Картина "Несение креста": фото и описание

Потомственный художник Иероним Босх считается одним из самых загадочных и мистических художников Нидерландов. Живший в 15-м веке, он оставил миру не так много картин. Картина "Несение креста", написанная в период 1490-1500 гг., является воспроизведением библейской истории "Крестный путь Иисуса Христа". Работа вызывает сильные эмоции. Босх написал три картины с одноименным названием, каждая из которых многое может нам рассказать.

Искусство Нидерландов 15-16-го веков

В истории искусств 15-16-й вв. в Голландии называют Северным Возрождением. Этот период можно приурочить к европейской эпохе Возрождения, но с северным акцентом. В искусстве все так же правил готический стиль, только с сильным религиозным подтекстом. Творчество Босха затрагивает более поздний период эпохи Возрождения, но также следует его основным канонам.

Искусство Нидерландов

Картину "Несение креста" Иероним Босх написал по всем правилам готического стиля той эпохи, вложил в ее создание ужас жестокости своего времени и мрачность окружающей действительности.

Иероним Босх

Ерун ван Акен родился примерно в 1450-х годах в герцогстве Брабант в Нидерландах. Его отец и дед были художниками, неудивительно, что Босх решает продолжить семейное ремесло.

После смерти отца в 1478 году Иероним получает в наследство его художественную мастерскую. Однако признание как художник он получает только после удачной женитьбы на девушке из богатой купеческой семьи.

Иероним Босх

В 1486 году художник вступает в религиозное братство, посвященное Деве Марии. Это в значительной степени отразится во всех его работах. Одними из таких работ станут известные произведения Иеронима Босха - "Несение креста".

Босх умер 9 августа 1516 года в родном городе Хертогенбосе.

Библейская история

В Новом Завете историю Иисуса Христа описывают достаточно подробно. "Крестный путь" - один из эпизодов четырнадцати библейских стояний. После того как Иисуса приговорили к смерти, он взял крест, на котором его должны распять, и понес на место казни. Дальше описывается тяжелый путь Христа, где под тяжестью креста он не выдерживает и падает несколько раз. В дороге он встречает свою мать и сострадающих людей, помогающих ему нести свой крест. Святая Вероника протирает лицо Христу, что также будет отображено на картине Босха. После третьего падения его лишают одежды. Жестокие надзиратели избивают и унижают Иисуса. Эта жестокость будет запечатлена в уродливых лицах на картине художника. После того как Иисуса Христа пригвождают к кресту, он умирает в страшных муках. Дальше его тело положат в гроб и похоронят.

Распятый Исус

Описание картины

Босх написал три картины "Несение креста", но все они посвящены одному эпизоду библейской истории. Путь Христа на Голгофу был тяжелым не только физически, но и прежде всего эмоционально. Люди, окружавшие его, разделились на два лагеря - те, кто злорадствовал, и те, кто искренне сочувствовал своему учителю.

Описание картины "Несение креста" стоит начать именно с изображения этих людей, чьи образы, совершенно отвратительные, перемешаны с немыслимо прекрасными и грустными. Лица персонажей картины больше карикатурные, чем реалистичные, они будто восстали из ада и в своих насмешливых выражениях напоминают больше чертей, чем людей.

Люди на картине

На всех картинах в центре Иисус Христос. Он наклонился под тяжестью креста, также ему тяжело под тяжестью гнева, направленного на него со стороны окружающих людей.

Подробнее о картинах "Несение креста" и описание ниже.

Стиль маньеризм

Стоит вкратце рассказать о стиле, в котором были написаны все три картины. Маньеризм переводится как "манерный". Отличительная особенность - искаженные люди и лица. Для этого стиля свойственны нереалистичные фигуры, манерные образы и религиозные мотивы. Перегруженные деталями эпизоды картин, отсутствие четких форм, скомканная стилистика и сюжетная линия. Но в то же время яркость образов, погружение в детали и вычурность изображенных объектов.

Босх писал "Несение креста" в таком стиле и был первым в своем роде, кто использовал это художественное решение для такой тонкой библейской интерпретации.

Картина в Мадриде

Одна из трех картин "Несение креста" находится в Королевском дворце в Испании. В центре картины кажущийся безмятежным образ Христа. Взгляд устремлен на нас, выражает свою отстраненность от происходящего. Тело Иисуса падает под тяжестью креста, но на лице нет выражения муки. Терновый венец обрамляет его голову, но также не кажется мучительным.

Несение креста Мадрид

Престарелый мужчина в белой одежде - Симон Киринеянин, тот самый знаменитый библейский персонаж, что помогал Иисусу нести его крест часть пути до Голгофы. Именно он, влиятельный и богатый ученик Христа, уговорит Понтия Пилата дать ему захоронить учителя по-человечески в гробу.

Множество людей, окружающих Христа в левой части картины, - его враги и охрана, ведущая его на казнь. Лица их выражают злорадство и презрение. В то же время художник изображает их уродливыми и страшными. Озлобленные души как бы отпечатываются на их лицах.

На заднем плане можно увидеть мать Иисуса Христа - Марию, которая плачет на руках апостола Иоанна. Это страдание матери художник изобразил в правом верхнем углу картины, двух людей нельзя не заметить на общем плане происходящего хаоса.

Картина в Вене

Еще одна из трех картин Босха находится в столице Австрии, в музее истории искусств. Предположительно, именно эта работа была только левой створкой не сохранившегося триптиха. Также есть мнение, что картина была значительно уменьшена сверху. Сегодня мы можем только догадываться о полной версии художественного произведения, но многие эксперты полагают, что справа должно быть продолжение. Это либо "снятие с креста", либо "оплакивание".

"Несение креста" в Вене

В центре этой картины также находится Иисус Христос. Однако от предыдущей версии он отличается. Здесь Иисус не смотрит на нас, он сосредоточен на своей ноше. Страдания Христа художник обостряет и изображением на его ногах терновых колодок, которые в 15-м веке использовались как средство пыток. Несмотря на то что в картине нет крови, ужас этого мучительного изобретения вызывает огромное сострадание.

Симон Киринеянин изображен на картине уже не в белых одеждах, и он явно не помогает нести крест учителю, а только касается его. В выражении его лица можно увидеть непонимание, немой вопрос застыл в выражении его глаз.

Огромное количество разъяренных людей также злорадствует и насмехается над тяжкой участью осужденного. Их образы совершенно разные, молодые и старые, богатые и бедные, всех объединяет радость от казни, но никак не сострадание. В этих выражениях и разношерстности публики вся боль этого произведения.

Стоит сказать о палаче, который за веревку ведет Христа на казнь. В его руках щит, в центре которого изображена жаба. Именно жаба является символом сатанинского общества.

Картина лишена правильных пропорций, объединяя в себе две основные сюжетные линии. Христа распяли как разбойника, вместе с двумя другими бандитами, осужденными за разбой. Распятие на кресте - страшная казнь, которая применялась к самым низшим и опасным преступникам. В библейской истории один из преступников раскается и попросит у Бога спасения. Иисус пообещает ему рай вместе с ним после смерти. Именно эти два разбойника были запечатлены живописцем внизу картины. Один из них, справа, раскаялся в своих злодеяниях и просит Бога отпустить ему его грехи. Другой же, слева, наоборот, жаждет мести, он не раскаивается, а только гневит судьбу.

Картина в Генте

Одна из картин "Несение креста" Босха находится в Бельгии, в городе Генте, в Музее Изящных искусств. Самая агрессивная из трех картин художника. Нигде он с таким уродством не изображает героев своих произведений.

"Несение креста" в Генте

В центре несчастное лицо Иисуса Христа, выражающее невыносимую душевную муку. Еще одним заметным персонажем является Святая Вероника. Именно она дала Иисусу чистый платок, дабы утереть пот и кровь на его лице. На этом платке позже появится лик Бога, на указанной картине он уже есть в виде полноценного изображения.

Все остальные участники картины поражают своим уродством. Как и в предыдущих версиях, они выражают всю человеческую мерзость, но именно на этой картине их внутреннее уродство так явно отображается на чудовищных выражениях лиц.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.