Плюрализм - это множественность

Плюрализм в философии являет собой концепцию, противостоящую монизму. Термин происходит от латинского pluralis, что дословно означает "множественный". Таким образом, плюрализм – это направление, исходящее из множества начал или видов. Они являются самостоятельными и не подвергаются сведению друг к другу.

Сам термин был введен в учение в начале 19-го столетия. В соответствии с тем или другим решением основного философского вопроса, плюрализм может быть или идеалистическим или материалистическим. Идеалистические положения отражены в трудах Лейбница, например. Материалистические концепции просматриваются в размышлениях Эмпедокла, Спинозы.

Особой формой множественности считается дуализм. Его постулаты отражают идею о независимом существовании идеального и материального.

Практически все философские учения прошлого стремились определить внутреннюю взаимосвязь феноменов, сводя их многообразие к одному основанию. В результате все они имели монистическую направленность. Однако к концу 19 столетия отмечается переориентирование на плюрализм. Это происходило вместе со смещением акцентов с вопроса об исходном начале (началах) мироздания на вопросы по гносеологии (учении о познании).

Множественность в гносеологии отстаивает конвенционализм, отдельные постпозитивистские концепции (например, критический реализм, "анархическую теорию познания" и прочее).

Гносеологический плюрализм – это отрицание принципиального единства знаний. Множественность в этом случае берет за основу теории познания только представления о том, что существует множество независимых, равноправных источников и форм знания. Все эти источники и формы функционируют в соответствии с собственными законами (например, художественное творчество, мистика, наука, обыденное знание и прочее), являя собой взаимоисключающие "картины мира".

Плюрализм – это, как правило, отрицание или недооценка принципа развития, не учитывая который не представляется возможным объединение множества форм и явлений в единое целое. Учение может рассматриваться и за рамками основной проблемы и вопроса о материальном единстве и многообразии мира. При этом противопоставление плюралистических и монистических концепций не носит характера абсолютного.

В методологии и мировоззрении множественности могут содержаться рациональные моменты, способные предотвратить абсолютизацию концептуального строя, сложившегося исторически, а также стиля, картины мира или мышления, той или другой определенной модели знания. При этом утверждается наличие множества вариантов развития и формирования знаний и, таким образом, стимулируется борьба и конкуренция разных теоретических и познавательных, а также методологических программ.

Политический плюрализм – это концепция, которая предусматривает формирование правового государства посредством последовательного проведения принципа разделения во власти. Согласно принципу функционирования и организации, демократическая система в стране предполагает присутствие в обществе многообразных самостоятельных образований и групп, обладающих способностью влиять на формирование власти, не имея при этом на нее (власть) монополии.

В последнее время термин "плюрализм" часто применяется в политической теории, а также общественной практике социализма. Понятие социалистической множественности фиксирует отказ от использования административно-командной системы, от упрощенного восприятия демократии.

В качестве экономической основы плюрализма выступают различные формы собственности. По мнению ряда авторов, для того, чтобы социалистическое многообразие существовало успешно, необходима всесторонняя демократизация народа на фоне уменьшения области государственной регламентации.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.