Пастельная живопись: техника, эффекты и особенности работы с пастелью

Пастельная живопись - нежное и утонченное направление в изобразительном искусстве. Выполнить рисунки в такой технике довольно просто, важно подобрать качественный материал. Цвета получаются чистыми, свежими, а растушевка делает картины еще более нежными и трогательными.

Особенности этого направления

Эффекты в пастельной живописи отличаются мягкостью переходов, чистотой цвета, приятной бархатистой поверхностью, но художники должны обладать высоким уровнем мастерства, потому что при небрежном исполнении эта техника потеряет прелесть и утонченность. Пастель - это что-то среднее между рисунком и живописью, поэтому ею можно рисовать линии, делать штрихи и растушевку.

Это направление в живописи требует точного нанесения штрихов и линий. У мастера должно быть тонкое художественное чутье, чтобы подобрать идеальное сочетание цветов, потому что поменять их будет очень сложно. Знаменитые эффекты в пастельной живописи - это мерцающее сияние тона, удивительная возможность смешения и наложения цветов.

При создании шедевра должно быть идеальное освещение, потому что от интенсивности и направленности света зависит игра красок на картине. Именно этим и интересна пастельная живопись. Такие картины вызывают восхищение и желание рассматривать их при разной степени освещенности.

картина пастелью

Разновидности материала

Для пастельной живописи нужно выбрать определенный материал, чтобы у вас получилась прекрасная картина. Пастель бывает трех видов:

  • масляная;
  • восковая;
  • сухая.

И масляную, и сухую пастель изготавливают путем прессования. Только в масляную добавляют льняное масло и пигмент, а в основе восковой - воск высокого качества с добавлением пигментов.

Масляную пастель используют для учебных целей, сухой вариант подходит для учебных и художественных целей. При рисовании сухой пастелью применяют метод растушевки, что позволяет создавать плавные переходы и нежные оттенки.

Этот вариант пастели существует двух видов: твердая и мягкая. Мягкая состоит из чистых пигментов и небольшого количества связующего компонента. Ей удобно делать широкие штрихи насыщенного цвета. Твердые мелки реже ломаются, потому что в их состав входит большое количество связующего вещества. Ими удобно создавать рисунок, потому что можно сделать как тон, так и прорисовку тонких деталей.

Для пастельной живописи нужно правильно подобрать бумагу. Для этого обычно используют цветную бумагу для пастели. Тон бумаги нужно подбирать с учетом особенностей рисунка. Почему не используют белую бумагу? Потому что с ней сложнее оценить насыщенность основных цветов.

Для рисования пастелью есть три вида бумаги:

  • наждачная - ее используют для создания художественных работ, приобрести ее можно в большом формате;
  • пастельная доска - состоит из маленьких частиц пробки;
  • бархатная бумага.

Чтобы защитить пастельный рисунок от осыпания, его фиксируют при помощи обычного лака для волос или особого фиксатора. Цвета становятся не такими мягкими и более глубокими.

пастельная живопись

Растушевка

В живописи в пастельных тонах используют растушевку для того, чтобы создать мягкие переходы между цветами и плавные линии. Ее основное назначение - равномерно распределить цвет. Для растушевки художник использует тряпку, подушечки пальцев или растушку.

При помощи этого приема мастер может создать плавную границу благодаря приглушению интенсивности цвета. Это базовый прием в пастельной живописи, выполнить его просто. Художник создает рисунок и приступает к растиранию штрихов, а затем поверх растушевки накладывает более насыщенные цветовые пигменты.

рисование пастелью

Растушевка пальцами и наложение пятен поверх растушевки

В пастельной живописи часто используют прием растушевки пальцами. Если вы работаете с большой поверхностью, то распределяйте пигмент сжатыми вместе пальцами. Если рисунок небольшой, то для этого хватит подушечек пальцев. Самое главное - обязательно смывать цвет после каждой растушевки, чтобы не получилось грязи.

Слои пастели разных цветов можно накладывать друг на друга, но нужно учитывать, что чем насыщеннее нижний фон, тем оттенок верхнего слоя будет отличаться от первоначального. Чтобы этого не получилось, сделайте растушевку нижнего слоя, а потом приступайте к наложению другого пигмента.

как рисовать пастелью

Подчистка

Этот прием в пастельной живописи нужно использовать как можно реже, потому что это может привести к тому, что цвета будут не такими интенсивными. Для подчистки используют ластик, но если им неправильно пользоваться, то можно повредить поверхность, в результате пастель будет ложиться неравномерно.

Подготовьте участок для коррекции. Протрите его ватой или тряпочкой, убрав часть пигмента. Затем можете использовать ластик. На него не нужно сильно давить, чтобы не повредить поверхность рисунка. При соблюдении этих рекомендаций у вас получится аккуратно подкорректировать рисунок.

эффекты в пастельной живописи

Линии и пятна

В технике пастельной живописи нужно уделять особое внимание линиям и пятнам. Они могут быть прерывистыми, простыми, которые подчеркивают контур, так и более сложными, создающими формы и объем. Художник должен тщательно подойти к выбору формы линий и пятен, чтобы точнее передать свою идею.

Для их создания вам нужно использовать брусок пастели и рисовать им под определенным углом или плашмя. Если художник выберет второй вариант, то у него получатся штрихи, равные ширине бруска.

Для проведения линий мастер использует твердую пастель. Мелок ставят ребром и проводят линию - она получается идеально прямая. Можно использовать и мягкую пастель, только ширина штриха получится больше.

Самые продвинутые мастера пастельной живописи используют пятна чистого цвета и делают минимальную растушевку. Это связано с тем, что растушевка приглушает насыщенность цвета, а это не нравится некоторым художникам. Именно поэтому многие используют нерастушеванные пятна, которые прекрасно передают чистоту и яркость цвета.

Существует специальный прием в пастельной живописи, при котором мастера вообще не используют растушевку, а создают картину из чистых пятен. При близком рассмотрении они кажутся абстракцией, но если отойти, то зритель увидит цельное полотно.

живопись в пастельных тонах

Краткий экскурс в историю

Название "пастель" происходит от слова "а пастелло", которым обозначали рисование черным итальянским карандашом и сангиной. В XVIII веке эта техника стала популярной, ее широко использовали во Франции и Англии. Известными художниками пастельной живописи были Франсуа Буше, Шарден, Делакруа и др.

Постепенно ее популярность несколько уменьшилась, но пастель снова стала интересна художникам во второй половине XIX века. Пастель активно использовали в работе импрессионисты, потому что она позволяла получить чисты и красивый цвет. Импрессионисты создавали удивительно нежные, полупрозрачные картины.

пастель для рисования

В русском изобразительном искусстве

В России пастель стали использовать в начале XVIII века благодаря иностранным художникам. В начале рисовали только иностранные мастера, которые выполняли работы на заказ. Известными художниками пастельной живописи в России были Карл-Вильгельм Барду, который писал в этой технике портреты; также ее использовал Александр Орловский и Алексей Гаврилович Венецианов и другие мастера. Это направление в изобразительном искусстве позволило создать удивительные пейзажи с чистыми цветами и мягкими линиями.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментариев 1
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
0
Спасибо за статью,!кратко, доступно, с примерами.Воспользовалась вашей статьей для дипломной работы.Еще раз спасибо
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.