Постнеклассическая наука и ее место в философии науки

Середина ХХ века сделалась определяющей эпохой для научного потенциала человечества. Назрела потребность определить функции науки в социальном и культурном аспектах, а также те последствия, к которым привел прогресс в науке и технике. Это привело к переориентации философии науки, а также к тому, что начало формироваться такое явление, как постнеклассическая наука. Огромное влияние на ее возникновение оказали философско-мировоззренческие взгляды и оригинальные представления о различных видах гносеологической и научной деятельности, характерные для послевоенного периода. И тематика, и концептуальный аппарат этого особого направления складывались одновременно с развитием философии науки, и являются объектом философского интереса и анализа.

В конце XIX века классическая модель науки выработала принципы приведения гносеологической деятельности в соответствии с методологическим идеалом, следствием чего стала определенная стандартизация научного познания, а также появление моделей математической логики, которые позволили прояснить структурные особенности научного знания. В то же время оказалось, что развитие этого знания связано с кризисными явлениями, а также, что претензии классической науки на нахождение абсолютного знания, не учитывали существования так называемого субъективного знания, различных типов рациональности и динамических процессов. Так начался этап, который стал носить соответствующее название: постклассическая наука.

Тем не менее, попытки построить унифицированную науку продолжались на базе языка физики и математики. Под конец 1960-х годов эти нормативистские логико-математические программы неопозитивизма вызвали такое сильное разочарование, что в обществе возникли сомнения в том, что вообще возможно какое-либо нормирование гносеологического процесса. Этому способствовала постнеклассическая философия, как, например, постструктурализм и постпозитивизм, которые выдвинули идею о том, что методологию позитивизма следует заменить плюрализмом методологических концепций, критикующих друг друга и, таким образом, приближающихся к истине. Среди таких теорий можно назвать теорию фальсификаций Карла Поппера, концепцию научных революций Куна, методику научно-исследовательских программ Лакатоса, идею неявного знания Полани, и многие другие.

Постнеклассическая наука имеет свои особенности. Прежде всего, она характеризуется уже упоминаемой идеей релятивности норм познания в области науки и связанной с ними практики. Кроме того, в рамках этой модели науки раздается критика так называемого научного фундаментализма, который пытается принципиально редуцировать все наличное знание к неким базовым его видам. В гносеологии и методологии предполагается, что в одно и то же время могут сосуществовать разные конкурирующие между собой теории и «картины мира», а также соперничество различных программ. При этом делается акцент на многообразие отношений между разными теориями и их группами, даже такими, которые взаимно исключают друг друга, в том числе конкуренция, дополнение, критика и так далее. В то же время ведущей темой становится необходимость уживаться с противниками и оппонентами и регулировать конфликты мирным способом, путем консенсуса – причем не только в научной, но и в социальной среде.

Одним из ключевых понятий, которыми оперирует постнеклассическая наука, является парадигма. Оно обозначает целостность убеждений, средств и ценностей, принятых в научном сообществе и обеспечивающих преемственность определенной традиции. Можно сказать, что парадигма является феноменом, который объединяет вместе тех, кого причисляют к научному сообществу. Она же определяет круг проблем, которыми они занимаются. Когда парадигма меняется, происходит научная революция и полное или частичное преобразование картины мира, которую рисует наука, хотя оно диктуется не только логическими, но ценностными соображениями.

Постнеклассическая наука характеризуется также наличием синергетики. Это междисциплинарный комплекс различных исследований, которые занимаются поиском общих принципов для физической, химической, биологической, экономической, социальной и других систем и их самоорганизации. Для синергетики также предполагается наличие концепции хаоса как сверхсложной упорядоченности, которая всегда потенциально готова проявиться в многообразии упорядоченных структур. Это означает отказ от картины мира, построенного, словно из кирпичиков, из элементарных частиц, в пользу мира как совокупности процессов.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.