Логопедическое заключение: порядок выдачи, особенности, примеры

Стандартное логопедическое заключение на ребенка дошкольного возраста и любой другой возрастной группы включает выводы врачей по текущему случаю. Есть несколько типовых формулировок, которые следует рассмотреть. Разберем, почему это важно, дабы понять, в чем важность самого заключения и для чего оно необходимо.

Базовые формулировки

К вариантам логопедических заключений для лиц ранней возрастной группы относятся формулировки:

  • Дизартрия.
  • Задержка развития речи.
  • Задержка развития и дизартрия.

Могут установить замедленное развитие речевых навыков и способностей познавать. Есть вероятность замедленного психоречевого развития. У некоторых развитие речи замедляется из-за спастико-паретического симптоматического комплекса, охватывающего мышечные ткани. При таком состоянии корректируется работа аппарата, ответственного за артикуляцию, нарушается его моторика.

Дизартрию лиц младшего возраста диагностируют, когда экспрессивные речевые навыки предполагают использование отдельных слов, упрощенных фраз. До этого периода можно выявить лишь речедвигательные мышечные сбои – не играет роли возраст обследуемого. Таковые затрагивают и мышечные ткани, и аппарат речи. При выявлении этого состояния в заключении необходимо указать наличие симптомов спастического пареза. Альтернативный вариант формулировки диагноза – спастико-паретический симптом.

логопедическое заключение ребенка возраста

О дошкольниках

Логопедическое заключение на ребенка дошкольного возраста может включать упоминания исключительно фонетических нарушений или комбинированных проблем. В первом варианте в заключении могут указать дизартрию либо ее сочетание с фонетическими нарушениями, стертую форму спастико-паретического сбоя, гиперкинетическую среднего уровня. В заключении могут указать невыраженный тип спастико-атактического нарушения.

Возможна дизартрия, при которой сбиваются способности произносить звуки, а также есть фонематические проблемы. В заключении могут указать недоразвитие фонетических, фонематических качеств в комбинации с дизартрией, такие же на фоне стертой дизартрии.

Есть вероятность сбоя всех речевых компонентов. В таком случае правильным логопедическим заключением может стать «общее недоразвитие речи», при этом врач обязан упомянуть факт дизартрии. Возможен второй или третий уровень недоразвития. Последний могут диагностировать на фоне дизартрии, протекающей в легком варианте.

В случае замедленного развития психики или отсталости интеллекта возможны речедвигательные нарушения, сочетающиеся со сбоем всех речевых аспектов. При этом в заключение вписывают наличие смешанного речевого недоразвития. Обязательно указывают, что состояние сопровождается дизартрией.

Первый уровень развития

Согласно образцам логопедического заключения, первый уровень устанавливают, если средства общения речью исключительно малочисленны, активный словарный запас сформирован всего несколькими обиходными буквосочетаниями, которые человек выговаривает нечетко. Кроме того, ребенок может пользоваться звукоподражанием и применять различные комплексы звуков. Как правило, такие дети активно используют мимику как инструмент общения, часто указывают жестами. Стандартный комплекс средств применяется персоной для указания и на действие, и на объект. Дополнительно ребенок пользуется переменами интонации и жестами, тем самым пытаясь сформировать разность значений произносимого. Такое общение можно назвать лепетом, который в некоторых ситуациях становится практически однословными предложениями, но может оцениваться так далеко не всегда. На первом уровне ребенок практически не имеет возможности дифференцированно разграничивать действия, предметы; наименования первых подменяются словами, обозначающими объекты. Возможна замена названий объектов словами, обозначающими поступок.

Как видно из образцов логопедических заключений, при установке первого уровня развития речи обращают внимание на многозначность слов – как правило, такая особенность характерна для ребенка на этом уровне. Небольшой словарный запас преимущественно связан с наблюдаемыми персоной предметами и событиями. Морфологические детали для отражения грамматики практически не применяются. База речи – корневые слова без флексий. Фразы формируются элементами лепета. Человек звуками шаг за шагом воспроизводит описываемую ситуацию, активно пользуясь жестами для объяснения желаемого. Всякое слово, применяемое при таком общении, многочисленными способами соотносится с контекстом, поэтому стороннему наблюдателю, не находящемуся внутри ситуации, невозможно понять, о чем идет речь.

варианты логопедических заключений

Особенности словарного запаса и звуков

В логопедическом заключении для школьников при указании первого уровня развития речи могут также уточнить факт наличия более обширного пассивного словарного запаса ребенка в сравнении с активным. Не так давно проводились научные работы, призванные оценить импрессивные качества детской речи, и удалось доказать ее ограниченность в случае низкого уровня говорения. Таким детям свойственно либо полное отсутствие, либо лишь очень слабое понимание словесных трансформаций по причине грамматических норм. Если исключить ориентирующие в ситуации признаки, ребенок не сможет отличить, в каком числе слово, в каком времени глагол, о каком роде идет речь. Такие детишки не в силах осознать значение предлогов. Воспринимая фразы, обращенные к ним, они ориентируются на лексику, а звуковые аспекты довольно неопределенны. Фонетическое оформление произносимого не имеет стойкости.

Как можно узнать из разных логопедических заключений об ОНР, при первом уровне развития звуковое произношение диффузное, артикуляции не свойственна стойкость, а способности опознавать звуки на слух довольно слабые. Зачастую у детей многочисленно произносимое с дефектами – такое доминирует над тем, что чадо в силах выговорить корректно. Гласные противопоставляются согласным, носовые звуки ротовым. Фонематически ребенок находится на нулевом уровне. Отделить звуки, если ребенок общается лепетом, дабы познавать что-то, невозможно. Аналогично ситуация обстоит с мотивацией.

При составлении логопедического заключения для дошкольников необходимо оценивать способность воспроизводить, воспринимать слоги, из которых сформировано слово. Этот признак – один из наиболее ярких, позволяющих говорить о принадлежности к конкретному уровню.

Второй уровень

Специфическая особенность – появление фраз, сформированных двумя, тремя, изредка – четырьмя словами. Поначалу они со стороны кажутся неясными, но при анализе речевых образцов можно заметить применение аморфных слов и тех, которым присущи родовые, падежные, иные категориальные особенности. Ребенок соединяет слова и их сочетания, пытается строить фразу, правильно и неправильно применяя правила контроля речи. Иногда можно слышать, как он самостоятельно использует упрощенные предлоги, иногда – их варианты, свойственные лепету. Будучи на втором уровне развития, чадо может временами пропускать предлог, неправильно работать с элементами предложениями, при этом объем слов существенно выше, нежели это характерно первому уровню. Можно видеть наречия. Несовершеннолетний начинает использовать числительные. Вместе с тем морфологическая система довольно слабая, операции по формированию слов доступны только простые, поэтому речевые возможности оцениваются как бедные, ребенок часто ошибается, неправильно понимает ряд прилагательных, приставочных слов, обозначающих действия.

В заключении логопедического обследования указывают второй уровень, когда при наличии описанных проблем речи можно видеть сложности использования отвлеченных терминов, понятий, применяемых для обобщения, антонимов и слов с аналогичными значениями. Для детей такого уровня свойственно использование слов с подразумеванием обилия значений. Связное говорение сопровождается слабой передачей ряда отношений смыслов. У некоторых все еще наблюдается лишь последовательное перечисление всего наблюдаемого.

логопедическое заключение образец

Третий уровень

Логопедические заключения на ПМПК включают указание этого уровня, если человек способен говорить развернутыми фразами, при этом наблюдаются некоторые лексически недоразвитые объекты, несовершенства грамматического строя, фонетики. Характерная особенность – обширное использование простых распространенных структур. Многие ограниченно прибегают к сложным предложениям, но только отдельным избранным формам. Возможны структурные сбои – могут отсутствовать некоторые важные члены фразы. В самостоятельном говорении ребенок делает относительно мало ошибок, обусловленных грамматическими трансформациями слова, но специализированные проверки позволяют заметить: трудности сохраняются. Преимущественно проблематика связана с глагольными формами будущего, объектами среднего рода. У многих наблюдаются проблемы согласования слов. Ребенок недостаточно хорошо понимает суть и значение сложных предлогов, поэтому не может использовать их корректно. Зачастую такие слова просто опускаются, хотя некоторые меняют их на более понятные и упрощенные.

Согласно логопедическим заключениям, ОНР 3 уровня сопровождается способностью образовывать слова. При таком уровне нарушений человек в силах понимать новые слова, может формировать таковые, прибегая к самым простым и распространенным формулам. Зачастую попытки образовать слово сопровождаются нарушением организации слогов, звуков слова. Вместе с тем замедленно улучшается произношение слов, но на слух дифференцировать звуки все еще сложно. Для детей представляет определенную сложность определение конкретного звука (например, первого в последовательности). Им непросто выбрать среди предложенных картинки, названия которых содержат заданный звук. При третьем уровне развития анализ, синтез звуков сформированы, но слабо, поэтому освоить чтение, письмо крайне проблематично.

Четвертый уровень

В логопедическом заключении ОНР четвертого уровня указывают, если наблюдаются несущественные сбои компонентов речи используемой ребенком системы языка. Звуки недостаточно четко дифференцированы, возможны специфические слоговые нарушения, влияющие на структуру. Ребенок не может сохранять в памяти фонематический образ, хотя и понимает смысл слова. Как следствие, меняется наполняемость звуками, возможны разнообразные варианты. Речь при этом недостаточно внятная, а четкость дикции оставляет желать лучшего. Общее впечатление описывают как смазанное.

В логопедическом заключении на ребенка при четвертом уровне развития упоминают стойкость ошибочного употребления разнообразных суффиксов, призванных отражать эмоциональное наполнение, количество объектов, а также ряда сходных. Ребенку довольно сложно формировать новые сложные слова. Трудности наблюдаются при необходимости спланировать фразу и подобрать оптимальные для этого инструменты языка. Связная речь хоть и наблюдается, но она довольно своеобразная. При общей речевой недоразвитости наблюдается специфика сенсорики, моторики, высшей функциональности психики и активности.

логопедическое заключение

Дизартрия

Нередко в образцах логопедических заключений на ребенка дошкольного возраста и иной возрастной группы можно видеть упоминание дизартрии. Таким термином принято обозначать нарушение способности произносить звуки. Его причина – некорректное обеспечение нервной системой аппарата, позволяющего человеку произносить звуки. Такое наблюдается, если подкорковые мозговые блоки, заднелобные части повреждены по какой-либо причине. Органы речи хоть и подвижны, но это довольно ограниченное явление, что усложняет артикуляцию. Если такое состояние формируется у взрослого, речевая система обычно не распадается, но в случае с детьми ситуация иная. Дизартрия отличается тем, что проблема затрагивает не отдельные звуки, а полностью способность произносить. У ребенка мышечные ткани, отвечающие за мимику, речь, малоподвижны. Ребенок говорит нечетко, тихо, слабым голосом. Изредка наблюдается противоположность – очень резкий голос. Зачастую нарушается дыхательный ритм, темп произношения. Речь при дизартрии не может быть плавной.

Упомянутые нарушения фиксируются в логопедическом заключении на ребенка. У разных людей они наблюдаются в разной степени. Возможны разнообразные комбинации признаков. Это определяется тем, какие именно повреждения ЦНС, ПНС есть, как они сочетаются, насколько тяжелы, когда сформировались.

Задержка психического развития

В логопедическом заключении могут указать наличие ЗПР. Это сложное нарушение, затрагивающее психику, психологию, физическую активность и развитие. ЗПР – это пограничный вариант нарушения человеческого формирования и развития. При нем функции психики формируются неравномерно, нередки сочетанные варианты недоразвитых функций, сохраненных, поврежденных. Сила повреждений, уровень недостаточной зрелости от случая к случаю сильно варьируются. Дети по причине ЗПР относятся к категории наиболее сложных для диагностов, особенно если речь идет о совсем малолетнем. У многих можно видеть признаки замедленного физического развития. Слабо развиваются мышечные ткани, тонус мышц и сосудов снижен, рост замедлен. На фоне ЗПР очень часто замедленно формируются способности говорить, ходить. У таких детей медленнее нарабатывается опрятность, замедлены этапы игры.

При ЗПР есть специфические нюансы воли и эмоций – их также могут зафиксировать в логопедическом заключении. Упомянутая сфера недостаточно зрелая, а способности познавать нарушены. Наблюдается органическая инфантильность. Нет ярких, живых эмоций, присущих детям, воля слабая, как и способность интересоваться мнением других об их активности. Игровой процесс монотонный, однообразный. При ЗПР нет склонности творить, воображение бедное, работоспособность низкая, истощаемость повышена, память слаба. Внимание таких детей сложно привлечь надолго, психические процессы протекают медленно, ребенку сложно переключаться между ними. Он нуждается в продолжительном времени для получения и обработки информации, полученной через слух, зрение. Информационный запас о мире вокруг при ЗПР существенно беднее, нежели у сверстников, представления о пространстве и времени формируются слабо, словарный запас невелик. Обучить ребенка читать и писать при ЗПР очень сложно, для него свойственно перемешивать близкие по внешнему виду буквы.

логопедическое заключение онр

Ринолалия

В логопедическом заключении может упоминаться такое отклонение. Термином обозначают ситуацию, когда у ребенка нарушается голосовой тембр и способность правильно произносить звуки. Патология обусловлена некорректной активностью носовой полости при говорении. Если случай особенно тяжелый, нарушения охватывают до 38 звуков.

Возможна моторная алалия. Если таковая наблюдается, ее также необходимо зафиксировать в логопедическом заключении. Такой формат относится к числу наиболее стойких вариантов недоразвитости речи. Он наблюдается, если нарушены отделы мозговой коры, ответственные за речевую функцию. Дети с таким нарушением начинают говорить позднее, их запас слов увеличивается очень медленно, а в общении несовершеннолетние предпочитают прибегать к мимике, жестикуляции.

Актуальность шаблонов

Можно найти немало примеров логопедических заключений. Текущий материал позволяет ознакомиться с тем, как должны выглядеть такие документы. В то же время нужно понимать: в каждом отдельном случае заключение необходимо составлять индивидуально. Играет роль, каковы отличительные особенности обследуемого. Как бы ни были просты и лаконичны, привлекательны в стройности оформления образцы логопедических заключений на ребенка, при применении шаблона к реальности нужно руководствоваться особенностями случая.

логопедическое заключение на ребенка

Технические аспекты

В настоящее время ответственность за формирование логопедических заключений возложена на специализированные пункты. Чтобы быть зачисленным, необходимо пройти специальную комиссию ПМПК, а также получить направление по установленной форме. Один пункт одновременно обслуживает несколько десятков человек. Рабочий коллектив подбирается государственными инстанциями. Воспитанниками берут детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Ответственность за принятие решения по поступившим заявкам возложена на местные комиссии. Отказать могут в случае, если все свободные места уже заняты. В первую очередь зачисляются лица с ОНР с первого по третий уровень, а также при наличии ФФНР. Логопед проводит первичное обследование. Обычно такую процедуру назначают на осень, тогда же заводят на ребенка журнал для контроля динамики состояния. По итогам обследования информация направляется консилиуму врачей и педагогов для определения оптимального метода работы с ребенком. При наличии речевых нарушений оформляется направление для комплексного анализа состояния в ПМПК.

Чтобы ребенок получал помощь специалистов для коррекции способности говорить, представители несовершеннолетнего должны принести заключение комиссии в местное управление, ответственное за вопросы образования. Если чиновники принимают позитивное решение, они оформляют направление, по которому ребенка зачисляют в логопункт. В течение учебного года ребенка могут отчислить, если нарушения исключены. Если вопрос отчисления становится конфликтным, необходимо направить воспитанника на комиссию, которая вынесет вердикт по случаю.

Особенности работы

Логопед ответственен за определение эффективности выбранного варианта работы с каждым ребенком. Ему нужно оценить речевое развитие. Как правило, анализ проводят в конце весны, тогда же заново диагностируют детей, получавших помощь логопедов. Чтобы контролировать прогресс, логопеды ведут индивидуальные карты на каждого принятого. Задача учителя – организовать занятия, позволяющие развивать детей, учитывая нюансы их дефектов. Длительность занятия должна соответствовать особенностям детской физиологии, а также гигиеническим и санитарным нормам, принятым в нашей державе. Подгрупповая работа допускается с теми, чьи нарушения сходны. При ОНР подгруппа формируется не более чем из 4 персон, при ФФНР допускается объединять до шести человек. Длительность индивидуального занятия не должна превышать четверти часа. При ОНР необходимо заниматься с детьми трижды в неделю или чаще, при ФФНР – дважды в неделю или чаще, а при фонетических дефектах – не реже раза еженедельно. Для учета посещаемости логопедические пункты обязаны вести журналы.

логопедическое заключение ребенка дошкольного

Работая с детьми, логопед должен 70% своего времени тратить на работу с подгруппами или индивидуально, около 20% времени выделять на методическое взаимодействие и консультацию группы, и лишь одну десятую рабочего дня тратить на оформление документального сопровождения процесса. Чтобы зафиксировать успех работы, нужно вести тетрадь посещаемости, журнал, отражающий динамику для каждого из учеников, речевые карты и планы, показывающие перспективы для каждого воспитанника.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.