Японский режиссер-аниматор Хаяо Миядзаки: биография, семья, творчество

Биографию Хаяо Миядзаки знает большинство поклонников мирового кинематографа. Это самый известный японский аниматор, сценарист, режиссер. Практически каждая его работа становится настоящим событием, критики отмечают гуманизм и глубину его лент. В 2014 году он стал обладателем внеконкурсного почетного "Оскара".

Ранние годы

Рассказывать биографию Хаяо Миядзаки начнем с 1941 года, когда он появился на свет в Токио. Его детство пришлось на трудные для страны времена, он рос в разгар Второй мировой войны, которую Япония к тому же и проиграла. Тяжелое детство оставило определенный отпечаток на его личности и судьбе, сделав убежденным пацифистом и противником фашизма.

Раннее детство героя нашей статьи прошло в небольшом городке Акэбоно-те. Там он впервые восхитился летательными аппаратами, которые затем регулярно появлялись в большинстве его лент. Отец Хаяо работал на фабрике, производившей комплектующие детали для самолетов.

Семья Хаяо Миядзаки была многодетной, он был вторым из четырех сыновей. Вместе с отцом и братьями он объехал практически всю Японию, так часто переезжать им пришлось из-за болезни матери, которая страдала от туберкулеза. С места на место они переезжали около десяти лет, в 1956 году женщина неожиданно для всех окончательно вылечилась.

Постоянные переезды не помешали Миядзаки получить качественное образование. Старшую школу он окончил в 1958 году.

Выбор профессии

Режиссер Хаяо Миядзаки

Примечательно, что с выбором профессии Миядзаки определился сравнительно рано. Анимация увлекла его, когда он еще учился в школе. Его покорил мультфильм "Легенда о белой змее". Впечатления оказались настолько сильными, что Хаяо решил попробовать свои силы в этом искусстве.

Он начал с собственной манги, но сразу столкнулся с серьезными трудностями. Оказалось, что он не умел рисовать людей, ранее его занимали только наброски моделей самолетов. К тому же, сравнив свои рисунки с кадрами аниме, которое его так вдохновило, он понял, что в деталях и подробностях копирует увиденный стиль, не пытаясь придумать что-то свое. В результате его первую работу никто так и не увидел, Миядзаки уничтожил свое творение.

Образование

В 1963 году герой нашей статьи поступил в университет Гакусюин, где принялся изучать экономику и политику. Эти предметы были далеки от искусства, зато в вузе он стал членом книжного клуба. Под пристальным вниманием его участников оказалась детская литература, в том числе произведения европейских авторов.

В 22 года произошли важные перемены в биографии Хаяо Миядзаки. Он окончил университет и поступил на службу в одну из крупнейших японских анимационных студий - Toei Animation. Начав с азов, он достаточно быстро продвигался по карьерной лестнице.

Поначалу Хаяо рисовал промежуточные стадии перемещения персонажей, уже через два года на его талант обратили внимание руководители. В 1965 году был по достоинству оценен его вклад в создание черно-белого анимационного фильма "Космические приключения Гулливера", ему даже позволили изменить концовку на свое усмотрение.

В конце 60-х - начале 70-х годов он параллельно работает сразу над несколькими проектами. Это экранизация манги "Корабль-призрак", трилогия "Кот в сапогах" и мультфильм "Звериный остров сокровищ". Теперь уже он занимается отрисовкой ключевой анимации и раскадровкой. Параллельно рисует мангу, издает графическую новеллу "Народ пустыни". Она вышла под псевдонимом Сабуро Акицу.

Работа в этой компании принесла ему ценный опыт и нужные знакомства. Свою технику он совершенствовал под надзором знаменитого аниматора Ясудзи Мори, там же познакомился со своим будущим партнером и близким другом Исао Такахатой.

Перемены

Несмотря на определенные успехи и продвижение по карьерной лестнице, Миядзаки был недоволен тяжелыми условиями труда, которые существовали в компании. Вместе с другими аниматорами они создали профсоюз, который стал защищать интересы работников мультипликационных студий.

Такое поведение руководство восприняло как бунт. Мультфильм "Принц Севера", над созданием которого герой нашей статьи много работал, был снят с проката. Окончательно распрощаться с этой студией друзья решили в 1971 году. Они уволились.

Практически сразу Миядзаки вместе с друзьями основывает собственный проект A-Pro. Но его старт приходится отложить, два следующих года герой нашей статьи и Такахата работают на компанию TMS Entertainment, дорисовывая продолжение сериала "Люпен".

Затем последовало сотрудничество с Nippon Animation. Именно в этой компании в 1978 году Миядзаки дебютирует в качестве режиссера. Его дебютом становится многосерийное аниме "Конан – мальчик из будущего", которое было сделано на основе манги "Невероятный прилив".

Еще через год друзья возвращаются в TMS. К тому времени в биографии Хаяо Миядзаки много успешных проектов, поэтому ему доверяют заниматься режиссурой. Его первым полномасштабным проекта становится мультфильм "Люпен: Замок Калиостро". Хаяо Миядзаки получает заслуженные похвалы, эта картина до сих пор остается одной из самых любимых у японцев.

Навсикая

Навсикая из Долины ветров

Сам Миядзаки в интервью неоднократно отмечал, что оставил мангу, так как не был удовлетворен конечными результатами. Правда, такое мнение было не у всех.

В 1982 году издание Animage начинает публиковать его мангу о принцессе, которая живет в постапокалиптическом мире, борясь при этом за чистоту природы. Произведение под названием "Навсикая из Долины ветров" быстро набирает популярность. Вскоре мангу предлагают экранизировать, на что Миядзаки сразу соглашается.

К проекту он привлекает Такахату, который берет на себя обязанности продюсера. Аниматоры работают не покладая рук, уже в 1984 году на экраны выходит полнометражный фильм.

Критики и публика благосклонно восприняли первую самостоятельную полнометражную работу мастера.

Собственная студия

Окрыленные успехом друзья решают не останавливаться на достигнутом. Основывает собственную студию Хаяо Миядзаки вместе с Такахатой и редактором Animage. Она получает названием "Гилби". Именно здесь выходят главные шедевры японской анимации последних десятилетий.

Уже в 1985 году режиссер аниме Хаяо Миядзаки представляет на суд публики полнометражный фильм "Небесный замок Лапута".

Мой сосед Тоторо

В 1988 году на экранах появляется новый фильм под названием "Мой сосед Тоторо". Зрители оказываются в провинциальной Японии в середине XX века. Две сестры встречаются с милыми и странными духами леса. Этих мифологических персонажей сразу полюбили на родине режиссера и далеко за ее пределами.

После выхода фильма "Мой сосед Тоторо" выявилась яркая черта творчества Хаяо Миядзаки. Его главными героями практически всегда становятся маленькие девочки. Находчивые и смелые девушки - главные героини "Ведьминой службы доставки", такая же ситуация сохраняется в большинстве других его работ.

"Принцесса Мононоке"

Принцесса Мононоке

Считается, что именно мультфильм Хаяо Миядзаки "Принцесса Мононоке" принес его студии известность во всем мире. Особенный успех у картины был в США. В 1996 году даже был подписан контракт со студией Уолта Диснея.

Как вспоминают об этом соглашении американцы, при его подписании Миядзаки был непреклонен, потребовав воспроизвести мультфильм в точности таким, каким он был в оригинале. В качестве аргумента он даже прислал самурайский меч, испачканный красной краской, призывая не резать его произведение.

После "Принцессы Мононоке" он захотел уйти в некоммерческую анимацию, но этим планам помешала смерть одного из ключевых его коллег, Есифуми Кондо.

"Унесенные призраками"

Унесенные призраками

Очередным его проектом стала лента "Унесенные призраками", которая вышла в 2001 году. Пожалуй, это самый известный мультфильм Хаяо Миядзаки. За эту работу он получил большое количество наград, картина успешно прошла в мировом прокате. Среди них у Хаяо Миядзаки премия Японской киноакадемии, "Золотой медведь" Берлинского кинофестиваля.

Главная героиня картины - снова маленькая девочка, которую зовут Тихиро. Ее родители оказываются в волшебной стране, в которой их превращают в свиней. Чтобы спасти их, Тихиро устраивается на работу к владелице этой местности, волшебнице Юбабе. Во время путешествия по этой сказочной стране девочка знакомится с мальчиком и драконом Хаку, девушкой Рин, Безликим богом, престарелым Камадзи.

В 2003 году Хаяо Миядзаки получил "Оскар" за эту работу в номинации лучший анимационный полнометражный фильм. В том году среди его конкурентов были "Ледниковый период", "Лило и Стич", "Планета сокровищ", "Спирит: Душа прерий".

Успехи и провалы

В 2004 году выходит еще одна успешная работа режиссера - полнометражная анимационная картина "Ходячий замок", основанная на одноименном сказочном романе английской писательницы Дианы Джонс. В центре повествования оказывается замок Хаула, прообразом которого, по признанию самого режиссера, стала избушка на курьих ножках из русских народных сказок.

Правда, вслед за триумфом последовал провал. В 2006 году вышли "Сказания Земноморья", ставшие экранизацией произведений Урсулы Ле Гуин. Миядзаки сам добивался ее согласия, но работу над лентой начал его сын Горо. В процессе съемок отношения между ними были предельно натянутыми, что сказалось на фильме. Картина не понравилась ни американской писательнице, ни большинству зрителей.

Рыбка Поньо на утесе

Но уже своим следующим проектом Миядзаки доказывает, что та неудача была лишь случайностью. В 2009 году он выпускает фильм "Рыбка Поньо на утесе". Картина получает две награды Венецианского фестиваля, много премий в самой Японии.

Это история о дружбе двух 5-летних детей. Мальчика по имени Сооске и дочери морской богини и колдуна, рыбки Поньо. Отец Сооске - капитан рыболовецкого судна, а сам он живет с матерью в доме на утесе.

Поньо вместе с сестрами обитает в жилище морского колдуна на дне океана. Однажды она уплывает, чтобы посмотреть на людей, случайно попадает в банку и оказывается выброшенной на берег, где ее и подбирает герой. Поньо влюбляется в него, мечтая теперь стать человеком.

После выхода этой работы Миядзаки берет перерыв продолжительностью шесть лет.

"Ветер крепчает"

Ветер крепчает

В анимацию режиссер возвращается в 2014 году с картиной о знаменитом японском авиаконструкторе Дзиро Хирокоси. Лента "Ветер крепчает" Хаяо Миядзаки - это биография реального человека, который работал над созданием воздушных машин.

Картина была представлена на Венецианском кинофестивале, после чего режиссер официально объявил об окончании своей профессиональной карьеры. В мультфильме "Ветер крепчает" Хаяо Миядзаки рассказывает о создателе японских истребителей Mitsubishi A5M и Mitsubishi A6M Zero.

Главный герой предстает перед нами мальчиком, который мечтает в будущем пилотировать самолет, но не может этого делать из-за своей близорукости. Тогда он и решает стать авиастроителем.

Личная жизнь

Миядзаки женат на сотруднице своей анимационной студии Акэми Ота. Свадьбу сыграли в 1965 году. В браке у них появилось двое сыновей - Горо и Кэйсукэ. Если старший стал аниматором, продолжив дело отца, то младший занимается резьбой по дереву. Сам Миядзаки признавался, что после рождения детей стремился снимать фильмы, которые бы, в первую очередь, понравились его детям.

Возвращение в профессию

Фанаты Миядзаки с воодушевлением восприняли новость о том, что режиссер передумал окончательно уходить из профессии. О своем возвращении он объявил в 2016 году. Известно, что он работает над полнометражной картиной под названием "Как вы живете", основанной на одноименной японской книге 1937 года о мальчике Дзюнъити Хонда, который получил прозвище в честь Коперника. В юности он потерял отца, был вынужден переехать к состоятельному дяде, где сразу стал объектом насмешек высокомерных кузенов. Ожидается, что эта картина выйдет на экраны в течение нескольких ближайших лет.

Также было известно, что он трудился над короткометражной лентой "Гусеница Боро", при создании которой использовал CGI-графику. Но в результате остался недоволен форматом, решив сделать еще один полнометражный фильм.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.