Симметрия в архитектуре

Что объединяет китайскую пагоду с Сиднейским Оперным театром? Астрокупол Хьюстона с масштабным Пантеоном в Риме? Греческий Парфенон, Запретный Город в Китае, Ангкор Ват в Камбодже, храмы и пирамиды доколумбовых цивилизаций? Возможно, формы? Более точный ответ - «симметрия». Каждый из приведенных примеров, несмотря на их временные и культурные отличия, связан именно с ней.

Симметрия в архитектуре фактически подразумевает «единую концепцию».

Особые цели архитектуры.

В человеческой жизни визуальный эффект играет очень важную роль, а проявляется он полностью именно в архитектуре. Большие структуры всегда производили впечатление, даже имелась такая тенденция, как «устрашить» созерцающего. Симметрия в архитектуре является неизбежным аспектом идеи достижения подобных целей.

Архитектура принципиально отличается от других видов искусства из-за её пространственного характера. Истинная цель архитектора заключает в организации пространства, которое станет театром действий.

Симметрия в искусстве и декоративных ремеслах преобладает на протяжении всей истории. Концепции симметрии применимы в дизайне объектов всех форм и размеров. Но в живописи (в двухмерной композиции) она относительно простая, выявление типов симметрии в трехмерных объектах сложнее, поскольку наше восприятие объекта изменяется, когда мы его рассматриваем с разных сторон. В случае с архитектурой мы не только можем обойти объект со всех сторон, но и пройти сквозь него. Это означает, что архитектура предоставляет уникальную возможность не только видеть симметрию, но «испытать» её, благодаря тому, что она состоит из двух частей: «пустоты» и «твердости».

Стили архитектуры отличают детали. Греческий храм легко опознать по портикам и фронтонам. Готический храм характеризуют стрельчатые арки и контрфорсы. Вот эти элементы составляют «твердую» оболочку архитектуры. Пустоту или архитектурное пространство мы ощущаем, проходя через здание.

Типы симметрии

Сколько существует архитектурных стилей, столько есть типов симметрии.

В целом они разделены на две категории: точечные группы и пространственные группы. Точечные группы характеризуются их отношением, по крайней мере, к одному важному ориентиру. Пространственные группы не имеют определенного ориентира.

Двусторонняя симметрия в архитектуре, безусловно, наиболее распространенная форма, встречаемая во всех культурах и во все эпохи. В ней две половины композиции зеркально отражают друг друга (пример - фасад Пантеона в Риме). Она может присутствовать не только в масштабе единственного здания, но и в городском пространстве: такой прием может быть найден в дизайне Праса-ду-Комерсиу (Торговая площадь) в Лиссабоне (большая городская площадь, монументальные ворота, широкая торговая улица вне ворот симметричны относительно длинной горизонтальной оси, которая управляет визуальной перспективой).

Вращательная и отражательная симметрии создают ощущение движения и ритма, акцентируясь на центральную точку архитектурного пространства.

Цилиндрическая симметрия в архитектуре может быть найдена главным образом в башнях и колоннах.

Киральная симметрия, возможно, менее известна, но часто и эффективно используется в архитектуре.

Симметрия подобия в настоящее время привлекает большое внимание и хорошо известна, прежде всего, из-за идентификации с фракталами. Спиральная или винтовая симметрия в архитектуре может считаться специальным видом симметрии подобия.

Поступательная симметрия попадает в пространственную группу, и после двухсторонней симметрии – это наиболее распространенный тип симметрии в архитектуре.

При всем том, в большинстве зданий находится более чем один вид симметрии. К примеру, китайская пагода, в которой есть и цилиндрическая, и симметрия подобия.

Архитектурное пространство

Теперь то, что касается архитектурного пространства. Два понятия являются фундаментальными в описании «пустоты»: центр и путь. В архитектуре центр понимается, как точка, а путь – ось. Центр связан с одним важным местом в пределах большого архитектурного пространства, например, алтарь в церкви. Путь (ось) – это движение зрителя через пространство.

Оси симметрии – главное средство выражения архитектурного замысла. Более чем 1500-летняя история архитектуры показывает, что архитектурное пространство развивалось на протяжении веков с главным вниманием к симметрии. В Древнем Риме строгая осевая симметрия в архитектуре дала начало монументальным, статичным пространствам, отражающим ощущение равновесия, а не динамичности.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.