Учитель как субъект педагогической деятельности: описание, методы преподавания

Педагогическая деятельность - это социальное направление, цель которого - передача культурных ценностей, опыта от старшего поколения к младшему. Учитель как субъект педагогической деятельности создает условия подрастающему поколению для личного развития и определения социальной роли в обществе.

Что такое педагогическая деятельность?

Следует понимать, что педагогической деятельностью занимаются не только учителя, а также воспитатели, родители, внеучебные заведения и средства массовой информации. Учитель занимается профессиональной деятельностью, а родители общепедагогической, при этом занимаясь самообразованием и самовоспитанием. Учитель как субъект педагогической деятельности ведет деятельность в специально оборудованных учреждениях, в школах, в средне-специальных заведениях, профессионально-технических, дошкольных учреждениях. Педагогическая деятельность характеризуется объединением цели, операций, действий, мотивов.

характер учителя

Цели педагогической деятельности

Основной целью педагога является воспитание развитой и культурной личности. Для реализации цели разработаны различные методики, которые работают, исходя из особенностей учебных объектов. Передача информации между поколениями обусловлена исторически. Педагогу следует учитывать стремление индивида входить в общество и соответствовать ему и иметь индивидуальные особенности.

Личность учителя как субъекта педагогической деятельности оказывает влияние на развитие индивида. Но для полноценного раскрытия обучающегося необходимо проводить коррективы с учетом особенностей субъектов.

Основные цели педагогической деятельности:

  • среда, в которой проходит воспитательный процесс;
  • деятельность воспитанников;
  • воспитательный коллектив;
  • индивидуальные особенности развития.

Цели с течением времени могут изменяться, все они должны соответствовать современному развитию и форме. Но конечным итогом должно стать гармоничное развитие личности, самоопределение и нахождение своего места в обществе.

Педагогическое действие

К педагогическим действиям относится все то, чем занимается учитель, но не сводится к конкретным формам. Для реализации поставленных задач разработаны определенные алгоритмы, позволяющие решать задачи. Основываясь на предыдущем опыте, учитель является субъектом педагогической деятельности, соотносит результат и предмет обучения. Таким образом, педагогическая деятельность - это решение множества задач, которые отличаются по уровню, классу и типам.

Сложностью при решении педагогических задач является то, что для этого требуются опыт и знания. Одно без другого не работает. Решения непростые, как правило, не лежат на поверхности. Педагогу требуются сложные алгоритмы, напряженная работа мысли, анализ условий, факторов, результата.

преподаватель как субъект

Решение проблемы имеет прогноз, но не всегда ему соответствует. Не существует четких формулировок, нет алгоритма, от которого не приходится отходить. Учитель вынужден сравнивать, анализировать и предполагать, к чему приведет решение задачи. Даже если в конкретной задаче существует четкий алгоритм, то результатов может быть несколько. Профессия педагога творческая, решение нестандартных ситуаций приводит к новым путям решения.

Учитель в преподавании

Основными видами деятельности педагога являются преподавание и воспитание. Управление различными видами деятельности проводит учитель как субъект педагогической деятельности. Сластенин В. утверждает, что преподавание — это такой вид деятельности, который направляет учеников на познание нового. Педагогическая и воспитательная деятельность схожи по своим значениям, т. к. получение знания без воспитания человека не принесет результата.

Но информация по педагогическим знаниям обычно идет отдельно от воспитательной работы. Помимо знаний и умений, учащийся должен проявлять творческие способности и вызывать эмоции.

Преподавание загнано во временные рамки. За отведенное время необходимо выдать определенное количество знаний. Воспитание не зависит от времени. Невозможно получить результат воспитания через определенное время. Это длительный гибкий процесс, результат которого сложно подогнать к алгоритмам.

преподаватель и ученики

Учитель в воспитании

Воспитательный процесс невозможно запрограммировать, в отличие от педагогического. Основной целью воспитания является изменения воспитанников, приводящие к положительным результатам.

Если ребенка учат решать задачи, мыть руки или переходить дорогу - это обучение. Воспитательная работа планируется в общих чертах. Можно привить любовь к природе, сформировать отношение к труду и обществу. Воспитание в отдельно взятом классе нельзя привести к нормативным документам.

При одинаковом отношении к ученикам, равных требованиях и воспитательной деятельности результат может быть абсолютно разным. Следует учитывать, что на ребенка оказывают влияние другие факторы, которые не зависят от учителя как субъекта педагогической деятельности. Кратко - это родители, улица, старшие товарищи.

Структура педагогической деятельности

Структура педагогической деятельности содержит отдельные функции работы педагога. Учитель как субъект педагогической деятельности по Кузьминой должен владеть тремя взаимосвязанными компонентами:

  • конструктивный;
  • организаторский;
  • коммуникативный.

Конструктивная деятельность содержит конструктивно-содержательную и конструктивно-оперативную части. Педагогу необходимо произвести отбор материала для работы, спланировать педагогический процесс. В оперативной части педагог планирует свои действия и учащихся.

Организаторская деятельность способна сплотить коллектив. Педагог включает воспитанников в тот или иной процесс, совместную работу.

Коммуникативная деятельность предполагает построение взаимоотношений с воспитанниками, их родителями, другими педагогами и общественными организациями.

стиль преподавания

Все три компонента являются обязательными, но не раскрывают всю суть педагогического процесса. Рабочий процесс не может быть эффективным без взаимосвязи между всеми звеньями. Для оценки результата вводят контрольно-оценочное звено.

Учитель как субъект педагогической деятельности

Основой педагогической профессии является четкая социальная позиция представителей профессии. Свое отношение к миру наставник передает воспитанникам. Учитель как субъект педагогической деятельности должен соответствовать требованиям, которые предъявляет общество.

Социальная позиция педагога была сформирована в школе. Исходя из этого, в процессе обучения специальности формируется осознание профессии. Алгоритмы педагогики не работают в процессе воспитания. Если при решении задачи учитель принял решение на основе интуиции, то проанализировать поступок становится невозможно.

Учитель как субъект коррекционно-педагогической деятельности выполняет следующие функции:

  • информирует детей;
  • дружит с ними;
  • диктатора, если заставляет принимать правила без выбора;
  • советчика, если готов уговорить;
  • вдохновителя.

Такие методы дают положительные и отрицательные моменты в воспитании. Потакание, снятие всех ограничений, подкуп и неуважение всегда приводят к разрушению личности ребенка.

учитель и родители

Профессиональная готовность учителя

Учитель как субъект педагогической деятельности определяется некими требованиями педагогической готовности. Можно выделить физическую, психологическую, теоретическую и практическую готовность педагога.

Требования к учителю можно объединить в 3 группы:

  • качества учителя как гражданина своей страны;
  • знания и умения, подходящие предмету педагога;
  • качества, соответствующие специфике работе учителя.

К важным качествам также относятся коммуникативные, диалектические, организаторские. Учитель - это не простая профессия. Ее основной задачей является сотворение личности, обучение новым знаниям, утверждение самосознания.

Современный учитель должен обладать навыками, соответствующими времени:

  • высокая гражданская активность;
  • готовность к инновациям;
  • потребность в самообразовании;
  • высокий профессионализм;
  • уметь принимать ответственные решения;
  • творчески мыслить;
  • профессиональная работоспособность.

Идейная убежденность учителя

Идейная убежденность учителя лежит в основе профессиональной деятельности. Идея лежит в социальной активности педагога. Ценности, чувство долга, принципы - являются смыслом утверждения. Учитель является субъектом педагогической деятельности. Он должен обладать педагогическим призванием, намерением и склонностью к образованию.

Учитель берет на себя ответственность за учеников, не замыкается в личных проблемах, готов общаться и помогать воспитанникам. Педагогическое призвание может быть созерцательным, педагогический интерес заставляет педагога двигаться вперед, получать новые знания и опыт.

Призвание не выявляется в процессе обучения. Это можно распознать при непосредственном контакте с учениками и их родителями. Погружение в работу, переоценка ценностей, увлеченность позволяют понять, насколько человек пригоден к преподавательской деятельности.

обучение воспитанников

Любовь к детям и чувство долга

Любовь к детям лежит в основе учителя, как субъекта педагогической деятельности. Кратко можно сказать, что, руководствуясь педагогическим долгом и ответственностью, педагог спешит помочь детям и родителям. Требовательность к себе, соблюдение этических норм лежит в основе работы учителя.

Высшим проявлением учительского долга является самоотверженность, с которой педагог посвящает свою жизнь воспитательной и образовательной деятельности. Он не считается со временем, с личной жизнью.

Взаимоотношения учителя с детьми и родителями происходит положительно при наличии природного чувства такта. Педагогический такт нарабатывается со временем. Важно вовремя проанализировать и направить воспитанника, не вызвав негативных эмоций, и придерживаясь решительных действий. Эрудиция, кругозор и жизненный опыт оказывают влияние на чувство такта.

обсуждение проекта

Педагогическая справедливость и любовь к предмету

Нравственная воспитанность учителя как субъекта педагогической деятельности по Крившенко является эталоном объективности. Качества педагога, которые создают авторитет среди детей, должны подкрепляться нравственной и духовной чистотой.

Потребность в знаниях подкрепляется любовью к предмету. Без этого не будет желания к новым навыкам. Хороший учитель может в соответствии с временем выбрать метод обучения, который будет интересен воспитанникам. Педагог должен разбираться в научных достижениях в его области, быть в курсе инноваций и открытий, прививать любовь к предмету у учеников, выявлять противоречия, которые возникают в мире науки.

Хороший учитель живет в постоянном развитии, совершенствовании, самообразовании. Достижение взаимопонимания с учениками и преданность профессии стоят на первом месте.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.