История крейсера «Октябрьская революция»

Крейсер военно-морского флота СССР «Октябрьская революция» был построен по проекту 68-бис, практически сразу после Великой Отечественной войны и поступил на вооружение в 1954 году. Надо отметить, что от момента закладки на верфи завода 402 в Молотовске (сегодняшнее название Северодвинск) до окончания всех испытаний и передачи в состав флота прошло чуть более 2 лет, что резко контрастирует с состоянием дел в современной судостроительной промышленности. На фото ниже Молотовск в начале 50-х годов.

история крейсера октябрьская революция

Название крейсера

Крейсер «Октябрьская революция» относился к типу легких крейсеров и вначале, до 1957 года, носил название «Молотовск», в честь города, где он был построен, и лишь затем был переименован. В гимне этого боевого корабля упоминается, что он является наследником легендарного линкора с таким же именем, принимавшего активное участие в обороне Ленинграда, а старшина Иван Томбасов, совершивший подвиг и спасший линкор от уничтожения во время боевых действий, навечно был зачислен в личный состав крейсера под номером один.

марка ссср

Линкор «Октябрьская революция»

Был построен еще до революции, в период восстановления российского военного флота после поражения под Цусимой в русско-японской войне. В этом сражении, кстати, принимал участие и крейсер «Аврора» - Октябрьской революции символ.

Линкор получил название «Гангут» в честь первой победы русского регулярного флота под предводительством Петра Первого над шведской эскадрой в 1714 году в районе мыса Гангут полуострова Хакко (нынешняя Финляндия).

В годы Второй мировой войны линкор, переименованный в «Октябрьскую революцию», огнем своих крупнокалиберных орудий внес значительный вклад в оборону Ленинграда. Большая часть его экипажа принимала непосредственное участие в боях на подступах к городу. Линкор подвергался многочисленным бомбардировкам, даже частично был затоплен, но не прекращал огня по врагу. Многочисленные жертвы и упорная героическая борьба корабля и его экипажа были неоднократно отмечены наградами и почетными званиями.

крейсер курск октябрьская революция

Проектирование корабля и его задачи

Всего на верфях Советского Союза было построено 14 военных судов класса легкий крейсер проекта 68-бис, в число которых входил и крейсер «Октябрьская революция». Эти боевые корабли были последними в истории артиллерийскими кораблями, основным вооружением которых являлись орудия калибром 152 мм, расположенные в четырех башнях по три орудия в каждой.

Вначале основной задачей этих легких крейсеров было противостояние флотам вероятного противника в целях нанесения ему достаточного ущерба и создания препятствий для нападения на территорию СССР и его союзников. Для чего с участием этих кораблей создавались специальные оперативные группы, несшие боевое дежурство в районах сосредоточения военных кораблей стран НАТО.

Однако с наступлением новой эры, когда основным вооружением стали различные управляемые ракетные системы, задачи для этих судов изменились. Теперь основным было обеспечение морских десантов, а также поддержка своих сухопутных войск во время боевых действий под прикрытием береговой авиации. Кроме этого, в круг обязанностей этих крейсеров входила также и задача так называемой демонстрации флага.

крейсер октябрьская революция

Сам внешний вид боевого корабля производил исключительно сильное впечатление. К счастью, за всю историю своего существования крейсер (проекта 68) так и не сделал ни одного выстрела в сторону противника, но свою задачу по предупреждению конфликтов выполнил на отлично.

Характеристики крейсера

Крейсер «Октябрьская революция» был построен по проекту 68-бис, в морских кругах корабли этой серии ласково именовались «бесятами», по классификации НАТО – «Свердлов». Корпус корабля полностью сварной с применением гомогенного бронирования, но со старыми силовыми установками и недостаточным противовоздушным вооружением, что отмечали все эксперты.

Длина корабля составляла 210 метров, ширина – 22 метра, по площади – более половины футбольного поля. Полное водоизмещение – 16340 тонн, и такая махина могла развивать максимальную скорость в 33 узла, или более 60 км/час. Экипаж – 1270 человек. Помимо уже упомянутых орудий главного калибра, на борту были установлены 12 орудий калибра 100 мм, а также 30-мм пушки-автоматы. По огневой мощи это было очень серьезное оружие. Фото крейсера «Октябрьская революция» в Балтийске представлено ниже.

крейсер октябрьская революция балтийск фото

Боевая служба

Первые годы своей истории крейсер «Октябрьская революция», тогда еще «Молотовск», начал в составе Северного флота и практически сразу же совместно с другими кораблями принял участие в проведении испытания ядерного оружия на острове Новая земля. Подробности этого события до сих пор остаются засекреченными, но сам факт примечателен.

В 1956 году корабль совершил заходы в порты Осло и Гетеборга. После своего переименования были еще визиты вежливости в Берген и Копенгаген. В 1960 году корабль был переведен из состава Северного флота в Балтийский. Все это совпало по времени с реорганизацией Вооруженных сил страны, начатой генеральным секретарем Н. С. Хрущевым, как известно, питавшим особую страсть к ракетам. На судьбе артиллерийского крейсера «Октябрьская революция» в Балтийске (фото тех времен, к сожалению, отсутствует) эти реформы сказались печально.

Корабль через три месяца после перевода в Балтфлот был выведен из боевого состава ВМФ СССР и переведен в Кронштадт, где был поставлен на консервацию. В этом плену крейсер провел долгие 5 лет до того момента, пока в 1966 году он был расконсервирован и почти сразу же отправлен на модернизацию, на завод в Севастополе, где крейсер доработали до уровня флагманского корабля десантных сил в соответствии с новой концепцией его возможного применения.

Проект получил наименование 68-а, и по нему, кроме крейсера «Октябрьская революция», переделке подверглись еще 3 таких же крейсера: «Александр Суворов», «Михаил Кутузов» и «Адмирал Ушаков». Корабль получил ряд новых радиоэлектронных систем связи и управления, а также 8 скорострельных установок АК-230. В дальнейшем, помимо «демонстрации флага» в Шербуре, Гдыне, Копенгагене и Ростоке в 70-е годы, крейсер «Октябрьская революция» выполнял реальные боевые задачи.

крейсер символ октябрьской революции

Он почти постоянно находился на боевом дежурстве, сопровождая корабли 6-го флота США. Кроме того, дважды (в 1970–1972 годах) корабль участвовал в боевых действиях, оказывая помощь в арабо-израильских конфликтах в Средиземном море, вначале вблизи берегов Сирии, а затем у Египта. Задачей было недопущение вмешательства США в эти противостояния.

Все было очень серьезно, командование корабля получило задание на полную готовность к уничтожению американской оперативной группы в этих районах. К счастью, все обошлось. Сведения об этом в открытом доступе практически отсутствуют, но напряжение было крайне высоко.

Маврикий

В книге А. Широкорада «Крейсера типа «Свердлов» упоминается об участии крейсера «Октябрьская революция», точнее его экипажа, в оказании помощи государству Маврикий в 1974 году. Там прошел сильный тропический ураган, нанесший огромный ущерб этому островному государству, получившему независимость от Великобритании. В течение двух недель экипаж крейсера участвовал в работах по восстановлению разрушенных линий электропередач, телефонных линий и расчистке завалов.

крейсер аврора октябрьская революция

Конец службы

Подводный крейсер «Курск» и «Октябрьская революция» созданы на одной и той же верфи. Но если гибель «Курска» имела серьезный резонанс, то распил артиллерийского крейсера на «иголки» прошел практически незамеченным. В сентябре 1987 года, после более чем 30-летней службы крейсер «Октябрьская революция» был разоружен и исключен из состава ВМФ СССР во второй и уже в последний раз. Еще через год началась его разделка на базе Главвторчермета в Ленинграде.

С утилизацией корабля был связан скандал, вызванный жалобой индийского бизнесмена с английским паспортом Кешавы Бхагаты. Он утверждал, что приобрел этот крейсер для разделки в Индии, но затем сделка не состоялась, хотя деньги он якобы уже заплатил.

Так это или нет, но конец крейсера, символа Октябрьской революции, был сам по себе символичен. Он закончил свою жизнь одновременно с окончанием признания всемирно-исторического значения революции в официальной пропаганде, так и не давшись в руки англичанина, пусть и не англосакса.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментариев 5
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
0
На Маврикии был "Дмитрий Пожарский". "Окт.рев." в Инд.океан не выходил.
Копировать ссылку
1
не было на нем установлены мза ак 230.так и стояли в 11
Копировать ссылку
На Октябрине было 2 батареи АК-230-Носовая и кормовая. В каждой по 4 АУ ак 230. С 1975г по ноябрь 1977г я был комбатом носовой батареи(л-т Миненок В.М.,а кормовой командовал л-т Натаров. Так что не пизди,не вводи в заблуждение публику.
Копировать ссылку
Горжусь нашим флотом, а корабли олицетворение времени
Копировать ссылку
Да,есть что вспомнить.И Севастополь,завод Орджоникидзе,и ходовые после ремонта,мерную линию,стоял вахтенным офицером,тогда крейсер выдал почти 31 уз.(это был 1977г.) Проходили Босфор,Дарданеллы-стоял вахтенным офицером на мостике.Командир-кап.2 ранга Кирюшатов Борис Иванович.Средиземка,Бискайский залив-болтанка была ужасная,но сильнее было в Северном море. А потом Балтийск,65-й причал.
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.