Монохромная живопись: особенности, примеры

Художники уже давно отметили, что цвет можно использовать для того, чтобы вызывать сильные эмоциональные реакции у людей. Таких художников, как Ван Гог, это побудило на создание шедевров, наполненных множеством цветов. Однако другие художники думают иначе. Они стремятся создать шедевр, используя только один цвет.

Определение

Монохромная живопись – произведения искусства, написанные при помощи только одного цвета. На самом деле слово «монохром» буквально означает «один цвет». Это другой подход к искусству, однако, он используется гораздо шире, чем думает большинство людей.

монохромная акварель

Техника

Как создается картина, если используется только один цвет? Ключом к этому является то, что, например, синий и зеленый – это разные цвета, но темно-синий и голубой не являются разными; это только оттенки одного цвета. В базовый цвет можно добавить белый, делая его светлее. Теоретически это можно продолжать делать до достижения почти чистого белого. В то же время цвет может быть затемнен добавлением черного. Таким образом, художники могут нарисовать целый образ, состоящий из линий, элементов и фигур в разных оттенках, которые технически представляют собой живопись одним цветом.

Почему используется монохромная техника рисования

Художники знают, насколько глубоко цвет отражается в человеческих эмоциях. Монохроматические картины стали мощными способами спровоцировать глубокий личный опыт, еще больше побуждая художников исследовать эмоции и духовность через монохромное искусство.

Художники уменьшают свою цветовую палитру по многим причинам, но в основном это является способом сосредоточить внимание зрителя на конкретном предмете, концепции или технике. Без всех сложностей работы в цвете появляется возможность поэкспериментировать с формой, текстурой, символическим смыслом.

Монохромная живопись в черном, белом и сером цвете носит также название гризайль.

монохромная живопись маслом

Развитие направления

Самые ранние сохранившиеся произведения западного искусства, сделанные в гризайле, были созданы в средние века. Они были предназначены для того, чтобы устранить все, что может отвлекать, и сосредоточить ум. Поскольку цвет пронизывает повседневную жизнь, черно-белый может сигнализировать о переходе в потусторонний мир или иметь духовный контекст.

Для некоторых цвет был запретным плодом и запрещен религиозными орденами, практикующими форму эстетического аскетизма. Например, витраж в технике гризайль был создан цистерцианскими монахами в 12-м веке в качестве альтернативы ярким церковным окнам, с его полупрозрачными сероватыми панелями, с изображениями, иногда окрашенными в черный и желтый цвет. Легкая и элегантная внешность, стеклянная решетка окна завоевала популярность за пределами ордена и в конечном итоге стала образцом во многих французских церквях.

витраж в технике гризайль

Исследования света и тени

С 15-го века художники рисовали в черно-белой манере, чтобы справиться с проблемами, которые были поставлены изображаемыми предметами и композициями. Устранение цвета позволяет художникам сосредоточиться на том, как свет и тень падают на поверхность фигуры, объекта или сцены, прежде чем переходить на полноцветный холст.

Картины в технике гризайль

Все чаще картины в гризайле стали появляться как самостоятельные произведения искусства.

Картина Ян Ван Эйка «Святая Варвара» (1437 г., Королевский музей изящных искусств Антверпен) является самым ранним известным примером монохромной работы на панели, нарисованной индийскими чернилами и маслом.

На протяжении столетий художники бросали вызов сами себе, пытаясь имитировать внешний вид каменной скульптуры в живописи. В Северной Европе был вкус к иллюзорным декоративным элементам, таким как декоративная настенная роспись и скульптурная штукатурка. Наибольшего успеха в этой практике достиг художник Якоб де Вит. Его работы легко можно было принять за трехмерный рельеф стены.

Якоб де Вит. Весна

Абстракция

Художники-абстракционисты часто обращаются к монохромной живописи. Когда художники имеют доступ ко всем возможным оттенкам, отсутствие цвета может быть тем более шокирующим или заставляющим задуматься. В 1915 году киевский художник Казимир Малевич написал первую версию своей революционной работы «Черный квадрат» и объявил, что это начало нового вида нерепрезентативного искусства. Работы Йозефа Альберса, Эллсуорта Келли, Фрэнка Стеллы и Сай Тумбли иллюстрируют использование минимального цвета для максимального воздействия.

Художники, заинтригованные теорией цвета и психологическими эффектами цвета (или его отсутствия), манипулируют светом, пространством и оттенком, чтобы вызвать конкретный отклик у зрителя.

Тушь в живописи

Такой вид искусства позволяет художнику создавать ярко выраженные области контраста. В большинстве случаев рисование тушью представляет собой нанесение черных чернил на белую поверхность, что приводит к созданию такого контраста. Для создания необходимых переходов при затенении используется метод нанесения нескольких слоев. К таким методам относятся, например, различные виды штриховки.

Монохромная живопись Японии

Этот вид искусства пришел из Китая. Именно в этом культурном, философском и художественном контексте родилась монохромная живопись.

Из всех искусств в Китае картина является самой важной, она раскрывает тайну Вселенной. Она основана на фундаментальной философии, даосизме, в котором излагаются четкие концепции космологии, судьбы человека и отношений между человеком и Вселенной.

Живопись - это применение этой философии, поскольку она проникает в тайны Вселенной.

В традиционной китайской живописи есть четыре основных предмета, которые в японской живописи принципиально одинаковы: пейзажи, портреты, птицы и животные, цветы и деревья.

японская монохромная живопись

В Японии в эпоху Камакура (1192-1333 гг.) власть была захвачена воинами (самураями). В эту эпоху благодаря паломничеству монахов в Китай и их торговле там, в Японию привезли большое количество картин. Этот факт сильно повлиял на художников, которые работали в храмах, где работы заказывали покровители и коллекционеры искусства (сегуны).

Импорт не только вдохновил изменения в предметах живописи, но и способствовал инновационному использованию цвета: ямато-э (живопись на длинных свитках 9-10-й вв.) была заменена китайской монохромной техникой.

Потрясающие работы великих буддийских мастеров и живописцев династий Тан и Сун, картины, написанные черной китайской тушью, в Японии получили название суйбоку-га или суми-э (конец 13-го века). Этот стиль живописи первоначально был монополизирован дзэн-буддистами, а затем был принят монахами и художниками, пропитанными этим духом, и в течение долгого времени живопись черной тушьюи и картины Дзэн (Зенга) была практически неразделимой.

Величайшим суми-мастером этого периода является Сесшу Тойо(1420-1506 гг.), монах из Киото, который изучал живопись тушью в Китае. Сесшу был единственным художником, который ассимилировал философскую основу такого рода живописи и воплотил ее с оригинальным духом в японские темы и художественный язык, а также в отношении пространственных представлений китайских художников того времени.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.