Фанфики по" "Евангелиону": обзор, описание

Классические литературно-художественные произведения традиционно порождаются жизненным опытом их авторов, образным переосмыслением реальности. Однако в XXI веке данная тенденция была нарушена. Появился литературный жанр fan fiction, в обыденной речи – фанфик, предполагающий более высокий уровень абстрагирования. Его первоосновой считается не первичная реальность, а субъективно-вторичная – аниме, компьютерные игры, реальность сквозь призму взгляда режиссера, создателя игры и т. д. Авторами произведений жанра фанфикшен (фанфиков или же любительских повествований) стали сотни тысяч поклонников аниме по всему миру.

Искусство, способное дать столь мощный импульс человеческому вдохновению, безусловно, заслуживает внимания.

Пролог к фанфикам

Рассмотреть в рамках одной статьи это явление не представляется возможным из-за разнообразия причин, порождающих fanfiction. Наша задача будет более узкой – изучение феномена любительских повествований по мотивам одного из лучших образцов аниме – сериала.

Кратко, в одном абзаце, коснемся истории этого искусства. Режиссеры Страны восходящего солнца первыми заставили ожить комиксы (по-японски – манга). Это творчество по своей сути сводит к единым образам литературу и изобразительное искусство.

Что заставило дотоле сугубо эндемическое (свойственное одной стране) аниме в 1995 году прогреметь на весь мир? Реализованный прецедент: созданный в жанре меха (с персонажами-роботами) сериал «Евангелион». Манга «нужного» содержания послужила будущему создателю аниме-саги импульсом к творчеству. Как результат его вдохновения весь мир открыл для себя новое динамичное и современное искусство.

фанфик евангелион попаданец

Среди знатоков этого жанра существует устойчивое мнение, что настоящий, уважающий себя эксперт в данной области просто обязан внимательнейшим образом просмотреть «Евангелион» и быть сведущим в его сюжетных линиях и персонажах, поскольку сей сериал неофициально считается классикой жанра.

Если твой статус фана аниме окажется под угрозой, сообщи злопыхателям, что ты только что в сотый раз пересмотрел всю "Еву" за один сеанс. Если не помогло — многозначительно добавь, что многое понял и все переосмыслил.

Оглушительный успех первого anime - творения с роботами и христианско-кабалистической начинкой вдохновил его создателя на сериалы-продолжение: «Евангелион. Смерть и возрождение» и «Конец Евангелиона».

«Евангелион» и его автор

Не пора ли нам, наконец, познакомиться с великим и ужасным гуру целой армии авторов фанфиков? Того, кого они то возносили до небес, то проклинали (и такое было). Он – автор саги «Евангелион», в оригинале - Neon Genesis Evangelion. Впрочем, с легкой руки кинокритиков сие творение чаще всего называют сокращенно – «Ева».

Этот бородач - режиссер Хидзаки Анно. Воодушевившись мангой художника Есиюки Садомото, он развил, дополнил до уровня добротного романа сюжетную линию изначального произведения. Он был влюблен в искусство anime, и ему в средине 90-х было почти физически больно видеть, как из-за бесталанных авторов жанр меха (где наравне с людьми героями являются машины) стагнирует и умирает. Хидзаки считал и считает, что будущее человечества – за чудаками, «денежные мешки», как и люди «серые», живущие «за еду», его не создадут.

За примером режиссеру далеко не пришлось идти. Его буйная фантазия – тормоз в мире рутины и быта, в искусстве стала просто золотой жилой. Он с юных лет и всю последующую жизнь окружающие воспринимают «человеком не от мира сего», говоря языком литературы, «попаданцем».

Режиссер, имевший личный опыт лечения в психиатрической клинике, работая над типажами сериала, просто перекладывал свои взгляды на наш очень часто псевдореальный и сегодня уже преимущественно виртуальный мир.

Он создавал творческое клише со своей личности в жанре аниме.

«Ева» - в психологически-авторском контексте - представляет собой отражение личных кабалистически-евангельских взглядов Хидзаки. Об этом он однажды проговорился в одном из интервью, ответив на вполне безобидный вопрос, когда и как он ощутил вдохновение – писать сценарий.

«Главное – точка отсчета. Представить, что ты сам, твоя жизнь и твой мир – это аниме. Искусство режиссера – это когда ты выбрасываешь в сценарий свой внутренний мир, все другое - подделка… Тогда случаются моменты озарения: ты, погрузясь в себя, пишешь сценарий, так же, как сделал бы это фан, назвав свой фанфик - «Евангелион».

Попаданец Хидзаки Анно, к великой радости любителей anime, действительно талантливо изображает мир своих фантазий. Он (следует отдать ему должное) столь последователен в творчестве, что представив своих героев живущими в мире машин, задался вопросом о гармоничном социальном сожительстве био- и кибернетических организмов.

фанфик евангелион синдзи аска

Его взгляды на то, как машины, взаимодействуя с людьми, сами очеловечиваются, были замечены. Не факт, но все же хронологически прослеживается параллель: именно с 1995 г. в мире появляются юридические документы, регламентирующие табу при генном моделировании и создании кибернетических организмов. Возможно, это именно «Евангелион» по-новому заставил мир взглянуть на будущую проблему социализации машин?

Замысел аниме

Гуманистическая идея этого творения может быть выражена одной-единственной фразой, данной его создателем в заголовке:

Простые человеческие истины очевидны и легко видны, но почему-то многим сложно их выполнить и тяжело осознать и обдумать.

Логическая связь анимационной саги и сочинений по ней подобна связи брошенного клича и эха. «Евангелион», фанфики по которому возникли как естественный отзыв зрительской аудитории, изначально создавался из расчета на подростковую аудиторию. Собственно говоря, жанр любительских повествований стал популярен в мире именно после выхода на экраны «Евы».

Только по первой серии anime «Атака ангела» написано несколько десятков тысяч произведений фанфикшена.

евангелион манга

Кратко перескажем лишь завязку сюжета, ставшего классикой. Надеемся, для любителей «Евы» это прозвучит как ностальгия по управляемому библейскими законами меха-миру, созданному Хидзаки Анно.

15 лет прошло после миллениума, когда впервые Ангелы совершили безнаказанную агрессию (по саге – «второй удар») против человечества. Земляне, опасаясь подобных эксцессов в будущем, тогда же создали институт NERV для создания технологий, способных противостоять нападающим сверхъестественным силам. Возглавил его харизматичный, обладающий бездонным интеллектом и невозмутимостью, ученый Гэндо Икари. Институт сконструировал боевых роботов Евангелионов, каждый из которых управлялся ментально человеком, связанным с ним…

В 1995 году после оглушительного коммерческого успеха сериала в прессе появились отзывы вроде «завершенное и колоссальное произведение» или «лучшее аниме на все времена». Логическая структура саги разворачивается на протяжении 26 серий.

Структура сюжета

Хидзаки Анно тонко и многопланово структурирует сюжет для получения максимального контакта со зрителем. Этого он достигает при помощи комбинирования повествования, оценочных характеристик, иллюстрирования тайных мыслей и желаний персонажей, насыщения сценария лингвистическими библейскими символами. Из-за последнего обстоятельства, собственно, аниме-сериал и получил такое название – «Евангелион». Впечатление структурированности дополняется многослойностью замысла:

  • Первый слой - защита специальным подразделением землян Nerv основ цивилизации против агрессоров-ангелов (тьмы). Для противостояния сверхъестественному противнику служат биороботы (евангелионы). Ими управляют эволюционировавшие подростки, т.е. дети, связанные с ними экстрасенсорно.
  • Второй слой – личности Детей. Они, супергерои потенциально, имеют характерные слабости подростков нашего времени. Их социальная жизнь зачастую нелогична. Так, меланхоличного главного героя Синдзи периодически охватывает депрессия, а главная героиня Аска, пытаясь самоутвердиться, импульсивно злословит и сучится с окружающими, сама страдая от этого. Расчет режиссера очевиден: увидев в супергероях свои слабости, зрители соотносят себя с ними и становятся их фанатами.
  • Третий слой – под события мира, созданного Хидзаки Анно, подводится философское основание. Фантастические герои, попадая в кризисные ситуации, находят опору в вечных моральных ценностях известных людям религий и великих учений. Этот прием придает «Еве» целостность, ощущение глубинности произведения, иллюзию подобия миру реальному.

Фанфики по «Еве»

Сразу же, по выходу на экраны завоевал сердца сперва японских зрителей, а затем и любителей аниме всего мира «Евангелион». Фанфики – любительские произведения, домысливающие сюжет, - тому доказательство. Свыше 800 сайтов жителей различных стран стали настоящими фикбуками, т. е. местом размещения авторских рассказов и общения фанов сериала с их авторами. Что примечательно в них – это настоящее молодежное неформальное творчество, ведь рассказы написаны не за оплату, а просто от души людьми, которых тронуло произведение Хидзаки Анно.

евангелион фанфики гарем

«Евангелион», «фанфики», «фикбук» - эти слова в конце 90-х звучали в авангарде отечественной молодежной культуры. Так уж получилось, что более консервативные люди старшего поколения заметили в них лишь нелепую мультипликационную форму, не заинтересовавшись содержанием. А стоило бы! Ведь аниме, не принося зрителям привычный наркотик мультфильмовской релаксации, решало другие творческие задачи.

Старшие люди не осознали, что «новые рисованные мультики» способны напрячь мозг и чувства человека не слабее, чем добротный роман. Изначально ориентированные на релакс у телевизора, они, увидев «недобрые мультики», предпочитали переключить канал.

Совершенно по-другому восприняла японскую сагу молодежь. Отечественные фаны внесли свой уникальный вклад в созданные по мотивам саги «Евангелион» фанфики. Фикбуком ами для них стали три основных сайта о «Еве», о которых мы поведаем далее.

Кто-то из древних философов сказал, что время беспощадно ко всему, кроме классики. Хотя на данных форумах сегодня прослеживается спад интереса к сериалу 1995 г., но далеко не все любитиели аниме считают, что за двадцать лет тема выдохлась.

Отечественные фикбуки и фанфики

В среде русскоязычных фанов до сего дня котируются форумы Evangelion Not End, Eva-fiction, ficbook.net. На этих востребованных сайтах также встречаются переводы лучших статей с мирового законодателя моды аниме и игр - англо-язычного форума fanfiction.net.

Админы форумов, проявляя очевидную толерантность, допускают к публикации самые разные по качеству фанфики «Евангелиона». Джамп (термин аниме, обозначающий не то что полет – прыжок фантазии) у разных авторов также разный. Но интересных статей – большинство. Это можно проследить хотя бы по количеству сообщений относительно публикаций любительских рассказов на фикбуке Evangelion Not End, а последних насчитывается порядка 27 000. И это при условии админов: одно сообщение – один фанфик!

Следуя объективной тенденции угасания интереса во времени, начиная с 2015 года многие сайты начали сворачивать раздел фанфикшен по «Еве», переместив его в архив.

конец евангелиона

Однако в Интернете все еще осталась отдушина для отечественных любителей «Евы». В конечном счете все зависит от талантливой организации процесса. Планка уровня творчества должна изначально быть выставлена политикой сайта на должный уровень. Этим как раз и отличались авторы, пишущие на форуме ficbook.net фанфики по «Евангелиону».

Пен-Пен (логин автора), например, демонстрирует действительно интересный авторский стиль, который следует признать профессиональным. Если кто занимался копирайтом, то он поймет следующую за сим фразу, достойную прозвучать как вызов любому автору: «745 позитивных рецензий (не просмотров, а рецензий!) за один рассказ – не слабо?»

Благодарные соратники по форуму, кроме банальных «спасибо за хорошую работу» и «читал, не отрываясь!!!», зачастую пишу Пин-Пену отзывы, способные вдохновить любого писателя: «Спасибо за неделю хороших эмоций!»

евангелион фанфики фикбук

Даже на сегодняшний день это демонстрирует востребованность авторов, пишущих по «Еве».

Исходя из вышесказанного, книга фанфиков «Евангелион», при надлежащей редакции и достигнутых соглашений с лучшими авторами трех упомянутых сайтов, если ее издать, может оказаться рейтинговым литературным проектом.

О критике сериала

При всех художественных достоинствах, данный аниме-сериал - проект коммерческий, заработавший более 9 млрд иен. Сага создавалась в Японии и режиссера - заядлого холостяка - продюсеры таки вынудили развивать тему любви и отношений. Хотя общая канва повествования осталась неизменной, туда были добавлены элементы эротики.

С режиссером Хидзаки Анно это сыграло злую шутку. Некоторые его оппоненты и по сей день утверждают, что «Евангелион» - хентай (имеются в виду эротические сцены сериала). Однако такое сравнение с откровенной клубничкой не соответствует реальности, и его опровергают серьезные кинокритики. В японской культуре эротика более выражена, чем в западной, поэтому соответствующие сцены «Евы» предопределены чисто японским пониманием дружбы парня и девушки.

евангелион хентай

Впрочем, в армии фанов нашлись и создающие откровенно эротические, деформирующие саму идею сериала «Евангелион», фанфики. «Гарем!» - возмущались в ответ на эти творения другие, преданные первичной идее любители саги. Ведь для них первичным оставался психологизм.

Мы уже упомянули, и читатели, верно, задались вопросом, за что же фанаты сериала проклинали их автора. Ответ прост: за «смазанные» 25 и 26 серии. Хидзаки Анно, к сожалению, творя их, поддался на уговоры коммерческих партнеров – снизить цену проекта, и допустил откровенное понижение уровня творчества.

Впрочем, он полностью реабилитировался перед фанами в двух последующих сиквелах сериала.

О главных героях

Сюжетная линия главных героев по мере их участия в сюжете красной нитью проходит через каждый фанфик («Евангелион»). Синдзи, Аска (парень и девушка) – оба являются пилотами роботов-Ев, двумя из двенадцати Детей. Почему же столь юным людям институт доверил самое грозное оружие человечества?

Ученые обнаружили, что руководить машинами не могли люди взрослые. NERV доверил свои разработки 14-летним подросткам, (которых в сериале называют «Дети»). Реалистичность персонажам парня и девушки придает использование автором феномена, и приема, порожденного художественной литературой, названного попаданчеством. Впрочем, Хидзаки Анно использует этот принцип не напрямую, перенося современного героя в мир фантастики, а косвенно: наделив пилотов – Детей характерными чертами и недостатками современных подростков. Более того, он домыслил, смоделировал, как эти изъяны, мешающие социализации сегодня, в псевдореальности сериала превращаются в достоинства.

Сидзи

Этому герою «Евы» посвящено, без сомнения, наибольшее количество произведений фанфикшена. Некоторые из них даже имеют формат романа. Например «Командировка князя тьмы», «Демон и ангелы».

Главный персонаж сериала – Синдзи Икари - третий из Детей. Он проживает в 17 доме отельного квартала бизнес-класса. С парнем живет его учитель и опекун. Икари меланхоличен, не склонен к активному общению, но обладает мощным интровертным интеллектом.

книга фанфиков евангелион

По жизни он чувствует себя несчастным. От него отказался отец, в школе он также практически не имеет друзей, общаясь лишь с двумя парнями-одноклассниками. Свои обязанности – пилотировать "Евангелион-1" - он выполняет без рвения. Он не любит выполнять приказы, не понимая абстрактный гуманизм, но чувство сострадания к знакомым людям ему близко. Так, изначально отказавшись защищать человеческую цитадель "Токио-3", он затем все-таки делает это, узнав, что на это задание пошлют раненную Рей Анаями, Первую из Детей.

Его отличает идеальная связь и управление боевым роботом "Евангелионом-1". Он, несмотря на подростковую меланхоличность, потенциально является самым сильным бойцом среди Детей.

В том, что отношения между главными героями весьма непросты, убеждает зрителя каждый фанфик («Евангелион»). Синдзи, Аска, безусловно, неравнодушны друг к другу, но диапазон и глубина их чувств настолько широки, что вмещают в себя диаметрально-разные проявления души живой: то презрение и отторжение, то полнейшее саморастворение в любимом человеке.

Как доказательство этому, персонажи Синдзи и Аска, начиная с 1995 г. и до нашего времени стабильно находятся на достойном уровне наиболее популярных аниме-персонажей.

Отзывы авторов любительских рассказов о Сидзи неоднозначны. Этот герой – интроверт, вечно сомневающийся в себе, постоянно занимающийся самокопанием. Он создан цельно, но, чтобы понять его суть, зрителю следует применить тонкий психоанализ.

Аска

Этому персонажу посвящено множество любительских рассказов. Назовем лишь некоторые из них: «Рагнарок Старшего Бога Евангелиона», «Еван-га-га-гелион», «Звук тишины», «Евангелион: оставшееся между строк», хотя данный список может содержать сотни заголовков.

Аска Лэнгли Сорью – девушка, родившаяся от межрассового японо-немецкого брака. Она появляется в 8-й серии саги. Ее мать сошла с ума и не признавала дочь, а затем повесилась. Ее отец женился на женщине – психологе, лечившей покойную супругу. Она внешне весьма эффектна. У Аски - нулевая группа крови, рыжие волосы и голубые глаза. Девушка эмоциональна, ей присущ эгоизм, она противоречива: стремится к лидерству среди пилотов. Но в 16-й серии поднаторевший в пилотаже Синдзи синхронизируется со своим "Евангелионом" много эффективней, чем она.

фанфики евангелион джамп

Ее побеждает 14-й ангел Зеруил, заставив пережить травмирующие психику воспоминания детства. В результате девушка теряет веру в себя, ее мастерство пилота слабеет, она сходит с ума, ее лечат в больнице. Затем, во время штурма института военными (серия «Конец Еваегелиона»), Аска со своим роботом Ева-2 получает повреждения. Затем девушка сначала появляется в видениях Синдзи, а в заключительной сцене предстает рядом с ним, признав, что ей тяжело на душе.

Заключение

На страницах некоторых форумов, к сожалению, можно встретить мнения о том, что фанфики – «пустой» жанр, созданный фанатами, чтобы тешить фанатов. Однако вряд ли кто будет оспаривать его современность. Остается лишь выяснить, что стоит за этой современностью?

На первый взгляд, весь этот симбиоз авторского и зрительского фэнтези (имеются в виду созданные по сериалу «Евангелион» фанфики, развивающие его сюжетную линию), пока что достаточно мало ассоциируются с нашей повседневной жизнью. Но будет ли так всегда?

Вернемся к реальному миру. На сегодняшний день в нем уже существуют несколько самообучаемых биороботов, обладающих мощным искусственным интеллектом. Их внешние параметры максимально приближены к человеческим. Например, автономная высокоинтеллектуальная машина "София" уже практически живет публичной жизнью. Ее поведение логично, а суждения, что отмечают все, глубоки и характерны.

фанфики по евангелиону пен пен

А чего стоит загадочно оброненная фраза гуру Силиконовой долины Илона Маска о том, что довольно скоро люди будут лишь частью разумных существ, населяющих Землю. Не об этом ли рассказывает сага японского мастера аниме?

Читатели спросят: «А причем к этой логике фанаты, развивающие сюжет сериала «Евангелион», и фанфики, созданные ими?» Однако здесь как раз все понятно. Одно-единственное произведение «Ева» вдохновило самодеятельных писателей рассмотреть сотни тысяч аспектов взаимоотношений людей и роботов. Все эти вариации можно рассматривать не только как явление литературное, но и как логическое тестирование, за которым когда-нибудь последует и разработка юридических норм по социализации роботов.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.