Литовские статуты: даты и история изданий, регламент, хронология принятия статутов

Статут Великого княжества Литовского является формальным письменным постановлением законодательной власти, которая управляет городом, государством или страной. Как правило, эти документы (которых, в сущности, было три) разрешают или запрещают что-либо или же создают политическую повестку. Литовские статуты - это правила, принятые законодательными органами Великого княжество Литовского. Сами по себе они отличаются от прецедентного права, которое определяется судами, и правил, изданных государственными органами.

Великое княжество Литовское.

Практически во всех странах вновь принятые законодательные акты публикуются в правительственном бюллетене, который затем распространяется таким образом, чтобы каждый мог ознакомиться с уставным законом. Это и называется статутом. Сейчас они играют вспомогательную роль среди источников права, но в Средневековье во многих государствах (вроде Литвы) статуты, в сущности, заменяли собой конституцию, которой в то время еще не существовало.

Юридическая проблематика

Универсальная проблема, с которой сталкиваются законодатели на протяжении всей истории человечества, заключается в том, как организовать опубликованные уставы. Такие публикации имеют привычку начинать с малого, но быстро растут с течением времени, так как новые указы вводятся в действие с учетом остроты момента. В конце концов, люди, пытающиеся найти закон, вынуждены сортировать огромное количество статутов, принятых в различные моменты времени, чтобы определить, какие части все еще действуют. Средневековые русско-литовские правоведы частично решили эту проблему, приняв единый Статут Великого княжества Литовского.

Литовская карта.

Суть правового акта

Решение, принятое во многих странах, заключается в организации существующего закона в тематических («кодифицированных») соглашениях в публикациях, называемых кодами, а затем обеспечении постоянного составления новых уставов, чтобы они добавляли, изменяли, отменяли или перемещали различные разделы кодекса. В свою очередь, теоретически, кодекс будет отныне отражать текущее кумулятивное состояние уставного закона в этой юрисдикции. Во многих странах любой законодательный акт подчиняется конституционному праву. Однако во времена, когда был принял статут Литовского княжества, подобной проблемы еще не существовало.

Термин "статут" также используется для обозначения международного договора, который устанавливает учреждение. Хорошим примером тут будет Статут Европейского центрального банка, а также, например, Статут Международного Суда и Римский статут Международного уголовного суда. Этот документ является частичным аналогом кодекса. Этот термин был адаптирован в США из Англии примерно в 18 веке, в то время как на русско-литовских (белорусских) землях он был известен по меньшей мере с 16 века.

Польская версия статута.

Что такое литовские статуты

Законодательный акт, которому посвящена эта статья, состоит из трех правовых кодов (1529, 1566 и 1588 гг.), написанных на русинском (старорусском) языке, переведенных на латынь, а затем и на польский. Они легли в основу правовой системы Великого княжества. Одним из основных источников устава был Старорусский закон. Первым из них был литовский статут 1529 года. Именно о нем часто упоминают как о первом статуте.

Первый устав

Основная цель первого литовского статута состояла в том, чтобы стандартизировать и собрать воедино различные племенные и городские законы, чтобы кодифицировать их как единый документ.

Документ был составлен в 1522 году и вступил в силу в 1529 году по инициативе Литовского Совета лордов. В историю он вошел под названием "Статут Великого княжества Литовского 1529 года". Было предложено, чтобы кодификация была инициирована Великим канцлером Литвы Николаем Радзивиллом как переработка и расширение Кодекса Казимира. Первое издание было переработано и дополнено его преемником Альбертасом Гоштаутасом, который занял пост великого канцлера Литвы в 1522 году.

Расшифровка текстов статута.

Второй Статут Великого княжества Литовского

Этот закон вступил в силу в 1566 году по приказу короля Польши и великого князя Литовского Сигизмунда II Августа и был большим и более продвинутым. Великий князь сделал это из-за давления со стороны литовской знати, поскольку расширение прав дворян после публикации первого устава сделало его излишним. Второй закон был подготовлен специальной комиссией, состоящей из десяти членов, назначенных Великим Князем и Советом лордов.

Третий устав

Третий из литовских статутов был принят в 1588 году в ответ на Люблинскую унию, которая создала Польско-Литовское Содружество. Главным автором и редактором этого устава был великий канцлер Литвы Лев Сапега, происходивший из белорусских земель. Статут был первым, который был напечатан (в отличие от рукописных законов до него) на русинском языке, используя кириллицу. Переводы статута были напечатаны в Московской Руси, а также в Польше, где в то время законы не были полностью кодифицированы, а в Литовском статуте были проведены консультации по тем случаям, когда соответствующие польские законы были неясными или отсутствовали.

Обложка статута.

Устав реорганизовал и изменил существующее законодательство, а также включил новые законы. Прогрессивные особенности включали тенденцию к суровым наказаниям, включая смертную казнь, что соответствовало общей тенденции в тогдашнем европейском праве. Кроме того, в уставе предусматривается, что преступления, совершенные людьми из разных социальных слоев или против них, были наказаны, исходя из идеи равной ценности человеческой жизни. Статуты были поддержаны литовскими магнатами, поскольку они предоставили им особые полномочия и привилегии, позволяющие им держать под контролем малочисленную литовскую знать и крестьян. В знак признания того, что он признан Великим Герцогом Литовским, Сигизмунд III Васа пересмотрел Люблинскую унию и утвердил третий из литовских статутов.

Особенности

Многие особенности документа не соответствовали положениям Люблинского союза, о чем совсем не упоминалось в уставе. Как утверждал новый литовский статут, феодальное землевладение на территории ВКЛ одинаково правомерно как для литовских так и для польских дворян. Это повлияло на полонизацию литовской знати. Текст литовского статута хранится в Национальном историческом музее в Вильнюсе.

Оппозиция

Группа, часто выступавшая против статута, происходила из польской знати, которая считала его неправомерным, потому что Люблинская уния предусматривала, что ни один закон не может противоречить закону унии. Документ в свою очередь объявил законы, противоречащие единому закону Польско-Литовского содружества. Литовские статуты также использовались на исторически литовских территориях, аннексированных Польшей незадолго до подписания Люблинской унии. Эти конфликты между уставными схемами в Литве и Польше сохранялись на протяжении многих лет.

Последний статут.

Третий вариант Статута имел много гуманных особенностей, таких как двойная компенсация за убийство или причинение вреда женщине, запрещение порабощать свободного человека за любое преступление, свобода вероисповедания и рекомендация оправдывать обвиняемого в случае отсутствия доказательств, вместо того чтобы наказывать невинных. Он действовал на территории Литвы до 1840 года, когда его заменили российские законы. Но до тех пор многие русские крестьяне и даже дворяне (например, Андрей Курбский) бежали от деспотизма в соседнее Великое Княжество Литовское.

Копии уставов обычно хранились в каждом повиате (округе), чтобы их можно было использовать и видеть каждому человеку, желающему сделать это.

Дальнейшие конфликты

Попытки литовского дворянства ограничить власть литовских магнатов привели к движению "уравнителей прав", кульминацией которого были реформы избирательного сейма 1697 (май-июнь), подтвержденные в коронационном сейме в сентябре 1697 года в документе Porządek sądzenia spraw w Trybunale Wielkiego Księstwa Litewskego. Эти реформы ограничили юрисдикцию и компетенцию нескольких литовских чинов, таких как гетман, канцлер, маршалок (маршал) и подскарбник (казначей), чтобы приравнять их к компетенции соответствующих чинов в польской короне. Многие из этих постов в то время занимались членами семьи Сапеги, и изменения были сделаны с целью сокращения власти этого клана. Последующие реформы также установили польский как административный язык, заменив старорусский в письменных документах и ​​судебных разбирательствах, что противоречит формулировке Третьего Статута.

Литовские статуты.

Оценка

Статут ВКЛ был признаком прогрессивной европейской правовой традиции и был назван прецедентом в польских и литовских судах. Более того, он оказал большое влияние на кодировку российского юридического кодекса 1649 года «Соборное уложение». После формирования ассоциации с Польшей, включая как династический союз (1385-1569), так и конфедеративное Польско-Литовское Содружество (1569-1795), Литовский статут был самым большим гарантом независимости Великого Княжества.

В 1791 году были предприняты усилия по изменению системы и устранению привилегий дворянства, созданию конституционной монархии с современными гражданскими правами. Однако эти планы сошли на нет, когда Россия, подстрекаемая Австрией и Пруссией, разделила Содружество, хотя и оставила Литовский статут действующим в Литве до 1840 года.

Конституция 3 мая

Идеи, выраженные в трех статутах, повлияли на последнюю независимую польскую конституцию. Документ от 3 мая 1791 года (польский: Konstytucja 3 Maja, литовский: Gegužės trečiosios konstitucija) был принят Великим Сеймом (парламентом) Польско-Литовского Содружества, двойной монархией, состоящей из Короны Королевства Польского и Великого княжества Литовского. Разработанная в течение 32 месяцев, начиная с 6 октября 1788 года, и официально принятая в качестве правительственного закона (Ustawa rządowa), конституция была создана для устранения политических недостатков Содружества. Система «Золотых свобод», также известная как «Благородная демократия», давала несоразмерные права на дворянство (шляхта) и со временем коррумпировала политику. Принятие Конституции предшествовало периоду агитации и постепенного внедрения реформ, начиная с Сейма созыва 1764 года и избрания Станислава Августа Понятовского в качестве последнего короля Содружества.

Слишком смело для своего времени

Конституция стремилась вытеснить преобладающую анархию, которую поддерживали некоторые магнаты страны с более демократической монархией. Она ввела элементы политического равенства между горожанами и дворянством и поставила крестьян под защиту правительства, тем самым смягчая худшие злоупотребления крепостничеством. Она запретила парламентские институты, такие как либерум вето, которые поставили Сейм в зависимость любого депутата, который мог бы в одностороннем порядке отменить все законодательство, принятое этим сеймом. Соседи Содружества отреагировали с враждебностью на принятие конституции. Королевство Пруссия под руководством Фридриха Вильгельма II разорвало свой союз с Содружеством, которое было атаковано, а затем побеждено в войне за защиту Конституции путем союза Императорской России под началом Екатерины Великой и Барской конфедерации - контр-реформистских польских магнатов и безземельной знати. Король, главный соавтор, в конечном итоге капитулировал перед Конфедератами.

Конец Содружества

Конституционные процедуры законодательства 1791 года были формально выполнены в соответствии со статьями I-XI (и их преамбулой) менее чем за 19 месяцев. Юридическая сила конституции была подтверждена содержанием Прокламации в 1794 году со ссылкой на статьи Конституции (в частности, статью IV). Прокламация Полянец относится к Тадеушу Костюшко. Она была выпущена во время его восстания. Гродненский сейм объявил Конституцию от 3 мая аннулированной, но его юридическая сила для этого была сомнительной на основании статьи VI Конституции от 3 мая, которая разрешала ее отмену только через 25 лет после введения. Представление юристов и историков о последствиях вступления в силу Конституции в 1791 году, касающихся ее юридической силы, остается недвусмысленным. К 1795 году завершилось существование суверенного польского государства. В течение следующих 123 лет Конституция от 3 мая 1791 года рассматривалась как доказательство успешной внутренней реформы и как символ возможности восстановление суверенитета Польши. Первый проект Конституции был разработан в тайне с участием нескольких соавторов, включая, в частности, короля Станислава Августа Понятовского, Станислава Сташича, Сципиона Пиатти и, вероятно, Юлиана Урсина Нимчевича. По словам двух его главных соавторов, Игнатия Потоцкого и Уго Колонтаджа, это была «последняя воля и завещание истекающей кровью страны». И писалось это завещание под вдохновением от литовских статутов.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.