесного посланника

Со страниц Евангелия от Матфея известно также, что Иосифу Обручнику было послано Богом еще два Откровения. Из первого он узнал об опасности, которая грозит Младенцу со стороны царя Ирода, и поспешил вместе с семьей укрыться в Египте. В другой раз ему было сообщено о смерти ненавистного царя и о возможности вернуться на родину. Исполнив Божье повеление, он вернулся в Землю Израилеву и поселился в галилейском городе Назарете.

Последнее же упоминание о святом Иосифе относится к его паломничеству в Иерусалим, куда он отправился со всей семьей для празднования Пасхи. Это эпизод из 2-й главы Евангелия от Луки, в котором двенадцатилетний Иисус, отстав от Своих земных родителей, принимает участие в богословской дискуссии, устроенной в Храме иудейскими мудрецами.

Конец земного пути старца Иосифа

Уместно будет вспомнить и апокриф, появившийся в Египте на рубеже III и IV вв. и получивший распространение под названием «История об Иосифе Плотнике». В нем говорится о том, что, предвидя свою кончину, Обручник Девы Марии совершил паломничество в Иерусалимский Храм, чтобы просить у архангела Михаила помощи в смертный час.

Кончина святого Иосифа

В том же сочинении упоминается обещание, данное ему Иисусом Христом, согласно которому его тело сохранится нетленным до Второго Пришествия Господня и установления Им на земле Царства Божия. Умер же Иосиф, как сообщает безымянный автор апокрифа, в возрасте 111 лет и был погребен небесными ангелами.

Не противореча этому утверждению, многие библеисты – исследователи, занимающиеся изучением Священного Писания, - полагают, что смерть Иосифа наступила еще до начала земного служения Иисуса Христа. Местом же его погребения стала Гефсиманская пещера, в которой к тому времени уже покоились тела святых Иоакима и Анны – родителей Пресвятой Девы Марии.

Почитание Божьего Отчима в католическом мире

Со времен раннего христианства Иосиф Обручник, или, как его именуют католики – Труженик, пользуется всеобщим почитанием. В западной традиции его память как покровителя Святого Семейства с давних времен отмечалась 19 марта. Однако в 1955 году римский папа Пий XII решил придать отмечавшемуся 1 мая празднику труда религиозный подтекст. С этой целью он связал его с именем Иосифа Труженика, объявив его покровителем всех, кто в поте лица добывает свой хлеб. Таким образом, латиняне отмечают его память дважды в год: 19 марта и 1 мая.

Костел св. Иосифа в Николаеве

В честь Обручника Пресвятой Девы Марии ими построены многочисленные храмы, расположенные как в католических, так и в православных государствах, среди которых наиболее примечательным является костел Святого Иосифа в Николаеве (Украина), фото которого приведено выше. Возведенный в конце XIX века польскими эмигрантами, он поражает благородством форм и высокой одухотворенностью заложенной в нем архитектурной концепции. Кроме того, католические приходы Святого Иосифа созданы во многих других государствах мира, таких, например, как Великобритания, Польша, США, Китай, Франция и т. д.

Православные традиции чествования Обручника Девы Марии

В православных церквях День святого Иосифа празднуется ежегодно 8 января, то есть сразу после Рождества Христова. Здесь он также пользуется глубоким почитанием, и во многих приходах на стене храма можно увидеть его икону, на которой Божий Отчим изображен с Предвечным Младенцем на руках. Большинство из них во всей полноте выражают чувства старца к Спасителю мира, хранителем и наставником Которого он стал по воле Всевышнего.

Так сложилось, что среди православных государств наиболее широкое его почитание установилось в Беларуси, на территории которой церкви святого Иосифа построены в Орше, Воложине и Рубежевичах. В России же, несмотря на то что храм в его честь возведен лишь в Тюмени, почитание Обручника Девы Марии имеет давние и прочные традиции. Ежегодно 8 января во всех церквях звучит акафист и молитвы святому Иосифу, текст одной из которых представлен в нашей статье. Кроме того, зачитываются фрагменты евангельских текстов, в которых упоминается его имя.

В мастерской св. Иосифа

Молитвы ко святому Обручнику Пречистой Девы

О чем же принято просить в молитвах, возносимых перед иконой этого святого, ставшего одним из наиболее ярких персонажей Священной истории? Прежде всего к нему обращаются за ходатайством перед Господом о даровании сил преодолеть соблазны, которые дьявол расставляет человеку на его жизненном пути. Это и не случайно, ведь сам Иосиф, будучи искушаем врагом рода человеческого, смог устоять и принять в свое сердце слова небесного посланника.

Кроме того, у святого Иосифа испрашивают помощь в обретении любви к ближнему, смирения, кротости и милосердия. Как упоминалось выше, он считается покровителем всех тружеников, поэтому к нему часто обращают молитвы, начиная какое-то новое дело. Не оставляет он без своей помощи и малолетних сирот, вдов, узников и путешественников.

Молитва св. Иоосифу

Таинственный старик, прячущий копыта

Иконография святого Иосифа имеет одну весьма любопытную особенность, вызывавшую прежде горячие дискуссии среди представителей научного мира. Дело в том, что на иконах наиболее древнего письма часто имелось нанесенное в нижнем углу изображение маленького, согбенного годами старичка. Сам же святой был представлен обращенным лицом к зрителям, но с закрытыми глазами.

На протяжении многих лет историки и искусствоведы пытались дать объяснение этому странному образу, пока ответ на вопрос не был найден среди записей старых палеховских мастеров-иконописцев. Как выяснилось, изображенный в углу старик символизирует врага рода человеческого − дьявола, во сне внушающего старцу Иосифу подозрения относительно супружеской неверности Девы Марии. Согбенная же поза служит для того, чтобы скрыть от искушаемого им Иосифа рога и копыта. Эта аллегорическая трактовка образа, заимствованная когда-то у западных иконописцев, постепенно вошла в традицию и на протяжении веков повторялась отечественными мастерами, подчас неверно понимавшими ее значение.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.