Учебно-методическое обеспечение: определение понятия, типовые материалы, организация образовательного процесса

Одним из неотъемлемых условий эффективной реализации ФГОС является надлежащее учебно-методическое и информационное обеспечение. Более опытные преподаватели, возможно, предпочтут не использовать готовые разработки, а будут составлять собственные материалы. Начинающим же педагогам без наработок других специалистов просто не обойтись. Что такое учебно-методическое обеспечение учебного процесса? Что в него входит? Для чего оно нужно? Ответы на эти и другие вопросы читайте в статье.

учебно методическое обеспечение

Определение

Учебно-методическое обеспечение представляет собой комплекс документов, содержащих системное описание образовательного процесса, подлежащего реализации на практике. Оно выступает в качестве дидактического средства управления подготовкой педагогов, информационной моделью образовательной системы, определяющей структуру и отражающей элементы процесса.

Ключевые признаки

Учебно-методическое обеспечение дисциплины, специальности, предмета, раздела, модуля и пр. представлено в форме определенного комплекса, который в том или ином виде должен:

  • отражать суть подготовки, обоснование уровень освоения материала;
  • включать в себя дидактический материал, соответствующий организационной форме образовательного процесса, позволяющий обучающемуся достичь необходимого уровня освоения материала;
  • предоставлять учащимся возможность в любое время проверить результаты и эффективность своей работы, самостоятельно проконтролировать и скорректировать учебную деятельность;
  • включать объективные методы оценки качества образования со стороны педагогов и администрации учебного заведения.

Обеспечение дисциплины, модуля, специальности, предмета, темы и пр. должно полностью охватывать основное содержание учебного материала. Комплексность выражена в том, что изучение каждого последующего узлового вопроса по содержанию обучения по каждому разделу (теме) программы обеспечивается оптимальным минимумом инструментов и средств обучения, документацией, благодаря которым повышается качество всего процесса в целом.

Цели и задачи

Для преподавателя учебно-методическое обеспечение учебного процесса необходимо для детального отражения наличия и состояния средств обучения, анализа степени раскрытия той или иной дисциплины в программах различных специальностей и последующего их сведения в единую логическую систему.

Обучающемуся комплекс дидактических материалов помогает получить знания о теоретических и практических основах изучаемого предмета.

В процессе обучения реализуются образовательная, воспитательная и развивающая задачи. Использование информационно-методического обеспечения учебного процесса позволяет эффективно выполнять все эти задачи в совокупности.

учебно методическое обеспечение учебного процесса

Средства обучения

Их разделяют на следующие группы:

  1. Учебно-методическая литература. К ней относят учебные пособия, учебники, справочники, каталоги, конспекты лекций, задачники, частные методики, методические указания, рекомендации, разработки, альбомы.
  2. Учебно-наглядные пособия. В эту группу можно включить схемы, плакаты, фотографии, рисунки графики, таблицы, чертежи, диаграммы.
  3. Натуральные средства: механизмы, приборы, инструменты, образцы, макеты, модели. К ним, например, можно отнести карточки-задания, дидактические материалы для самостоятельных, лабораторных, практических работ, курсовых проектов и пр.

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Неотъемлемыми его элементами являются:

  1. Нормативно-правовая документация.
  2. Учебная программа, план.
  3. Учебно-методические документы.
  4. Программное, материально-техническое, информационное обеспечение.

Нормативно-правовые документы

В этом разделе учебно-методического обеспечения предмета должны присутствовать:

  1. Выписка из ФГОС с указанием требований к навыкам, знаниям, умениям и практическому опыту по соответствующей дисциплине.
  2. Ведомственные стандарты, рекомендации по организации учебного процесса.
  3. Методические указания, рекомендации по планированию и организации обучения.

Учебно-программные, планирующие документы

В этом разделе должны присутствовать:

  • календарно-тематический план (КТП);
  • индивидуальный план педагога;
  • комплект планов всех учебных занятий, технологических, инструкционных карт;
  • программа.

Учебно-методическое обеспечение формируется из:

  • конспектов лекций;
  • учебной и дополнительной литературы, в т. ч. в электронной форме;
  • альбомов, каталогов, справочников;
  • методических рекомендаций по выполнению лабораторных работ, практических заданий;
  • указаний по изучению предмета, разделов, тем и отдельных элементов;
  • авторских разработок;
  • методических рекомендаций по организации внеаудиторной работы учащихся;
  • тем рефератов, курсовых и других исследовательских работ, рекомендаций по их выполнению;
  • тематических разработок и рекомендаций по подготовке к семинарам, выполнению проектных, творческих, исследовательских работ;
  • тематических "копилок" – комплектов технологических задач и ситуаций;
  • положений, методических рекомендаций по проведению викторин, конкурсов, олимпиад, ролевых игр;
  • комплекса средств оценки для текущего, периодического и итогового контроля качества знаний обучающихся;
  • методического комплекта "входного" контроля знаний;
  • системы контроля уровня знаний по предмету;
  • критерии оценки навыков, умений, знаний, практического опыта по всем формам контроля;
  • документации по мониторингу качества усвоения дисциплины с планом корректирующих мер.
учебно методическое обеспечение дисциплины

Программное, информационное, материально-техническое обеспечение

В этом разделе должны присутствовать перечни:

  • оборудования, материалов, инструментария, имеющихся в мастерской, лаборатории, кабинете;
  • основной и дополнительной методической и учебной литературы по предмету;
  • технических средств, используемых в обучении;
  • информационных и программных ресурсов.

Кроме того, данный блок учебно-методического обеспечения рабочей программы включает в себя:

  1. Мультимедийные презентации.
  2. Интерактивные и видеоматериалы.
  3. Плакаты, таблицы, схемы, муляжи, макеты, чертежи и другие наглядные пособия.

Особенности разработки

При формировании учебно-методического обеспечения курса (модуля, дисциплины) педагог руководствуется планом предметной комиссии и индивидуальным планом. Непосредственная разработка осуществляется преподавателями, ведущими соответствующий курс, модуль, предмет.

Педагоги, формирующие учебно-методическое обеспечение программы (учебного процесса), отвечают за его содержание. Материалы, включенные в его состав, подлежат обсуждению на заседании предметной комиссии. Контрольно-оценочные документы, рабочие программы должны быть утверждены замдиректора по учебной работе, а программы по промежуточной аттестации (в форме экзамена, в т. ч. комплексного), комплекты контрольно-оценочных инструментов и средств утверждаются замдиректора по учебно-производственной работе. Рабочие программы учебно-производственной практики, комплекты оценочных средств для квалификационных экзаменов по профессиональным модулям согласовываются с представителями работодателя.

Контроль качества элементов, включенных в состав учебно-методического обеспечения, осуществляется председателем предметной комиссии и методистом. Контрольный экземпляр хранится в методическом кабинете и библиотеке в электронном и бумажном виде.

Сопровождение производственной деятельности

Учебно-методическое обеспечение практики состоит из документов, регламентирующих время, предназначенное для закрепления и углубления обучающимся знаний, полученных в ходе обучения, приобретения навыков и умений по тем или иным видам профессиональной деятельности. В него входят:

  1. Программы производственной, учебной и преддипломной практики по профессии (специальности).
  2. Календарные планы.
  3. Критерии оценок.
  4. Сборники заданий, рекомендации по их выполнению.
учебно методическое обеспечение программы

Раздел "Курсовое проектирование и курсовые работы"

Этот блок учебно-методического обеспечения имеет преимущественно справочно-поисковый характер. Часть документов необходимо включить в состав учебно-методического комплекса дисциплины, если в плане предусмотрено время на курсовое проектирование. Если проект или курсовая является комплексной работой, т. е. объединяет 2 и более предметов, наличие этих материалов необязательно.

Речь, в частности, о:

  1. Тематике курсовых проектов и работ. Она разрабатывается преподавателями соответствующих дисциплин и обсуждается на заседаниях предметной комиссии.
  2. Методических рекомендациях по выполнению, оформлению, защите.
  3. Критериях оценки.
  4. Образцах оформления курсовой, рецензий на нее.

Сборник "Итоговая аттестация"

Частью этого раздела учебно-методического обеспечения является комплект "Дипломное проектирование или дипломные работы". Он включает в себя:

  1. Программу итоговой аттестации.
  2. Критерии оценки дипломного проекта и выпускной работы, их защиты.
  3. Квалификационные требования к выпускникам по специальности.
  4. Тематику работ, методические указания по их выполнению и оформлению.

Самостоятельная работа обучающихся

Она представляет собой часть образовательного процесса, реализация которой обеспечивает усвоение, закрепление и совершенствование знаний, приобретение навыков и умений, составляющих суть подготовки специалистов.

Комплект "Самостоятельная работа обучающихся" – это сборник учебно-методических материалов для организации процесса внеаудиторного освоения дисциплин, приобретения профессионального опыта. В этой связи большая часть документации разрабатывается в составе учебно-методического обеспечения повседневно изучаемых дисциплин. Кроме этого, в комплект входят метапредметные (междисциплинарные) разработки, которые способствуют развитию творческого мышления обучающихся и их самостоятельности. Это могут быть, к примеру:

  1. Сборники тестов, задач, упражнений для самостоятельной работы.
  2. Тематики рефератов, докладов, творческих работ, методические указания по их оформлению.
  3. Сборники заданий и тем для самостоятельного изучения.
  4. Сценарии олимпиад, диспутов, конкурсов.
информационно методическое обеспечение учебного процесса

Учебные материалы

В этот комплект входят:

  1. Теоретические материалы.
  2. Задания для промежуточной оценки и текущего контроля.
  3. Образцы ответов к заданиям.
  4. Ссылки на источники информации.
  5. Перечни основных терминов.

В качестве источников для создания таких материалов вполне можно использовать обычные учебники, аудио- и видеозаписи, журналы и пр. Главное, чтобы все они были дополнены необходимыми рекомендациями и пояснениями.

Дополнительно

Обеспечение эффективности обучения на основе любых учебных материалов достигается обязательным включением в них:

  1. Целей образовательного процесса. При работе с материалами обучающийся должен четко понимать, что все шаги, которые он выполняет при освоении темы либо раздела, в комплексе приведут к конкретному результату.
  2. Обратной связи. Речь идет о заданиях, выполняя которые обучающийся демонстрирует уровень освоения учебного материала.

Когда необходимы материалы по самостоятельному обучению?

Разработку целесообразно осуществлять для:

  1. Восполнения пробелов в навыках и знаниях.
  2. Рассмотрения материала, являющегося не обязательным, а, скорее, полезным. Речь о материалах, предназначенных для углубленного изучения какой-либо темы или исследования сложной проблемы. Их можно выдавать обучающимся, не тратя время непосредственного общения.
  3. Получения учащимися индивидуальной обратной связи о прогрессе в изучении темы. В материалы для самостоятельного освоения можно включить, к примеру, ключи к тестам, ответы на задания и пр.
  4. Многократного просмотра материала, который сложно понять при первом ознакомлении. Обучающийся получает возможность изучать тему столько, сколько ему нужно, выполнять задания в удобном темпе.
учебно методическое и информационное обеспечение

Заключение

Детальное описание отдельных элементов образовательного процесса, действий обучающегося, педагога и администрации учебного заведения, направленных на достижение поставленных в программе целей, - это и есть комплексное учебно-методическое обеспечение (КУМО). Это понятие можно рассматривать в двух смыслах.

Обеспечение как процесс представляет собой планирование, разработку и формирование оптимальной системы средств обучения и учебно-методических материалов, необходимых для организации эффективного образования в рамках учебной программы. Если рассматривать КУМО как результат, то оно представляет собой совокупность всех документов, проект описания педагогического процесса, готового к реализации.

Оценку качества следует осуществлять в двух аспектах. Во-первых, анализируется уровень соответствия отображения сферы профессиональной деятельности в учебно-методическом комплекте предмета. Во-вторых, оценивается успешность реализации задач обучения.

Качество и эффективность КУМО определяется рядом факторов. Речь, в частности, о:

  1. Компетентности педагогов и руководства образовательного учреждения.
  2. Уровне обучаемости и обученности студентов.
  3. Дидактических, организационно-педагогических условиях обучения.
учебно методическое обеспечение определение

Существует ряд формальных признаков, по которым можно определить эффективность применения учебно-методических материалов, - это целенаправленность, научность, комплексность, системность, вариативность, действенность, практическая направленность, диагностируемость и пр.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментариев 2
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
2
Статья хорошая
Копировать ссылку
-3
кто хочет занятся сексом?)
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.