Эмилия Бронте: биография, дата рождения, семья, интересные факты из жизни. Роман Э. Бронте "Грозовой перевал"

Эмилия Бронте (1818-1848) - английская писательница, прославившаяся единственным своим произведением. Судьба ее романа "Грозовой перевал", который был написан в 1847 году, складывалась непросто - лишь после смерти Эмилии он стал бестселлером и почти тогда же был объявлен и читателями, и литературными критиками шедевром. Кроме того, для своего времени он считался новаторским.

Эмилия Бронте известна сегодня и как поэтесса, и как автор кратких литературных эссе, но все же куда менее. Поистине Бронте-романистка затмила прочие ее таланты. Кроме того, Эмилия известна и как сестра двух других не менее известных сестер-писательниц: Шарлотты Бронте и Энн Бронте.

Сестры Бронте (кадр из фильма)

В данной статье приведена биография Эмилии Бронте. Мы также расскажем об обстоятельствах семейной и личной жизни писательницы. О том, как был написан знаменитый роман, о фактах выхода на "большую литературную сцену" и дальнейшей его судьбе, изложим краткое содержание.

Место рождения

Итак, полное имя писательницы - Эмилия (Эмили) Джейн Бронте. Она появилась на свет в семье сельского священника летом 1818 года в деревне Торнтон английского графства Уэст-Йоркшир. Деревня была довольно приличная - 15 тысяч населения, улицы и каменные дома. В этом местечке в 1815 году пастор Патрик Бронте получил приход и поселился с женой и двумя дочерьми в доме № 74 по Маркет-стрит. В этом доме родились другие дети Патрика - Шарлотта, Бренуэлл, Эмили и Энн.

Патрик Бронте

Между прочим, классическая, обычная, ничем не примечательная йоркширская деревушка Торнтон именно благодаря этому славному семейству стала культовым туристическим объектом. Еще бы: здесь родились сразу три знаменитые английские романистки, а также их брат - художник и поэт Патрик Бренуэлл Бронте.

Однако в этом доме семья преподобного Патрика Бронте прожила недолго и вскоре переехала в другую, тоже йоркширскую деревню - Хоэрт. В обоих этих деревнях сегодня имеются дома-музеи сестер Бронте, и оба эти места, что забавно, считаются их родиной. Однако именно в Хоэрте писательница провела по большей части всю свою жизнь.

Не бог весть какими живописными были виды из окон комнат, в которых играли маленькие сестры и брат Бронте, - торфяники да вересковые поля. Да и жила семья очень бедно. После рождения шестой дочери, Энн, умерла мать. А самой героини нашего повествования тогда исполнилось всего лишь три года.

Детство

Несчастному Патрику, который сам, конечно, был не в состоянии справиться с детьми, пришлось определить маленьких Эмили и Шарлотту Бронте в школу. Это была благотворительная школа для дочерей духовенства в соседней деревне Кован-Бридж. Там девочки пробыли некоторое время, а когда в школе началась эпидемия, им пришлось переехать. Две старших сестры Эмили - Элизабет и Мария - погибли от этой болезни, что не могло не стать для девочки большим эмоциональным потрясением.

Музей сестер Бронте в Хоэрте

Дальнейшее обучение и проживание Эмилии проходило или в одной из других школ Йоркшира, Роу-Хед (но там она не прижилась и вскоре заболела), или дома.

Была, правда, еще одна поездка: в 1842 году вместе с сестрой Шарлоттой они отправились на учебу в Брюссель. Ведь молодой женщине с образованием в то время была уготована одна дорога - в учительницы или гувернантки. Но странная девушка Эмилия, диковатая, неудобная в общении, замкнутая, так и не смогла полностью освоиться в этой профессии. Получив неудачный опыт, она вскоре вернулась в отцовский дом в Хоэрте, чтобы не покидать его уже никогда.

Характер Эмилии

Эти и последующие несчастья семьи Бронте наверняка отразились и на характере Эмилии: по свидетельству многих современников, она не отличалась общительностью, скорее была скрытной, молчаливой и склонной к мистицизму. В этом Эмилия Бронте и сестра ее Шарлотта были полными противоположностями - та, по воспоминаниям многих, была весела, энергична, общительна и любила затевать всякие игры.

Эмилия отличалась стойким и мужественным, хотя и упрямым, характером. Она лишь изредка посещала церковь и вовсе не ходила, когда была ребенком, в воскресную церковную школу. Ее самыми лучшими друзьями были книги, а наиболее близкой из сестер - младшая Энн.

Комната в Музее

Шарлотта Бронте рассказывала, как однажды Эмилию укусила собака, которая, по всей видимости, была бешеной. Оставаясь совершенно спокойной, Эмилия пошла на кухню и прижгла рану от укуса раскаленным утюгом. Та же Шарлотта характеризовала сестру такими словами:

Сильнее, чем человек, проще, чем ребенок, ее природа – всегда быть одной...

К пятнадцати годам Эмилия Бронте выросла в привлекательную, довольно высокую девушку - после отца она была самой высокой в семье. Одна из подруг Шарлотты описывала Эмилию:

Эмили была высокой стройной девушкой. Ее волосы лежали естественно и очень красиво, хотя завитки были слишком жестко завитыми. У девушки очень выразительные глаза, но она их постоянно опускала и старалась не смотреть на вас. Цвет ее глаз менялся в зависимости от настроения: был то темно-серым, то синим. Говорила Эмили очень мало и была неразлучна со своей сестрой Энн.

Кроме того, Эмилия, видимо, почти не писала писем (до нас не дошло ни одного) и очень любила домашних животных - сохранилось множество ее рисунков с изображением кошек и собак.

Жизнь

Эмилия проводила свое время за литературными занятиями, вела домашнее хозяйство и ухаживала за братом. Вероятно, сказать, что ей было нелегко, это ничего не сказать. Бренуэлл постепенно спивался, кроме того, он был наркоманом и употреблял опиум. Его поведению были свойственны приступы ярости и дебош - естественно, жизнь с ним в одном доме порой превращалась в настоящий ад. Постепенно он заболел туберкулезом и окончательно слег.

Личной жизни Эмилии Бронте не суждено было не только сложиться, но и просто возникнуть - ее круг был ограничен лишь семьей: стареющий отец, пьющий брат да младшая сестра Энн, которая тоже редко куда отлучалась из родного гнезда. Детей у Эмилии Бронте не было. Собственно, как и у всех молодых Бронте.

До нас не дошло отдельного портрета Эмилии Бронте - есть лишь зарисовка, сделанная братом Бренуэллом, на которой он изобразил трех своих сестер. На этом рисунке она в середине. Это единственное достоверное ее изображение.

Сестры Бронте

И, конечно же, у нас нет фото писательницы Эмилии Бронте. Искусство фотографии тогда только зарождалось, поэтому снимков нашей героини, увы, мы предоставить не можем.

Смерть

Эмилия ухаживала за братом до самого последнего дня - в сентябре 1848 года Патрика Бренуэлла не стало. На его похоронах Эмилия сильно простудилась и тоже заболела чахоткой. Ее кончина произошла уже в декабре этого же года.

Эмилия Бронте прожила очень короткую жизнь, в июле ей исполнилось лишь тридцать лет. Не намного пережила своих брата и сестру и младшая из семейства Бронте - Энн. Она умерла весной следующего, 1849 года.

Сестры и брат Бронте покоятся вместе в фамильном склепе в Хоэрте.

Литературные опыты

Записывать свои первые маленькие рассказы и стихотворения Эмилия начала еще будучи ребенком, едва научившись читать и писать. В ранний период творчества девочка вместе с младшей сестрой Энн придумывала и описывала волшебный мир Гондал, сочиняла стихотворения к нему. К сожалению, "Хроники Гондала", хотя и известно, что они существовали (о них имеется упоминание в одной дневниковых записей Энн), до наших дней не сохранились. Есть сведения, что они по каким-то причинам были уничтожены после смерти младших сестер Шарлоттой, но так ли это, достоверно не известно.

1846 год ознаменовался выходом сборника "Стихотворения Каррера, Эллиса и Эктона Беллов" (ведь традиция не допускала в мир поэтов и писателей женщин). Это был совместный литературный труд сестер и брата Бронте. Стихи Эмилии Бронте в этом сборнике были опубликованы под именем Эллиса Белла. Они снискали высокую оценку литературных критиков того времени.

Хотя оценены стихотворения были по достоинству лишь благодаря тому, что выходили под мужскими псевдонимами. Хорошо известно, что одно время Шарлотта Бронте состояла в переписке с поэтом "озерной школы", знаменитым Робертом Саути. Она посылала ему свои стихи и спрашивала его совета. Мэтр ответил ей приблизительно в таком духе:

...женщины не созданы для литературы и не должны ей посвящать себя. Чем больше они заняты своими неотложными обязанностями, тем меньше времени они находят для литературы, пусть даже в качестве приятного занятия и средства к самовоспитанию.

Но наряду с романтическими произведениями Блейка и Шелли, сегодняшняя литература отдает должное и поэзии Эмилии Бронте - в частности, таким ее стихотворениям, как "Узник", "Воспоминание" и некоторым другим.

Из литературного наследия Эмилии нам известны также небольшие эссе, написанные в Брюсселе, несколько так называемых "дневниковых бумаг", которые были созданы в пару к таким же от ее сестры Энн.

Страница из дневника Эмили

Как уже говорилось, переписка Эмилии либо была утрачена (что маловероятно), либо девушка не любила писать писем - а вот это в сугубо эпистолярную эпоху могло свидетельствовать лишь о нелюбви девушки к общению. Сохранилось только пара ее очень коротких записок к подруге Шарлотты по имени Эллен Насси.

Большинство сохранившихся бумаг ныне находятся в Музее сестер Бронте.

Роман

В 1847 году Эмилия Бронте решилась на публикацию романа "Грозовой перевал". Конечно же, он вышел под мужским псевдонимом - Эллис Белл. Однако первое издание книги успеха не имело - продать удалось всего два экземпляра. Да и критика роман отнюдь не хвалила. Так что Эмилии было отчего расстраиваться.

И только через несколько лет, когда Эмилии уже не стало, Шарлотта Бронте, будучи известной писательницей, взялась вновь за это, казалось бы, безнадежное предприятие - она издала роман сестры, но уже под ее настоящим именем. И на этот раз книга Эмилии Бронте мгновенно завоевала популярность, а позже и вошла в число классических образцов английской литературы.

Правда, случился небольшой казус, который лишний раз доказывает, сколь несправедливо обошлась судьба с Эмилией. Дело в том, что первоначально авторство (возможно, по умыслу издателей) приписали самой Шарлотте, чей знаменитый роман "Джейн Эйр" к тому времени уже вышел и стал любимцем публики. Так что Шарлотте потом пришлось еще доказывать авторство Эмилии Бронте.

Произведение вызвало и до сих пор вызывает самые разнообразные суждения у знатоков литературы и простых читателей. Благодаря общей тягостной атмосфере роман называли "дьявольской книгой" и "немыслимым чудовищем", хотя, по сути, все поступки и страсти героев являются следствием не столько их прихотей, сколько невероятных, почти в древнегреческом духе, трагизма и злого рока, которые витают над ними.

Английский эссеист, искусствовед и главный идеолог эстетизма Уолтер Патер отмечал, что в "Грозовом перевале" Эмилии Бронте

...дух романтизма обрел истинное воплощение среди йоркширских пустошей... Гэртон Эрншо, Кэтрин Линтон и Хитклифф, который раскапывает могилу Кэтрин и выламывает боковину ее гроба, чтобы в смерти поистине упокоиться рядом с ней, — эти фигуры, исполненные таких страстей, но вытканные на фоне неброской красоты вересковых просторов, являют собой типичные образцы духа романтизма.

Сюжет

Даже краткое содержание "Грозового перевала" Эмилии Бронте довольно многословно - в основном из-за большого количества персонажей и многочисленных перипетий их отношений и жизненных обстоятельств.

Грозовой перевал Бронте

Произведение повествует о судьбе двух семей из Йоркшира - Линтонах и Эрншо. Их история рассказана неким посторонним молодым человеком Локвудом, который останавливался в Мызе "Скворцы" и посещал поместье "Грозовой перевал", находящееся неподалеку.

Шарлотта Бронте отмечала в романе своей сестры "ужасающую, великую мрачность", явившуюся основой, которая пронизала все произведение о Линтонах и Эрншо и их "злом гении" Хитклиффе. Конечно, этот роман все-таки в полной мере был готическим, хоть и с оговорками, как отмечали литературоведы того времени.

Роман "Грозовой перевал" о любви, но о любви трагической. Дочь старшего Эрншо Кэтрин и Хитклифф связаны любовным чувством особого рода - это демоническая, мятежная страсть, одержимость. Но на земле этому чувству невозможно восторжествовать, и влюбленные соединяются лишь после смерти.

Ключевые персонажи

Центральная фигура романа - Хитклифф, настоящий тип так называемого байронического героя. Когда-то старый хозяин поместья "Грозовой перевал" мистер Эрншо подобрал замерзающего на улице мальчика и спас от голода.

Хиткилфф - весьма зловещий тип, а происхождение его окутано тайной, и тайна эта так и остается нераскрытой до конца книги.

Судя по тексту, Хитклифф обладает цыганской наружностью - он брюнет со смуглой кожей и темными волосами.

В детстве он был наиболее дружен с дочкой старшего Эрншо - Кэтрин. Затем они влюбились друг в друга. Причем любовь Хитклиффа была особого рода - он был одержим Кэтрин. Его характер, словно нрав злого гения, жесток и мстителен. Жена Хитклиффа Изабелла в романе даже спрашивает: да человек ли он, в самом деле?

Кэтрин Эрншо - девушка, характеру которой присущи независимость и свободолюбие, а также эгоистичность и избалованность. Она очень любила Хитклиффа, но, благодаря рассудительности, которая у нее также есть, сочла его недостаточно подходящей кандидатурой для благополучного будущего. Хитклифф не получил подходящего образования, он не имеет никакого веса в обществе, к тому же беден. Поэтому Кэтрин вышла за Эдгара Линтона, одного из своих друзей. Она питает тайную надежду, что ее замужество поможет бедному Хитклиффу чего-то добиться в жизни, как-то продвинуться. Однако ее планам не суждено сбыться: ее муж и любовник ненавидят друг друга. Причем эта явная ненависть столь сильно на нее действует, что, будучи уже беременной, она заболевает, сходит с ума и, в конце концов, умирает.

Эдгар Эрншо. Это спокойный, лишенный такого бурного темперамента, как Кэтрин, мягкий и терпеливый человек. Он сносит взрывы недовольства жены и грубость ее характера. Порой Кэтрин кажется, что Эдгар совершенно неспособен отстоять свою позицию под напором Хитклиффа. По ходу развития событий Эдгар Эрншо проявляет себя как отличный отец и благородный человек.

Изабелла Эрншо - молодая, влюбленная в Хитклиффа особа. Она привлекательна, изысканна и изящна. И совершенно легкомысленна. Правда, уехав с Хитклиффом в "Грозовой перевал", она довольно скоро поняла, какие мрачные перспективы предлагает ей совместная жизнь с этим человеком, и сбежала от мужа в Лондон. Там она родила сына и вскоре умерла.

У Кэтрин есть родной брат. Его зовут Хиндли Эрншо. Он с самого детства ревновал родного отца, хозяина поместья, к выросшему в семье найденышу Хитклиффу. Хиндли подозревал, что старший Эрншо уделяет ему слишком много внимания, забывая о своих детях. После смерти отца он проявляет свою ненависть в полной мере. Позволь он - и Хитклифф мог бы получить хорошее образование, а там, глядишь, и Кэтрин иначе бы взглянула на союз с ним. Но Хиндли не мог этого допустить.

По ходу развития событий этот персонаж удачно женился и вполне счастлив в браке. Но внезапно жена его заболела и умерла от чахотки, а Хиндли запил. Однажды он сел за карточный стол и проиграл Хитклиффу доставшийся ему по наследству "Грозовой перевал".

Эллен Дин (Нелли). Это экономка в доме на Мызе "Скворцы". Это она рассказывает всю историю Локвуду, поскольку не только была очевидцем, но и сама выросла в доме Эрншо, рядом с Хитклиффом и Кэтрин - главными героями этой истории.

Судьба романа

"Грозовой перевал" - одно из популярнейших произведений английской литературы. Роман многократно экранизировался, в том числе такими звездами режиссуры, как Луис Бунюэль и Жак Риветт. Согласно последнему опросу одного из британских телеканалов, "Грозовой перевал" остается главным романтическим произведением всех времен.

Чаще всего, что вполне объяснимо, режиссеры берут для экранного воплощения. лишь часть романа. До сих пор классическим образчиком роли Хитклиффа остается работа Лоуренса Оливье, с блеском исполненная в 1939 году.

Кадр из фильма 1939 года

Последняя экранизация произошла сравнительно недавно - в 2011 году. Ее осуществила одна из британских киностудий. Роль Хитклиффа на этот раз досталась чернокожему актеру.

В 1978 году британская певица и композитор, работающая на стыке поп-музыки и рока, записала композицию Wuthering Heights ("Грозовой перевал"). Песня была написана 19-летней Кейт под влиянием впечатлений, оставленных после просмотра одноименного фильма (1939 год).

Было отмечено многократное увеличение интереса к роману, когда американская писательница Стефани Майер в одном из интервью призналась, что некоторые мотивы из "Грозового перевала" были использованы ею при написании своих знаменитых "Сумерек". Кроме того, роман упоминался ею как любимая книга Беллы и Эдварда, главных героев саги о вампирах.

Книги Эмилии Бронте до сих пор продолжают успешное шествие по свету. В мировой литературе существует немало "продолжений" судеб и ответвлений сюжетных линий, написанных различными, в том числе современными романистами.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.