Древнерусское искусство (живопись, иконопись, архитектура)

Древнерусское искусство в основном сформировалось и получило дальнейшее развитие после крещения Руси. Именно после этого важного события произошли кардинальные перемены в политической жизни страны, а также в искусстве.

Приход новой веры – христианства внес в искусство средних веков традиции неповторимой и возвышенной античной греческой культуры. Например, стали строиться первые каменные храмы. Одним из таких строений является возведенная в Киеве Десятинная церковь, которая поражает современников своими изысканными формами и великолепным внутренним убранством. Фрески, выполненные из смальты, мозаики, удивительной красоты иконостас и сюжетные библейские миниатюры вызывают восхищение уже не один век.

Древнерусское искусство X-XIII веков представляло собой симбиоз восточнославянской культуры скифов и сарматов. Также оно является воплощением древних традиций и архитектуры прекрасной Византии и близких по духу балканских стран.

Искусство средних веков характеризуется и тем, что в нем всегда присутствовала богословская тема. Архитекторам и художникам того времени следовало придерживаться указаний церковных канонов, которые отвечали высшим христианским принципам. В них давались пояснения, как следует изображать те или иные предметы. Строгость и даже некоторый аскетизм прослеживался в архитектуре в тот период времени. Это четко отмечается, прежде всего, в формах архитектуры.

Древнерусское искусство и его основные тенденции ярко прослеживаются во фресках Софии Киевской. Это самая настоящая классическая система росписи храма средневековья, которая сохранилась до наших времен. Например, в храме на мозаике изображена Богоматерь Оранта, а также есть крупные фрески с сюжетом из праведной жизни Христа, апостолов, мучеников и проповедников.

Не менее уникален сохранившийся до наших дней портрет Ярослава Мудрого, его семьи и эпизоды придворной жизни, в которых древнерусское искусство и его характерные черты зафиксированы наиболее ярко. Памятник архитектуры, выполненный в мозаичной технике, который датируется 1046 годом, в первозданном виде дошел до нас в той же Святой Софии в Киеве.

Русские мастера умело владели фресковой живописью и мозаикой. Немногие знают, что итальянское слово «фреска» переводится как «сырой». Живопись этого стиля выполнялась по еще сырой стене красками и широко использовалась при украшении храмов. Изобразительное искусство в средние века достигло своих вершин.

Для Руси всегда была характерна белокаменная резьба, она стала примечательной, особенной чертой древнерусского зодчества. Ею украшали не только соборы, но и дворцы знати. Большой популярностью пользовалась резьба по камню и дереву, она также относились к художественным ремеслам.

Древнерусские ювелиры славились авторским почерком и были непревзойденными мастерами серебряных и золотых украшений. Например, известен старинный оклад – шедевр из натуральной кожи, украшенный драгоценными камнями – «Остромирово евангелие».

Русь славилась своей школой иконописи. Слово «икона» дословно переводится с греческого языка как «образ». Наиболее часто на них изображался лик Христа и Богоматери, а также святых. Это обычно были тщательно выписанные, строгие лица, с удлиненным овалом лица и прямым носом и, как правило, с большими открытыми глазами. Архивы Киево-Печерской Лавры сохранили имя известного иконописца XII века, монаха Алимпия. Он принадлежал к школе греческих мастеров, иконы писал в строго регламентированной манере, но в них все равно проглядывались элементы личного мастерства и таланта непревзойденного мастера.

Известны лучшие традиции Владимиро-Суздальской школы иконной живописи, которую продолжили последователи написания икон. Ими стали следующие мастерские: Московская, Ярославская, Костромская, Ростовская, Суздальская. Именно здесь на свет появлялись удивительной красоты иконы, например, «Ангел Златые власы» «Деисус» из московского Успенского собора, икона Дмитрия Солунского, Георгия, «Спас Нерукотворный» и многие другие.

Изобразительное исскуство призвано служить людям и давать возможность многим поколениям почувствовать себя причастными к истории и культуре нашей великой Родины.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.