Корейская живопись: история, жанры, особенности

Корейская живопись включает картины, сделанные в Корее или корейцами за рубежом, от картин на стенах гробниц Когуре до постмодернистского концептуального искусства. Изобразительное искусство, созданное на Корейском полуострове, традиционно характеризуется простотой, спонтанностью и натурализмом.

Жанры и темы корейской живописи

Жанры буддийского искусства, изображающие Будду или буддийских монахов, и конфуцианское искусство, изображающее ученых или учащиеся в тихом месте, часто в горах, следуют общим тенденциям азиатского искусства.

Будды, как правило, имеют корейские черты лица и находятся в положении покоя. Цвет нимбов не обязательно может быть золотым, часто используются более светлые цвета. Лица часто реалистичны и показывают человечность и возраст. Лицо, как правило, двумерное, одежды трехмерные. Как и в средневековом и ренессансном западном искусстве, одежды и лица часто делались двумя или тремя художниками, которые специализировались на одном конкретном навыке. Иконография корейских картин соответствует буддийской иконографии.

Ученые на картинах, как правило, носят традиционные головные уборы и одежды, соответствующие их положению. Обычно они изображаются отдыхающими или со своими учителями или наставниками.

Охотничьи сцены, знакомые всему миру, часто встречаются в корейском искусстве и напоминают монгольские и персидские сцены охоты.

Во время периода Чосон пейзажисты начали изображать фактические пейзажи, а не стилизованные воображаемые сцены. Реализм вскоре распространился на другие жанры, и художники начали рисовать сцены повседневной жизни обычных людей Кореи. Портреты также стали важным жанром, как и любительская живопись, созданная литераторами как форма самосовершенствования. Минхва, красочные декоративные картины корейских художников, оставшихся неизвестными, рисовались в большом количестве.

буддийская живопись Кореи

Период трех королевств

Каждое из трех королевств, Силла, Пэкче и Когуре, имело свой неповторимый стиль живописи и развивалось под влиянием того географического региона в Китае, с которым у этого конкретного королевства были отношения. Ранние картины Силла считаются хуже Когуре и Пэкче, они были более причудливыми и свободными, и некоторые из них можно было считать почти импрессионистическими. Картины Пэкче не склонялись к реализму и были более стилизованными, выполнены в элегантном, свободном стиле. Резко контрастируя с картинами двух других периодов, картины Когуре были динамичными и часто изображали тигров, спасающихся от лучников на лошадях. После того, как Силла поглотила два других королевства, три уникально разных стиля рисования слились в один, и на них также повлияли постоянные контакты с Китаем.

Династия Коре (918-1392)

Во время периода Коре (918-1392) художников было довольно много, так как многие аристократы занимались живописью для интеллектуальной стимуляции, а расцвет буддизма создавал потребность в картинах с буддийскими мотивами. Хотя изящные и изысканные, буддийские полотна этого периода могут казаться безвкусными по сегодняшним меркам. В этот период художники начали рисовать различные сцены, исходя из их реального облика, что впоследствии получило распространение и в период Чосон.

Во время династии Коре были исключительно красивые картины на буддийские темы. Изображения бодхисаттвы Авалокитешвары (по-корейски Гванум Босаль) особенно выделяются их элегантностью и духовностью.

корейский пейзаж

Династия Чосон (1392-1910)

Стиль картин эпохи Чосон в искусстве Кореи является наиболее имитируемым сегодня. Некоторые из этих типов живописи существовали во времена ранних трех королевств и периода Коре, но именно во время периода Чосон они стали устоявшимися. Распространение конфуцианства в эту эпоху стимулировало обновление искусства. Декоративное искусство того периода, в частности, обнаруживает более стихийный, местный смысл в отличие от предыдущего периода. Упадок буддизма как доминирующей культуры способствовал развитию корейской живописи в ином направлении. Картины периода Чосон в значительной степени имитировали стили китайской живописи, но некоторые художники попытались развить явно корейский подход, используя некитайские методы и живопись местных пейзажей и сцен из повседневной жизни. Уникальные корейские символы и элементы можно было увидеть и в стилизованном изображении животных и растений.

Буддийское искусство продолжало производиться и цениться, хотя уже не в официальном контексте. Простота буддийского искусства была распространена в частных домах и в летних дворцах династии. Формы Коре эволюционировали, и в жанровых картинах была включены буддийская иконография, такая как орхидеи, цветы сливы и хризантемы, бамбук и узлы – символы удачи. Не было никаких реальных изменений в цветах или формах, и имперские правители не пытались навязывать какие-либо художественные стандарты.

До конца шестнадцатого века придворные художники придерживались стиля китайских профессиональных придворных художников. Известными художниками периода являются Кин, Чжу Кен и Йи Санг-ча. В то же время художники-любители рисовали традиционные популярные предметы, такие как птицы, насекомые, цветы, животные и буддийские «четыре благородных господина». Основными жанрами этого периода являются пейзажи, минхва, портреты.

живопись минхва

«Четыре благородных господина»

Другое название этого стиля – «четыре благородных цветка»: слива, орхидея, хризантема и бамбук. Первоначально они были конфуцианскими символами четырех качеств ученого человека: цветки сливы представляли храбрость, бамбук представлял целостность, орхидея была символом изысканности, хризантемы – продуктивной и плодотворной жизни.

Портреты

Портреты писались на протяжении всей истории Кореи, но наибольшее их количество появилось в период Чосон. Основными сюжетами портретов были короли, достойные люди, пожилые чиновники, литераторы или аристократы, женщины и буддийские монахи.

Минхва

В конце периода Чосон появилось это направление народной живописи, созданной анонимными художниками, которые добросовестно следовали традиционным формам. Предназначенные для принесения удачи домашнему хозяйству, образы этих картин включали следующее: тигра (горный бог), символы долговечности (журавли, олени, грибы, камни, вода, облака, солнце, луна, сосны, и черепахи); парные птицы, символизирующие супружескую любовь; насекомых и цветы, представляющие гармонию между инь и ян; и книжные полки, представляющие обучение и мудрость. Предметы были изображены в совершенно плоском, символическом или даже абстрактном стиле и в ярком цвете.

Пейзаж и жанровая живопись

Стиль средних династий продвигался в сторону возвышенного реализма. Начал развиваться национальный стиль пейзажной живописи под названием «истинный взгляд» или «реалистичная ландшафтная школа», переходя от традиционного китайского стиля идеализированных ландшафтов к картинам, изображающим конкретные места с точным отображением.

Наряду с развитием реалистичных пейзажей появилась практика рисования реалистичных сцен обычных людей, делающих повседневные вещи. Жанровая живопись является самым уникальным корейским стилем живописи и обеспечивает исторический взгляд на повседневную жизнь людей периода Чосон.

корейский портрет

Золотой век

Поздняя Чосон считается золотым веком корейской живописи. Это совпало с потерей контакта с династией Мин. Корейские художники были вынуждены строить новые, национальные художественные модели, основанные на интроспекции и поиске конкретных корейских сюжетов. В это время китайское влияние перестало преобладать, и корейское искусство стало все более своеобразным.

Японская оккупация и современная Корея

Ближе к концу периода Чосон, западное и японское влияния становились все более очевидными. В девятнадцатом веке впервые в портретах было использовано затенение. Среди профессиональных художников доминирующими были стили китайской академической живописи.

Во время японской оккупации Кореи, с середины 1880-х годов до 1945 года, для корейских художников наступило непростое время, когда Япония пыталась навязать свою собственную культуру во всех аспектах жизни Кореи. Корейские школы искусства были закрыты, картины на корейские сюжеты уничтожались, и художники были обязаны рисовать японские образы в японских стилях. Художники, которые оставались верными корейским традициям, должны были скрываться, а те, кто учился в Японии и рисовал в японском стиле, обвинялись в компрометации.

В период после Второй мировой войны корейские художники ассимилировали некоторые западные подходы в живописи. Некоторые европейские художники с техникой импасто были первыми, кто завоевал интерес корейцев. Такие художники, как Гоген, Монтичелли, Ван Гог, Сезанн, Писсарро, стали очень влиятельными, так как они были наиболее изучены в художественных школах, а книги о них были быстро переведены на корейский язык и стали легко доступны. Благодаря им в современной корейской живописи появились тональные палитры желтой охры, кадмиевого желтого, желтого неаполитанского, сиены.

Теория цвета имеет приоритет над формальной перспективой, и до сих пор не существует совпадения между живописью и поп-графикой, поскольку основное влияние на художников оказывает керамическое искусство.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.