Рокас Раманаускас: биография, личная жизнь, творчество

Тема одиночества неразрывно связана с детьми ярких и творческих личностей, для которых всё их существование есть дань высокому искусству театра и кино, да еще поиски себя и своего места в жизни. Очень часто в таких семьях случается так, что родители бывают намного счастливее своих детей, многие из которых так и пропадают в монотонных и ничем не примечательных буднях.

Родословное древо

Биография Рокаса Раманаускаса берет свое начало на берегах реки Вента, где расположился маленький старинный литовский городок Куршенай. В нем 7 февраля 1922 года в скромном доме, уютно устроившемся между двух железнодорожных вокзалов, родился будущий актер театра и кино Антанас Габренас, дедушка Рокаса, на которого как две капли воды похож внук.

Антанас Габренас

Его единственной супругой стала Геновайте Толкуте-Габренене, родившаяся 23 декабря 1923 года в городе Каунасе, в то далекое время бывшим временной столицей Литовской Республики, дама, по сравнению с простым и скромным мужем из глубинки, изысканная и честолюбивая.

Геновайте Толкуте-Габренене

Она, как и Антанас Габренас, была актрисой театра и кино, впоследствии получившей почетное звание Заслуженной артистки Литовской ССР.

От их брака родилась дочь - актриса Эгле Габренайте, будущая мама театрального режиссера Рокаса Раманаускаса.

Мать

Несмотря на то, что запоминающиеся роли в ее творческой жизни можно было пересчитать на пальцах одной руки, сама Эгле всегда считала себя счастливой актрисой. Пусть даже всего несколько, но настоящих и ярких работ - это уже удача, ведь у многих артистов и такого не случается за всю карьеру.

Ниже на фото - Эгле Габренайте в молодости.

Эгле Габренайте в молодости

Как бы то ни было, Эгле стала одной из самых известных актрис Литвы и заслужила звание Народной артистки Литовской ССР.

Она родилась 24 сентября 1950 года в Москве. В то время ее родители были студентами Российского института театрального искусства, людьми молодыми, растущими в профессии и вечно занятыми. Поэтому воспитанием Эгле занимались ее дедушка и бабушка. Те чудесные годы отложились в памяти актрисы, а воспоминания об уже ушедших родных приносят в ее душу ни с чем не сравнимое успокоение.

Отец

Ромуальдас Раманаускас проснулся знаменитым в 1980 году, как только вышла первая серия легендарного многосерийного фильма «Долгая дорога в дюнах», в котором он сыграл фабриканта Рихарда Лозберга.

Ромуальдас Раманаускас в телесериале "Долгая дорога в дюнах"

Никаких званий актер не имел, что с избытком компенсировалось признанием зрителей и своеобразной "любовью" руководства. Все дело в том, что он, благодаря своей внешности, высокому росту и врожденной офицерской выправке, в кино играл в основном отрицательные роли, большинством из которых были экранные образы фашистов. Причем гитлеровцы в его исполнении получались настолько убедительными, что, например, после выхода «Долгой дороги в дюнах» ему единственному из всей съемочной группы не дали премию. Руководство Рижской киностудии вычеркнуло его фамилию из бухгалтерских списков, заявив:

Где это видано, чтобы мерзавцам-фабрикантам премии давать!..

Отец Рокаса Раманаускаса родился 4 февраля 1950 года в столице Литвы Вильнюсе.

Он воспитывался в образованной и интеллигентной семье высокопоставленного родителя, заведовавшего коммунальным хозяйством в Совета самоуправления города Вильнюс. Мама же была педагогом и служила в местном музее, с ранних лет привив сыну чувство прекрасного и аристократические манеры, выразившиеся впоследствии в его кинематографических образах.

Ромуальдас с детства не любил точные науки и тяготел к призванию журналиста. Однако учительница, ведущая кружок школьной самодеятельности, в котором будущий актер уже начал выделяться далеко не только благодаря своему выдающемуся росту, быстро наставила его на путь истинный, сказав:

Ромас, если вы пойдете против своей художественной струи, то сопьетесь от комплекса, что не так живете...

Семья

Ромуальдас Раманаускас и Эгле Габренайте познакомились во времена своего студенчества в Литовской академии музыки и театра, после окончания которого в 1972 году, уже будучи мужем и женой, они были приняты в труппу Национального драматического театра Литвы.

Здесь же, в Вильнюсе, они и сплели свое семейное гнездышко, которое в 1970 году осчастливил своим рождением их сын Рокас.

Мальчик рос в достаточно непростой творческой атмосфере, повторив, в общем-то самый распространенный удел актерских детей. До своего сына его родителям не то, чтобы совсем не было дела. Нет, конечно же они его очень любили. Просто их никогда не было дома, и воспитанием маленького Рокаса в основном занимались его дедушки и бабушки.

Так прошло десять лет.

Детство и юность

Ромуальдас и Эгле не смогли пройти десятилетний кризисный переходный возраст своего супружества. Их семейная жизнь разладилась. Оба они были востребованными актерами и порой не виделись месяцами, живя каждый своей собственной жизнью. В 1980 году Ромуальдас ушел из семьи с одним чемоданом, оставив Эгле квартиру и все, что они успели нажить за это время. Со своим сыном Рокасом он виделся редко. Их общение возобновилось лишь когда его сын вырос.

А пока Рокас продолжал воспитываться с одной стороны в актерской и творческой атмосфере, создаваемой бабушкой Геновайте и дедушкой Антанасом, а с другой - в интеллигентной и изысканной среде бабушки и дедушки со стороны отца.

Эгле Габренайте, в те нечастые дни или даже часы, когда она была свободна от непрекращающейся работы, пыталась восполнять все пробелы в ее общении с сыном. Однако, сделать это было уже практически невозможно.

Она никогда не была той женщиной, чьим единственным призванием было материнство. Дети очень утомляли и отвлекали от творчества. К тому же, Рокас скучал по отцу и искал общения с ним, а она, его мать, как бы отходила для него на второй план, что вызывало определенную ревность с ее стороны.

Профессия актрисы и мамы всегда были и остаются практически несовместимыми.

Однажды Эгле случайно подслушала разговор Рокаса с одним из его приятелей-одноклассников на одном из школьных праздников ближе к окончанию учебного заведения. Ее сын тогда сказал: "Боже, как я всегда хотел иметь маму, которая всегда бы ждала его дома и пекла блины. А для моей матери это все чуждо, ведь ее жизнь - это театр..."

В этот момент Эгле Габренайте впервые осознала, как много не получил от нее ее ребенок. С тех пор ее отношение к собственному сыну резко изменилось. Поскольку лучшие материнские годы были уже упущены, все, что смогла сделать Эгле для своего сына - это стать его подругой. Что было тоже очень неплохо на самом деле, потому что в жизни будущего театрального режиссера Рокаса Раманаускаса впоследствии не раз наступали такие моменты, когда он даже благодарил мать за такие их отношения. Не секрет, что в результате постоянного отсутствия родителей он рос достаточно замкнутым и не особо общительным человеком, будучи абсолютным интровертом, тяжело сходящимся с другими людьми. Поэтому иметь подругу в лице матери, которой можно было доверять какие-то свои секреты, советоваться с ней и получать поддержку, было достаточно ценно.

Правда пришел он к таким взаимоотношениям со своими родителями лишь когда уже вырос и решил связать свою жизнь с театром.

Рокас Раманаускас очень похож на отца в молодости

Студенчество

Несмотря на увлечение театром с раннего возраста, Рокас не сразу принял такое решение, поскольку от этого храма Мельпомены ему досталось не только творческое наслаждение, но и одиночество. Поэтому вначале после окончания средней школы он поступает на философский факультет старейшего и крупнейшего высшего учебного заведения Литвы - Вильнюсского государственного университета. Однако уже во время обучения в нем Рокас понял, что театра ему не забыть.

После окончания университета в 1993 году молодой философ поступает на факультет театральной режиссуры Литовской академии музыки, театра и кино, бывшей Государственной консерватории.

Творчество

Отучившись в академии, начинающий режиссер-интроверт, погруженный в свой собственный мир и все еще ищущий себя человек, которому в ту пору конца 90-х исполнилось двадцать семь лет, начал свой творческий путь с театральной постановки "Скажите, что вы умираете" по мотивам произведений Джерома Сэлинджера.

Затем Рокас попробовал свои силы в спектакле "О небе", который он поставил для участия в международном проекте «Обсерватория» 1997 года, после чего устроился в Литовский Национальный драматический театр, в котором несколько лет работал со своим отцом Ромуальдасом. Здесь под его управлением выходят такие спектакли как "Михаил Угаров" и "Зима" по пьесе Е.Гришковца.

В 1999 году на суд зрителей выходит его театральная постановка "Ромас и Арунас", посвященная его отцу Ромуальдасу и знаменитому литовскому актеру Арунасу Сакалаускасу, которые и сыграли главные роли в этом спектакле.

На фото - Ромуальдас Раманаускас и Арунас Сакалаускас в сцене из спектакля "Ромас и Арунас".

Ромуальдас Раманаускас и Арунас Сакалаускас в сцене из спектакля "Ромас и Арунас" ( режиссер Рокас Раманаускас)

В 2001 году режиссер участвовал в Международном театральном фестивале Teaterformen, проводимом в Германском Брауншвейге. В это же время на сцене Литовского Национального драматического театра вышел его спектакль "Последняя лента Крэппа" по драме Самюэла Беккета.

В биографию Рокаса Раманаускаса Каунасский драмтеатр вошел в 2003 году с его постановки «Донья Розита или Цветочный язык».

Спектакль «Донья Розита или Цветочный язык», 2003 год ( режиссер Рокас Раманаускас)

В стенах этого театра в разное время выходят такие режиссерские работы Раманаускаса как "Десять негритят" по одноименному произведению Агаты Кристи, "Слезы Питера фон Канта" и множество других.

Также в 2005 году Рокас попробовал себя в качестве актера, снявшись в короткометражной драматической ленте "Литовские красоты".

Личная жизнь Рокаса Раманаускаса

В 1998 году Рокаса настигла большая и светлая любовь. Он повторяет историю родителей, влюбившись в коллегу по цеху. Его избранницей стала заслуженная артистка России Татьяна Лютаева, прославившаяся после своей дебютной роли в многосерийном телефильме «Гардемарины, вперед!» 1987 года.

Татьяна Лютаева в кинофильме «Гардемарины, вперед!», 1987 год

Татьяна была на 7 лет старше Рокаса и уже воспитывала дочь от первого брака, Агнию Дитковските, ставшую впоследствии популярной киноактрисой. Отношения Агнии с Раманаускасом наладились не сразу. Долгое время девочка даже не шла рядом с новым папой, когда тот забирал ее из школы, отставая от него не менее, чем на 100 метров. Однако причиной такого поведения ребенка, как позже выяснилось, была лишь зимняя шапка Рокаса, которая Агнии почему-то не нравилась.

1999 год принес молодой семье Рокаса Раманаускаса сына Доминика, в детстве очень похожего на Маленького Принца из легендарной сказки Экзюпери.

маленький Доминик

Однако после рождения сына поначалу вполне счастливый брак Рокаса и Татьяны Лютаевой продлился всего 5 лет.

Молодая эффектная актриса имела много поклонников и была очень востребована в кино. Здесь же, в Литве, выйдя замуж за режиссера, она, как ей казалось, словно попала в клетку, считая, что муж сомневается в ее актерских способностях. К тому же Рокас, очень плохо владеющий русским языком и крайне тяжело переносивший смену любой обстановки, отказался переехать в Москву, куда его звала супруга. Постепенно профессиональные противоречия переросли в личные, и в 2004 году пара рассталась.

Наши дни

Еще много лет Рокас не мог избавиться от воспоминаний о некогда любимой жене. Расстались они достаточно плохо, стали почти врагами.

Лишь спустя 6 лет он смог позволить себе в первый раз после развода встретиться с Татьяной и сыном Домиником. У его прежней семьи все сложилось хорошо. Известность, слава, съемки и востребованность.

На фото - Доминик Раманаускас с матерью Татьяной Лютаевой.

Сын Рокаса Раманаускаса Доминик

Он же продолжил свою тихую размеренную жизнь в родной Литве. Ставит спектакли, практически все свое время проводя в театре. Он стал самым настоящим подводным кораблем "Наутилусом", на борт которого разрешен доступ только его девушке Софии (на фото ниже) и родителям.

София Армоскаите, девушка Рокаса Раманаускаса

Глядя на своего сына Доминика во время их нечастых и недолгих встреч, он вспоминает себя в его возрасте. Его ребенок точно такой же интроверт, как и он, наблюдает за всеми со стороны. Отец готов отдать ему все, что у него есть, но Доминику это уже не нужно.

Рокас Раманаускас

Рокас понимает, что если для собственного сына другой человек становится важнее тебя самого, значит ты однажды что-то сделал не так.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.