Александр Иванов: пародии, биография, творчество

Александр Александрович Иванов - широко известный в советское время поэт-пародист. В течение тринадцати лет он вел пользующуюся большой популярностью телепередачу "Вокруг смеха". Сыграл несколько небольших, но запоминающихся ролей в кино, регулярно выступал на эстраде со своими пародиями. О том, как складывался жизненный путь этого талантливого человека, и о литературных пародиях Александра Иванова расскажем в этой статье.

Биография. Начало

Александр Иванов появился на свет в Москве в декабре 1936 года. Окончив среднюю школу, он поступил на учебу в Московский заочный пединститут и через пять лет стал преподавать черчение и начертательную геометрию в одном из техникумов.

Между тем еще в ранней юности он сочинял лирические стихотворения, но спустя некоторое время охладел к этому занятию. А однажды, читая чьи-то стихи, поэт Александр Иванов пародии вдруг стал писать неожиданно даже для самого себя. Так он нашел свой настоящий дар.

Александр Иванов

Работая учителем, он параллельно пишет пародии на стихотворения поэтов, книжки которых скупал, где только видел. По свидетельствам знакомых, вся его комната в коммуналке в те годы была завалена подобными изданиями. Похоже было, что Александра Иванова пародии и их написание захватили всерьез.

Первые публикации

Таким образом, поэт в 1962 году нашел свое истинное призвание. Неожиданно небольшие остроумные произведения начинающего пародиста понравились редакции знаменитой "Литературной газеты", и их стали публиковать. Сами понимаете, чтобы получить право регулярно размещать свои произведения в таком маститом издании (а "Литературка" была по-настоящему известна и любима у интеллигенции Страны Советов), автору недостаточно быть только талантливым и самобытным. Кроме этого, он должен иметь свой собственный голос, который стал бы легко узнаваем.

У Александра Иванова, этого пересмешника, мастерски перепевающего стиль и интонацию других поэтов, такой голос был. Стоило ему выступить с пародийным стихотворением на какого-нибудь автора, тот немедленно становился известным.

Это ли не мечта для творческого человека? Вот почему "попасть на перо" к Иванову желали многие поэты. Со всей страны провинциальные пииты присылали ему свои сборники, сопровождая их просьбами написать "какую-нибудь пародийку", предлагались даже варианты, что именно стоит "обсмеять". Кое-кто из жаждущих быть спародированным подходил после концерта, говорят, некоторые даже поджидали у дома... Но так стало позже, когда на экраны страны вышла и стала популярной передача "Вокруг смеха", а Александр Иванов стал не только популярным пародистом, но и телеведущим. А в начале его карьеры обиженные поэты много раз писали жалобы на Иванова, и даже не подавали руки.

Александр Иванов прославился и написанием эпиграмм. Так же как и пародии, они пользовались популярностью у зрителей. Кроме того, известно, что пародист написал несколько эссе и памфлетов, а также заметок для газет.

Книги

Работал над пародиями Александр Александрович Иванов много, поэтому уже с 1968 года стали выходить его авторские сборники. Первая книга называлась "Любовь и горчица". Три следующие вышли под заголовками "Не своим голосом", "Смеясь и плача" и "Откуда что...". В 1970 году пародист Александр Иванов был принят в члены Союза писателей. В то время это было событие из разряда тех, о которых стоит упоминать в биографических справках.

До сих пор книга, озаглавленная "Не своим голосом", считается у ценителей одной из лучших и самых заметных среди сборников пародий на стихи Александра Иванова. Ее название сообщает читателю о том, что пародист и должен говорить не своим голосом, но голосом пародируемых им поэтов.

В этом сборнике, в частности, появилась пародия на Эдуарда Асадова, который был в те годы чрезвычайно популярен, - его стихи заучивали наизусть, молодые люди переписывали их в альбомы (у многих тогда имелись такие тетради для записи понравившихся стихотворений и песен). Асадов писал повествовательные стихи о различных житейских ситуациях. Они имели, как правило, мораль и несли некоторую назидательность. Литературоведы отмечали их слащавость и сентиментальность. Поэт Александр Иванов в пародиях выражал веселый протест на эту поэтическую пошлость - с ханжеством и морализаторством иначе как смехом в те годы и нельзя было бороться.

С особым пристрастием пародист относился к так называемым поэтам-деревенщикам. Конечно, и среди поэтов, и среди прозаиков было действительно немало тех, кто пришел в литературу, являясь настоящим знатоком русской глубинки, к тому же еще и будучи одарен литературно. Но среди деревенщиков находились и те, кто, призывая обратиться к русской деревне и "исконным ценностям", сам никогда даже в провинции не был, разъезжая и живя в столичных городах. Стихи они писали с простонародным говорком и нередко путались и оговаривались, называя какие-то сельские реалии. Конечно, профессиональному пародисту трудно было пройти мимо таких явных языковых огрехов и словесного "сюсюканья". Кроме того, пародии указывали на явное убожество и лживость мнимой позиции такого деревенщика.

Пластинка "Александр Иванов"

Одно из стихотворений забытого ныне советского поэта Александра Говорова, например, удостоилось пародии Александра Иванова. Заканчивалась она так:

Да здравствуют предки,

Обутые в лапти!

Да здравствуют дедки,

Да здравствуют бабки!

Да здравствуют внуки,

Да здравствуют внучки,

Да здравствуют внучки,

Одетые в брючки!

Ай, кажется, вышли

Плохие стихи.

Ой, мне разрешается,

Я – от сохи!

Кредо пародиста

А вот как сам Александр Иванов рассказывал, что он думает о сути своей профессии:

- Сотни тысяч людей сейчас пишут стихи, легко овладевая элементарными навыками создания всевозможных ямбов, хореев и даже верлибров. В самом этом явлении нет беды, оно даже признак возросшей культуры населения. Беда в том, что графомана тянет к славе, к признанию, и он осаждает издательства. В редакции одного московского журнала мне сказали, что они получают ежемесячно 150-200 килограммов стихов. Это была не шутка, а констатация факта, стихи пересчитывались на вес, ибо таково было их качество. А между тем часть их, и не малая, просочилась в печать. Редакторская плотина не устояла перед бурным валом. Критика постоянно сетует на эти прорехи в плотине, но одних сетований бывает недостаточно. И тут на помощь приходит смех, разоблачающий литературную несостоятельность. Я слишком люблю литературу, чтобы мириться в ней с серостью, бескультурьем, со всем, что обедняет и усредняет нашу поэзию.

Далее пародист добавлял, что в своем творчестве не только борется. Дружеская пародия, считал он, способна поддержать и как бы узаконить право поэта на его собственный стиль, даже помочь ему стать легко узнаваемым. Поэт, утверждал Иванов, имеет право и на декларации, и на проявления в поэзии разнообразных эмоций только при условии, если он действительно жил этими чувствами. Жизнь поэта должна была быть наполнена всем тем, что он позже превращал в стихи. Таким, по его мнению, была, например, жизнь Давида Самойлова - ведь его стихи

...содержат неизъяснимую тайну прекрасного при кажущейся легкости их и простоте.

Достойной поэта жизнью, по мнению пародиста, жили и Булат Окуджава, и Владимир Высоцкий.

Литературоведы отмечали, что пародист Александр Иванов пародии на мастеров слова создавал, словно музыку на их стихи. Эти остроумные миниатюры и дразнили, и вызывали улыбку, и одновременно заставляли любоваться самими стихотворениями. Бывало, что Александр Иванов со своими пародиями выступал на поэтических вечерах вместе со знаменитыми поэтами - Беллой Ахмадулиной, Давидом Самойловым, Евгением Евтушенко, Булатом Окуджавой. Он читал пародии на стихотворения этих авторов, вызывая смех не только зрительного зала, но и самих поэтов.

Вот, например, как звучит фрагмент пародии Александра Иванова на стихи Андрея Вознесенского:

Чихая нейлоновыми стрекозами,

собаки планируют касторкой на вельвет,

таракашки-букашки кашляют глюкозой.

Бред? Бред.

На телевидении

Много лет вел "Вокруг смеха" Александр Иванов, и все его пародии звучали с той сцены не раз. Многие телезрители, о которых можно сказать "со стажем", хорошо помнят бывшую когда-то знаменитой эту передачу. На телевизионных экранах она появилась в 1978 году. Существует версия, что название для нее на стадии ее создания придумал Валериан Каландадзе, заместитель редактора по литературно-драматическому вещанию ТВ. Оно было специально созвучно передаче "Вокруг света" - уже тогда это был своего рода телевизионный хит.

Между прочим, роль ведущего первоначально предполагали доверить популярному артисту Андрею Миронову, но тот оказался занят и на съемках, и в театре, тогда эту почетную должность временно предложили поэту-пародисту Александру Иванову.

На сцене

Первый же выпуск привлек огромное количество телезрителей, да иначе и быть не могло, ведь в нем приняли участие такие звезды, как Михаил Жванецкий, Леонид Утесов, Рина Зеленая и Владимир Андреев. Иванов тоже как нельзя более органично вписался в кресло ведущего. Передачи от выпуска к выпуску становились все более популярными, и Александру Иванову предложили постоянное место работы на телевидении.

Взлет многих молодых артистов стал очевиден именно после выпуска передачи, порой благодаря одному только номеру. Так прославился Леонид Ярмольник со своим знаменитым "Цыпленком табака". Впервые на этой сцене появился и талантливый Михаил Евдокимов - его выписали из Сибири, где он числился работником столовой.

Частенько на голубом экране под ненавязчивым руководством ведущего появлялись Аркадий Райкин, Михаил Задорнов, Клара Новикова, Ефим Смолин, Аркадий Арканов, Семен Альтов, Григорий Горин и многие другие. Пользовались огромной популярностью юмористические дуэты - Михаил Державин и Александр Ширвиндт, Роман Карцев и Виктор Ильченко... Появлялись и молодые певцы, например, здесь впервые познакомился зритель с Надеждой Бабкиной и Александром Розенбаумом.

В общем, довольно долго передача "Вокруг смеха" была хитом телепрограмм. А фразы юмористов в виде пословиц и поговорок вовсю бытовали в речи обычных граждан.

Однако в 90-е годы наступили иные времена, и внимание общества сместилось в сторону общественно-политической жизни страны. Появились программы "Взгляд" и "До и после полуночи". Администрация телевидения, посчитав, что потенциал передачи "Вокруг смеха" исчерпан, приняла решение о прекращение работы над ней. Это произошло в 1991 году.

Казалось, что сатирик Александр Иванов и пародии больше никому не нужны. Для его семьи наступили нелегкие времена. Нужда настолько прижала супругов, что некоторое время Иванов даже торговал собственными сборниками пародий на книжной ярмарке у "Олимпийского".

Самые известные пародии

Здесь мы упомянем произведения пародиста, которые стали самыми знаменитыми и в свое время сделали знаменитым имя их создателя.

Едва ли не самая известная пародия Александра Иванова - "Красная Пашечка". Впервые она прозвучала со сцены в передаче "Вокруг смеха". К сожалению, сегодня мало кто вспомнит творчество советской писательницы, прозаика Людмилы Уваровой. Если бы не знаменитая пародия.

Александр Иванов на сцене

Кроме того что написана она прозой и за ее основу взята хорошо известная всем детская сказка про Красную Шапочку, следует отметить, что тема и стиль пародии очень необычны. Пожалуй, никто до Иванова еще не писал так смешно на столь горькую тему. Однако пародист понимал это, поэтому, предваряя чтение юморески, сказал:

- Да, я безусловно понимаю, что смеяться над смертями и болезнями людей, конечно, дико и безнравственно. Но я все же позволил себе такую "циничную" пародию - исходя из того, что смех будет просто над авторской манерой Людмилы Уваровой нагнетать темы смертей и болезней в творчестве до такой степени, что произведение уже просто не может нормально читаться, и в конечном итоге это нагнетание делается нелепым, уж слишком явно "пережатым". Вот с этой точки зрения я и показал стиль автора в "кривом зеркале".

Другой не менее популярной стала пародия Александра Иванова "Площадь круга" (иначе называемая "Заколдованный круг"). Она была написана на одно из стихотворений довольно известного поэта Юрия Ряшенцева:

Площадь круга... Площадь круга... Два пи эр.

— Где вы служите, подруга?

— В АПН.

(Юрий Ряшенцев)

Вот текст самой пародии:

Говорит моя подруга, чуть дыша:

— Где учился ты, голуба, в ЦПШ1?

Чашу знаний осушил ты не до дна,

Два пи эр — не площадь круга, а длина,

И не круга, а окружности притом;

Учат в классе это, кажется, в шестом.

Ну поэты! Удивительный народ!

И наука их, как видно, не берет.

Их в банальности никак не упрекнешь,

Никаким ключом их тайн не отомкнешь.

Все б резвиться им, голубчикам, дерзать.

Образованность все хочут показать...

Сокращение ЦПШ здесь обозначает церковно-приходскую школу.

Пародия "Голытьба" Александра Иванова также была весьма популярна. Между тем она написана не на стихотворение современника, а на произведение русского поэта, жившего в XIX веке, Алексея Плещеева.

Блистательно исполнил написанную Григорием Гориным пародию на стиль самого пародиста Иванова артист Геннадий Хазанов. Исполненная на одном из новогодних "Голубых огоньков", она пересмеивает начало детского стихотворения-сказки "Мойдодыр" Корнея Чуковского. Бытовало заблуждение, что Александр Иванов пародию на "Мойдодыра" написал сам, однако это не так.

После передачи

В 90-е годы поэт-сатирик подвизался на политической эстраде в группе поддержки будущего президента Бориса Ельцина.

Книга А. Иванова

Тогда пародист Александр Иванов писал пародии в виде политических памфлетов, а также эпиграммы на политических деятелей. Лишь благодаря этой работе ему удалось выправить свое материальное положение и даже приобрести дом на испанском побережье.

Личная жизнь

Первый брак Иванова оказался неудачным. Молодая женщина с сыном-подростком от первого брака, с которой он познакомился на пляже в Крыму, переехав в Москву, быстро нашла себе другого, более обеспеченного мужа.

После развода, когда пародисту было уже хорошо за тридцать, он познакомился в Ленинграде со считавшейся одной из красивейших женщин Северной столицы балериной Мариинского театра Ольгой Заботкиной. Она стала для Александра Иванова, который периодически впадал в запой, и женой, и матерью, и подругой, прожив вместе с ним до конца его дней.

Один из бывших поклонников прекрасной балерины, Евгений Форт, так отозвался об этом неожиданном браке:

Все были удивлены, когда она вышла замуж за Сан Саныча, ибо он был мужчиной не ее романа. Но разве можно понять женщин!

Сама талантливая балерина, сыгравшая несколько заметных ролей в кино, получившая к тому времени уже звание заслуженной артистки РСФСР, оставила сцену, чтобы переехать в Москву и стать секретарем мужа. По сути, она ведала всеми его делами и следила за выступлениями. Она присутствовала на всех записях передачи "Вокруг смеха". Кроме того, она же была и первым слушателем его пародий. По свидетельству друзей семьи, с ее помощью был создан образ ведущего знаменитой передачи "Вокруг смеха".

Почтовая марка

"Умной, красивой, сдержанной и строгой" женщиной, бережливой даже до некоторой скупости в повседневных тратах, и настоящим "серым кардиналом" семьи характеризовал Ольгу Заботкину хорошо знакомый с супругами Аркадий Арканов.

Своеобразной приметой семьи Иванова и Заботкиной было постоянное наличие домашних питомцев - как большинство бездетных пар, они заполняли свое одиночество, заводя кошек, собак, канареек...

В одном из интервью, в 1990 году, поэт-пародист Александр Иванов так рассказывал о своей семье:

Семья у нас маленькая — я и моя жена Ольга Леонидовна Заботкина, в прошлом балерина Кировского театра. Сейчас супруга на пенсии, танцует, как я говорю, на кухне. Детей у нас нет, зато есть кот Аларек и собака Авва.

Скончалась Ольга Заботкина спустя пять лет после кончины мужа.

Характер и внешний вид

Знакомые характеризовали Александра Иванова как одиночку. У него почти не было друзей, никому он не рассказывал о себе и не поверял свои душевные тайны. Да и о личных делах или говорил кратко или вообще старался не распространяться.

Незабываемой чертой Александра Иванова был его внешний вид. Высокий, очень худой, невозмутимый, с какой-то, как говорили, инквизиторской усмешкой на лице появлялся он на сцене. Однако на деле невозмутимость его была кажущаяся: как признавался сам пародист, каждый раз перед выступлением и во время него он испытывал такое волнение, что просто "остолбеневал" от страха перед залом, заполненным зрителями.

Иванов и Заботкина

Излюбленным стилем Иванова был, как окрестил его писатель-сатирик Аркадий Арканов, "демонстративный аскетизм" - строгий костюм классического кроя, прямая осанка, спокойная, слегка приправленная саркастическими нотками, манера общения со зрителями. И эта, удивленно приподнятая бровь ведущего на зачитываемых стихотворениях, которые подвергались атаке пародиста (как правило, на отдельных его строках или словах). Далее зрителям сообщалось название пародии, которая обязательно вытекала из нелепицы, заключенной в общем смысле произведения или в обозначенных фразах.

По свидетельству современников, тех, кто входил в круг знакомых Александра Иванова, предметом его гордости было то, что он сделал столь популярной одну из самых распространенных русских фамилий.

Смерть

Окончил свои дни пародист Александр Иванов в июле 1996 года в Москве. В столицу он приехал из Испании, где они последние годы проживали в своем доме вместе с женой. Поездка предполагалась недолгой - Александру Иванову предложили принять участие в концерте в честь какого-то демократического праздника. Супруга сопровождать его, как она всегда это делала, на этот раз не смогла. Оказавшись в вынужденном одиночестве, поэт в очередной раз сорвался в запой. Скончался он от обширного инфаркта, который стал следствием острой интоксикации алкоголем.

Похоронен поэт на Введенском кладбище в Москве.

По некоторым свидетельствам, в архиве должны были сохраниться лирические стихотворения Александра Иванова, которые тот якобы писал много лет, никому не показывая. Но они исчезли, а куда - об этом никому не известно, даже его вдове.

В этой статье мы рассказали о поэте-сатирике Александре Иванове, передаче "Вокруг смеха" и его пародиях.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.