Этапы развития логистики: основные понятия, цели, задачи, характеристика и применение

Исторические этапы развития логистики шли в ногу с рыночными тенденциями объективного характера. Именно широкое понимание возможных ресурсов логистического подхода и уровень разработки концепций и моделей логистического управления привело данный вид научной и практической деятельности к нынешнему виду. Логистика просто необходима в современных условиях организации жизни населения разных стран, поэтому ее применение постоянно дорабатывается и совершенствуется.

Наука рассуждать

база хранения

Данный вид экономической деятельности – вычислять и на практике управлять оптимизацией движения финансовых, материальных и информационных потоков от начального этапа, до конечного потребителя. Начало XX века и выпуск труда «Транспортная логистика» дали толчок в развитии данного направления. На базе данной информации были построены модели перевозки войск, что было применено на практике в Первой мировой войне. История и этапы развития логистики затрагивает и Вторую мировую войну, где ее применяли в материально-техническом снабжении армии. Активно данная область стала применяться в 60-70 года XX века, только тогда стали придавать особое значение схемам поставки товара и развитию производства.

Специалисты понимали, что необходимо отслеживать этапы передвижения продукции, что позволит увидеть и просчитать возможные потери, которые были в привычных схемах. Осознание того, что логистический организованный путь уменьшает себестоимость товара в пункте назначения, перевернуло все представление о рыночных отношениях. Научно-технический прогресс и компьютерные технологии помогли логистике выйти на новый уровень и превратили управление информационными потоками в более простой и доступны процесс.

Поэтапно

Экономика представляет несколько подходов к определению этапов развития логистики. Обобщенный подход включает в себя этап становления, что представляет собой интеграцию транспортного и складского процесса для распределения ГП, этап развития, этап интеграции, что включает в себя работу с готовым сырьем, этап глобализации и современное развитие логистики.

Развитие рассматриваемой области обуславливается объективными тенденциями на рынке, экономическими факторами, когда усиливается внимание к покупателю, выделяются конкурентные товары, происходит поиск лучших методов обслуживания потребителя, рентабельные пути координации предложения и спроса. Широкий выбор товара способствовал увеличению затрат на формирование запасов в системах распределения, что также нуждалось в поиске возможностей снижения финансовых потерь.

Философия маркетинга

простой способ связать всех

Предпосылки и этапы развития логистики свое начало берут с теории и практики управления, поиска новых логических подходов, основанных на сокращении циклов заказа продукции. Все упиралось в концепции снижения затрат. Ключевая концепция была направлена на перегруппировку затрат в распределении ГП, например, перевозки автомобильные заменить на воздушные, что сразу исключает необходимость в промежуточных складах, а также отнимает затраты на хранение и складирование. При этом, стоимость перевозки возрастет, но, анализ расходов и доходов, в результате, покажет, что схема будет выигрышной.

Логистика позволяет решать проблемы организации транспортно-складского процесса. Сложность управления в ежедневных колебаниях спроса и периодическая путаница в процессе распределения продукции. Оптимизация распределения была несовершенной и раньше, но чаще всего такие проблемы решались в одностороннем порядке и не имели нужного эффекта. Совместное решение проблем оптимизации, пусть и было нелегким на начальном этапе, но стало рентабельным и смогло объединить и работу программного обеспечения, и вычислительной техники, и профессионализм специалистов, а также позволило вывести организацию процесса на новый уровень.

Развитие и интеграция производственных процессов

виды транспорта

Постепенно этапы развития логистики на предприятии благодаря росту инвестиций стабилизировались, и основной задачей стало рациональное использование полуфабрикатов и сырья, ресурсный фактор стал центральным в конкурентной борьбе. Данный этап развития характеризуется поиском новых путей снижения затрат, рационального использования материалов, разработкой принципов промышленной логистики и внедрением принципов управления качеством. Этап развития для производства, складов и транспорта стал объединением в один слаженный механизм. Процесс контролировался от производственной линии до конечного потребителя.

Попытка сбить с правильного пути

Попытка внедрить в широкое использование логистическую координацию не нашла поддержки у представителей среднего и высшего менеджмента, где не были готовы к таким изменениям. Многие испугались трудностей в системе бухучета. Но, первый этап развития логистики характеризуется использованием логистического подхода для управления материальными потоками, и тот факт, что пришло понимание о взаимосвязанной системе управления, а также интеграции отдельных функций распределения материалов, в сумме помогли развитию и распространению информационного взаимосвязанного контроля и «тарно-упаковочной» революции. Такие изменения в корне поменяли стандарты производства новых видов тары, упаковки, после чего складские комплексы стали автоматизированными, внедрилась контейнерная перевозка грузов.

Работа с готовой продукцией

Этапы развития логистики в экономике включает также фазу интеграции и изменения в государственном регулировании ее инфраструктуры. Произошли структурные изменения в ведении бизнеса: рост партнерства, стратегических союзников в области оказания транспортных услуг и организации оптовой торговли. Постепенно целью стало внедрение концепции всеобщего управления качеством, такого управленческого подхода, где центральной фигурой выступает повышение качества на всех стадиях продвижения продукции или услуг. Логистическое управление реализовывалось по принципу долгосрочного планирования, а не как ранее, непосредственного реагирования.

Внедрение информационных технологий и полная компьютеризация процесса позволили автоматизировать интерактивные процедуры интегрированного менеджмента. Первый этап развития логистики в полной мере ощутили супермаркеты на рубеже 20 и 21 веков, они связали системы контроля имеющихся запасов с системами поставщиков. Становление интегральной концепции давал постоянный контроль над всеми передвижениями до конечного потребителя в режиме реального времени.

Глобализация

глобализация экономики

Мировая экономика и происходящие фундаментальные изменения дали толчок к осуществлению деятельности не только на национальном уровне, но и в мировых масштабах. Глобализация мировой экономики подтолкнула сферу бизнеса на путь привлечения таможенных и экспедиционных компаний, банков, которые были посредником в заключении сделок. Таким образом, изменились требования к менеджерам. Хороший специалист должен был обладать знаниями в области налоговых систем, правительственного регулирования экономики, знать требования к маркировке упаковки, умениями устранять таможенные барьеры и оперативно подготавливать необходимую документацию.

Важный этап становления

современная логистика

Важные и основные этапы развития логистики наступили в начале XXI века после создания международных ассоциаций логистики со своими специализированными исследовательскими и учебными центрами, консультативными отделами. Новый этап наступил и в развитии электронного бизнеса, переговоры между фирмами происходили по принципу B2B – business-to-business (поставщик-производитель) и B2С – от производителя к потребителю . Были разработаны штриховые коды и магнитные полоски, также в практику вошли электронные денежные переводы.

Современный этап

Научно-техническая революция и глобализация экономики постепенно сформировали этапы развития современной логистики. Расширение масштабов бизнеса выражается в более совершенном и продуманном процессе товарообмена, минимизации торговых барьеров между странами, размещение не по национальному принципу, и сейчас немецкие предприятия могут располагаться в Польше, что уменьшает уровень затрат и оптимизирует рабочий процесс.

Актуальные тенденции

уменьшение затрат

Основные современные направления помогают вывести процесс общения между точкой отсчета - производителем, и конечным пунктом назначения - потребителем, на новый уровень:

  • отсрочка;
  • перевалка;
  • массовый выпуск на заказ;
  • прямая доставка;
  • управление запасами;
  • синхронизированное перемещения сырья.
функции и операции логистики

В логистических услугах оптимизировали распределительную систему, появилась возможность прямой отгрузки, что минимизирует расходы в распределительных центрах, гибкость массового производства, экспресс-доставка, управление запасами и предоставление информации всем участникам координирования.

Предпосылки и этапы развития логистики предполагают также аутсорсинг, сокращение числа поставщиков, целевое долгосрочное сотрудничество, совершенствование методов управления процессами.

Кратко говоря

от производителя к потребителю

В эволюции логистики принято выделять 4 основных этапа: фрагментаризация, становление, развитие и интеграция. Первый шаг был сделан в начале 60-х годов 20 века, тогда важными моментами считали закупку сырья, комплектующих, организацию транспортировки и складирования, а также решение вопроса управления имеющимися запасами продукции. Специалисты пытались снизить суммарные операционные затраты на закупку, производство и распределение. Второй шаг становления пришелся на 70-е и 80-е года, когда занимались развитием практики логистики, применяли принципы тотальных затрат и положения теории компромиссов для оптимизации процесса. Третий шаг – развитие, пришелся на конец прошлого века. Тогда все шло по цепочке: закупки-производство-дистрибьюция-продажи-последующие сервис. Реализовывалось управление информационными потоками, решались логические задачи на основе всеобщего управления качеством, занимались расширением областей деятельности с учетом передовых технологий. Следующий и последний этап развития логистики кратко звучит – «интеграция» (начало XXI века). На мировую арену были вынесены бизнес-проекты, все стремились к сокращению затрат в процессе товарообмена.

Актуальность логистики

конкуренция и глобальная экономика

Существует несколько факторов, которые подтверждают не только весомый вклад данной области в мировой экономике, но подтверждает ее важность в бизнесе, а также показывают бурное развитие на этапах развития логистики. Экономический фактор предполагает поиск вариантов сокращения производственных затрат. Организационно-экономический – реализует товародвижение, придает значение взаимодействию между предприятием, посредником и потребителем. Информационный фактор развивает рыночные отношения, а технический фактор оптимизирует процесс за счет новейших компьютерных технологий. Государственная поддержка, как последний фактор, подтверждающий актуальность данной области, регулирует процесс товародвижения и на уровне предприятий, и в национальном масштабе.

Другого выхода нет

Сегодня невозможно вести бизнес ни в рамках страны, ни на арене мирового рынка, без логистики и участия специалистов логистических компаний. Только благодаря данной области оптимизации процесса бизнес развивается, налаживаются международные связи, происходит совершенствование мировой экономики. Применять логистику, как модель организации процесса, в современной экономике необходимо по следующим причинам:

  • конкуренция;
  • подорожание материальных ресурсов;
  • увеличение транспортных затрат;
  • научно-технический процесс.

Логистика не ограничивается какой-либо одной сферой деятельности, она применяется в управлении складским хозяйством, транспортом, кадрами, коммерческой деятельности, и т.п. Логистика является междисциплинарным направлением, где организуется правильная взаимная связь, происходит интеграция в единую материалопроводящую систему. Главная цель такого логистического подхода - найти сквозной способ управлять материальными потоками, т.е. найти самый быстрый и менее затратный способ.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.