Личностные и социальные функции образования

 

Современная педагогика выделяет определенные функции образования, которые образуют две большие группы. Прежде чем останавливаться более подробно на их описании, необходимо дать содержательную характеристику этому феномену.

Образование представляет собой многоаспектное и очень сложное явление, поэтому его нельзя будет понимать и формулировать однозначно. Выделим ряд его базовых характеристик.

Во-первых, образование представляет собой определенный социокультурный феномен. Именно поэтому его основная цель и задачи будут определяться только современным обществом. Но с другой стороны образование является важной сферой в его развитии. Дело в том, что это – составной компонент культуры. Поэтому от качества образовательных услуг любого уровня будет во многом зависеть духовная сторона всего общества в целом.

Во-вторых, оно представляет собой открытую, гибкую и целостную систему преемственных учебных стандартов и программ, органов управления и системы учреждений (дошкольное, среднее, высшее и т.д.). Поэтому за годы существования человечества образование приобрело весьма разветвленную структуру.

В-третьих, оно является целенаправленным и непрерывным процессом и результатом развития каждой личности при помощи научно организованного воспитания и обучения. Но этого недостаточно. Функции образования должны обязательно включать в себя формирование навыков самообразования. Дело в том, что по мере развития информационного общества они будут необходимы для успешного функционирования в нем. Поэтому каждого ребенка нужно научить заниматься образованием самого себя. Все учреждения обязаны создать благоприятные условия для этого процесса.

В-четвертых, оно представляет собой достигнутый, а также установленный человеком конкретный ценз, подтвержденный документом (аттестат, свидетельство, диплом и так далее).

Социальные функции образования включают в себя следующие группы:

Во-первых, в учебных институтах может происходить формирование нравственного и интеллектуального потенциала общества. Дело в том, что правильно организованный процесс должен стать основой для оформления будущего ресурса государства.

Во-вторых, квалифицированно построенное образование будет содействовать политическому, культурно-технологическому и экономическому развитию всего общества. Но чтобы этого добиться, нужно особое внимание уделять каждому молодому члену государства и его социализации.

В-третьих, функции образования включают в себя воспитание, обучение и развитие каждой личности в интересах ее самой, а также общества. Именно поэтому очень важной является подготовка детей к тому, чтобы быть успешными в современном социуме. Помимо этого, необходимым является привитие навыков безопасной, но преобразовательной деятельности в соответствии с имеющимся научно-техническим прогрессом.

Вторая большая группа – личностные функции образования, которые должны обязательно реализовываться в учебном процессе, обеспечивая главенствующую роль развития над процессом обучения.

Поэтому все действия взрослых необходимо нацелить на то, чтобы раскрывать личностный, интеллектуальный и творческий потенциал каждого ребенка вне зависимости от способностей и возможностей. Благодаря такой парадигме появилось инклюзивное образование, которое направлено на работу с индивидами, имеющими ограниченные физические возможности. Помимо этого, имеется большое количество разработок для организации учебного процесса с одаренными детьми и так далее.

Поэтому функции института образования должны включать в себя как социальный, так и личностный аспект.

 

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.