Представительная демократия

В демократическом государстве единственным носителем и источником власти считается народ. В соответствии с характером выражения интересов и воли общества существуют две формы народовластия. К этим формам относится непосредственная и представительная демократия.

Первая предполагает решение государственных вопросов при прямом участии граждан. При этом в качестве проявлений власти народа выступают собрания, референдумы, сельские сходы и прочее.

Представительная демократия предусматривает реализацию воли народа через представителей. Ими могут являться общественные организации, выборные органы, партии и прочие.

Народовластие, как предполагается, должно обеспечивать механизм по выработке коллективных решений, отвечающих интересам гражданского общества в наиболее полной мере. Прямая и представительная демократия отличаются друг от друга, безусловно. Однако направлены обе эти формы на реализацию народной власти. Считается, что в указанных условиях при принятии общественных решений достигаются те же цели, что и при исполнении индивидуальных.

Представительная демократия предполагает выбор гражданами ответственных лиц. Они, в свою очередь, сообща решают задачи, принимают (посредством голосования) коллективные решения. Таким образом, проявляется принцип этой формы народовластия.

Представительная демократия предусматривает особые отношения между избранными лицами и избирателями. Кандидаты рассказывают народу о тех идеях и принципах, которые будут применяться в основе их политики, а граждане выбирают того человека, чьи идеи наиболее близки к их собственным.

В основе демократического процесса предполагается наличие принципа честности. Однако, как показывает практика, он не всегда применяется. Многие кандидаты понимают, что больше шансов победить у тех, кто говорит избирателям то, что они хотели бы слышать. Но это не всегда то, что думают претенденты в действительности. Однако представительная демократия предусматривает снятие избранника с должности в случае, если он не исполняет своих обязательств. Таким образом, есть возможность сохранить условия, приближенные к равновесным. Не всегда избранниками становятся именно те представители, которые нужны избирателям. Но последние могут исправить ошибку выбора при следующих голосованиях.

Порой в отдельных ситуациях может возникнуть существенное отклонение условий от состояния равновесия. Претенденты находят способы, при помощи которых заполняют разрыв между своими действиями и данными обещаниями. Кандидаты начинают проводить соцопросы, изучают общественное мнение, созывают собрания. Таким образом, представители выясняют желания и потребности избирателей и выстраивают свои заявления и предложения соответствующим образом, то есть так, чтобы они отвечали запросам электората. В результате формируется соответствие между пожеланиями избирателей и обещаниями претендентов. Однако часто процесс идет неверным путем. Ожидания избирателей совпадают с заявлениями кандидатов. При этом претенденты, чьи идеи отвечают потребностям электората, могут быть не выбраны. В результате избиратели снова не получают необходимых им представителей и разочаровываются в процессе выборов.

Иногда не безупречен и сам электорат. Предполагается, что, выбирая представителей, которые впоследствии будут руководствоваться истинными интересами общества, избиратели порой пытаются реализовать свои сугубо личные интересы, ставя их выше интересов общества. В свою очередь, претенденты часто апеллируют к этим же эгоистичным потребностям отдельных граждан. И, в связи с тем, что представители не в состоянии учесть абсолютно все интересы, они (кандидаты) вынуждены отдавать предпочтение лишь некоторым потребностям избирателей.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.