Развитие мышления человека

В психике человека происходит огромное количество очень важных процессов. Но одним из самых приоритетных из них является мышление. Что это такое, каких бывает видов, и каким образом происходит его развитие? Попробуем разобраться в этом вопросе.

Что такое мышление?

В повседневной жизни под этим термином мы понимаем словесные рассуждения. С точки зрения психологии мышление обладает более широким значением. Под ним понимается любой психический процесс, позволяющий человеку решить ту или иную задачу. Люди в этом случае воспринимают вещи без всяких анализаторов (обонятельного, слухового, тактильного, зрительного, болевого и т.д.), на основе одних только речевых сигналов.

Немного истории

Мышление, являясь видом умственной деятельности, интересовало людей с давних времен. Изучить его пытались еще философы древнего мира. Они же стремились дать ему точное объяснение. Так, Платоном мышление приравнивалось к интуиции. А Аристотелем была создана даже целая наука – логика. Познавательный процесс им был разделен на части, в числе которых находятся понятие, суждение и умозаключение. И на сегодняшний день изучить специфику мышления пытаются представители разных наук. Однако, несмотря на все высказанные идеи и выводы, полученные в результате проведения многочисленных экспериментов, прийти к единому четкому определению данного процесса пока еще не удалось.

Виды мышления у детей раннего возраста

Данный процесс рассматривается наукой психологией. При этом в дисциплине выделено три основных формы мышления, которыми обладают дети дошкольного возраста. Это наглядно-действенное и наглядно-образное, а также пространственно-временное, или темпоральное.

малыш в коробке

Развитие мышления у детей условно разбито на определенные этапы. Причем каждый из них малыши проходят в процессе познания окружающего мира. Рассмотрим развитие каждой из форм мышления подробнее.

Наглядно-действенный вид

Развитие мышления данного типа у детей раннего возраста происходит благодаря непосредственному восприятию ими окружающего мира. Это время, когда малыш начинает свое взаимодействие с различными предметами. Из всех процессов, которые развиваются в психике, главная роль отводится именно восприятию. Все переживания маленького человечка сосредотачиваются на тех явлениях и вещах, которые его окружают.

Мыслительные процессы в этом случае представляют собой внешне ориентированные действия, которые, в свою очередь, являются наглядно-действенными.

Развитие мышления наглядно-действенной формы позволяет детям открывать для себя обширные связи между человеком и предметами, находящимися в его окружении. В этот период ребенок приобретает необходимый опыт. Он начинает регулярно и настойчиво воспроизводить элементарные действия, целью которых является ожидаемый им результат. Полученный опыт позднее станет основой более сложных психических процессов.

Данный этап развития мышления у детей, которое имеет наглядно-действенную форму, является неосознанным. Он лишь включается в процесс совершаемых малышом движений.

Развитие наглядно-действенного мышления

У ребенка в процессе совершаемых им во время манипуляций с различными предметами ориентировочных и зрительных действий происходит формирование определенного образа. На раннем этапе развития мышления наглядно-действенного вида главным признаком вещи для малыша является ее величина, форма. Цвет пока еще не обладает своим основополагающим значением.

Особую роль в развитии мышления на данном этапе будут играть разнообразные движения, направленные на развитие действенных и наглядных психических процессов. Постепенно малыш учится соотносить размеры двух или более предметов, их форму, а также место расположения. Он нанизывает на пирамиду колечки, ставит кубики друг на друга и т.д. Принимать во внимание различные характеристики предметов и подбирать их по форме и по размеру он будет гораздо позже.

Никаких заданий на развитие мышления данного вида давать малышу не надо, так как его формирование происходит, как правило, самостоятельно. Взрослому необходимо только заинтересовать маленького человечка игрушкой и вызвать у него желание взаимодействовать с ней.

Особенности, касающиеся развития мышления данного вида, особенно ярко проявляются, например, при игре с матрешкой. Малыш, стараясь получить необходимый результат, будет прикладывать две совсем не подходящих друг к другу половинки силой. И только после того как он убедится в том, что все его действия не приводят к желаемому результату, начнет перебирать детали до тех пор, пока ему не попадется нужная. Для того чтобы ускорить процесс развития мышления у детей, производители разрабатывают игрушки таким образом, чтобы они сами «подсказывали» малышу, какой из элементов подойдет лучше всего.

После освоения внешних ориентировочных действий ребенок приобретает навык по соотношению различных характеристик предметов. С этого момента начнется закладка фундамента зрительного восприятия, когда малыш будет сравнивать одну игрушку с другими.

папа играет с дочкой

Следующий этап развития наглядно-действенного мышления наступает после достижения детьми 2-летнего возраста. Малыши начинают подбирать вещи зрительно, исходя из имеющегося образца. Взрослый человек во время такой игры предлагает ребенку подать ему точно такой же предмет. На это маленький ученик должен отреагировать и подобрать среди всех игрушек наиболее подходящую.

Несколько позже, по мере развития данного вида мышления, детки способны приобрести постоянные образцы. С ними они в дальнейшем будут сравнивать все предметы.

Развитие наглядно-образного мышления

Данный вид психического процесса начинает формироваться у малышей, возраст которых приближается к трем годам. К этому времени дети производят сложные манипуляции, используя наглядно-действенную форму.

Для развития данного вида мышления, как, впрочем, и любого другого, малышу понадобятся развивающие игрушки. Это намного ускорит процесс. Самыми подходящими при этом являются составные игрушки, при использовании которых малышу необходимо соотносить имеющиеся детали по цветам и по размеру.

Первые воспроизводящие действия ребенок начинает выполнять к концу первого года своей жизни. Он достает свои игрушки из коробки, а затем разбрасывает. И даже после того как взрослый наведет в комнате порядок, малыш вновь достанет их. Несколько позже ребенок начинает собирать небольшие по размеру игрушки в имеющуюся у него емкость. Взрослому важно поддержать подобное начинание, а для ускорения процесса формирования мышления наглядно-образного вида самому показать, как все вещи можно сложить в коробку или в другую тару. Ребенок в этом случае будет получать удовольствие не от результата, а от самого действия.

Очень полезной для детей является такая игрушка, как пирамидка. Родителям важно научить своего малыша правильно надевать и снимать ее кольца. Как развить мышление с помощью такой игрушки? Взрослый должен установить перед ребенком стержень и показать ему, как правильно нанизывать, а затем снимать кольца. На начальном этапе родитель даже может взять ручку малыша и, вложив в нее деталь пирамиды, нанизать все вместе с ним. После выполнения подобного упражнения несколько раз подряд ребенку это можно позволить сделать самостоятельно.

ребенок с пирамидкой

Для малышей постарше действия с такой игрушкой можно несколько разнообразить. Им предлагается выложить из колечек дорожку, располагая детали от большей к меньшей.

Игры на развитие мышления образного типа с детьми дошкольного возраста рекомендуется проводить с применением двух пирамидок. В этом случае малышу показывают, например, зеленое кольцо, и просят найти на второй игрушке деталь такого же цвета.

Развитие мышления в дошкольном возрасте на начальных этапах происходит при неразрывной связи речи и действий. Но проходит какое-то время, и ребенок свои поступки начинает уже предварять словами. Вначале он говорит о том, что собирается выполнить, а после делает запланированное. На данном жизненном этапе происходит переход наглядно-действенного мышления в наглядно-образное. Ребенок уже обладает достаточным жизненным опытом, чтобы представить в своей голове те или иные предметы, а уж потом совершать с ними некоторые действия.

В дальнейшем в мышлении детей-дошкольников все большая роль отводится слову. Но все же приблизительно до 7 лет умственная деятельность остается конкретной. Другими словами, она пока не вычленяется из общей картины окружающего мира. Приблизительно с 6 лет развитие мышления образного типа позволяет дошкольникам смело применять на практике имеющийся у них фактический материал. При этом детки начинают обобщать различные явления и делают для себя необходимые выводы.

Визуально-словесное мышление

Что характерно для данного этапа психического развития ребенка? Формирование визуально-словесного мышления происходит более всего на основе описаний и объяснений, а не на восприятии предметов. При этом малыш продолжает мыслить конкретными понятиями. Так, ребенок уже знает о том, что металлические предметы в воде тонут. Именно поэтому у него возникает полная уверенность в том, что гвоздь, помещенный в емкость с жидкостью, пойдет ко дну. Тем не менее свои познания он стремится подкрепить личным опытом.

Это возраст, когда детки очень любознательны. Они задают много вопросов, на которые взрослые обязательно должны дать им ответ. Это необходимо для развития детского мышления. Вначале вопросы, как правило, связаны с нарушениями привычного для малышей порядка вещей. Например, им нужно знать, почему сломалась игрушка. Позже начинают появляться вопросы, касающиеся окружающего мира.

Развитие мышления младших школьников, а также деток среднего дошкольного возраста начинает набирать скорость. Деятельность же ребенка, который сел за парту, претерпевает существенные изменения. На развитие мышления школьников влияет расширение круга тех предметов, которые вызывают у них интерес. И здесь весьма важной становится роль учителя. Педагог должен способствовать тому, чтобы дети в классе свободно излагали собственные мысли с помощью слов. Им рекомендуется вначале подумать, а после начать выполнять определенные действия.

девочка складывает мозайку

И несмотря на то что у школьников младшего возраста развитие мышления пока еще находится на этапе конкретно-образной формы, в них начинает закладываться его абстрактный тип. Умственные процессы маленького человека начинают распространяться на окружающих людей, растения, животных и т.д.

Развитие памяти, внимания, мышления младшего школьника будет зависеть, прежде всего, от правильного подбора программы обучения. Дети, которым предлагается материал повышенной сложности, уже к 8 годам проявляют более высокие способности к отвлеченному рассуждению, чем их сверстники, обучающиеся по стандартным методическим пособиям.

Пространственно-временное мышление

Взрослый человек прекрасно осознает тот факт, что время является понятием относительным и неоднозначным. Детям же с этим ознакомиться еще предстоит.

Психологами уже давно подмечен тот факт, что ребенок ориентируется во времени, используя значимое для него впечатление, ожидание чего-либо или яркое событие. Получается, что малыш хорошо ориентируется в прошлом и будущем, но настоящее время для него отсутствует. Текущий момент у ребенка - это тот, который происходит в данную секунду.

Намного проще усваивают время те детки, которым с самого раннего детства был привит конкретный распорядок дня. Ведь их организм уже подстроен под существующий ритм жизни. Именно поэтому в мозгу такого ребенка представление о временных отрезках складывается намного быстрее. Если сегодня малыш ел в полдень, а вчера мама его кормила днем в 2 часа, то ориентироваться во времени ему довольно сложно.

Для того чтобы ускорить у ребенка развитие внимания и мышления пространственно-временного типа, родители с самого раннего возраста должны знакомить его с понятием времени. Для этого не нужно проводить отдельных бесед. Достаточно просто проговаривать словами временные понятия. Это должно происходить в процессе общения или игры с малышом. Взрослому просто нужно комментировать свои планы и действия.

мама разговаривает с сыном

Несколько позже родителям рекомендуется обозначать конкретные временные отрезки. Это позволит отложиться в голове у ребенка понятию прошедшего, настоящего, а также будущего.

Своеобразные уроки развития мышления детей-дошкольников родители могут проводить начиная с двухлетнего возраста своего чада. Такие малыши уже осознают смену времен года. Взрослым же необходимо обращать внимание ребенка на изменения, происходящие в природе при переходе от одного сезона к другому. При этом о них нужно не только рассказывать малышу, но и расспрашивать, к примеру, о том, какие изменения он видит на детской площадке или в сквере.

Критическое мышление

Различные задачи, в которых участвуют реальные предметы, ребенок начинает решать после 4-5 лет. Этому способствует развитие у него наглядно-образного мышления. В сознании дошкольника возникают различные модели и схемы. Он уже начинает анализировать и обобщать информацию, получаемую из внешнего мира. Достижение ребенком данного этапа в развитии мышления должно стать поводом для перехода на новую жизненную ступеньку, где станет формироваться критическая форма видения мира. Почему указанное направление считается важным? Для того чтобы понять это, стоит определиться с самим понятием критического мышления. В современной психологии данному термину дано несколько трактовок. Однако смысл у всех их один. Итак, под критическим мышлением понимают сложный мыслительный процесс, началом которого служит получение ребенком информации. Заканчивается он принятием обдуманного решения с формированием личного отношения к тому или иному предмету.

Развитие критического мышления позволяет развить у ребенка способность к постановке новых вопросов, к выработке аргументов в защиту собственного мнения, а также возможности делать выводы. Такие дети интерпритирируют и анализируют информацию. Они всегда аргументировано доказывают собственную позицию, опираясь при этом на мнение собеседника и на логику. Следовательно, они всегда могут объяснить, почему согласны или не согласны с тем или иным вопросом.

мальчик и знаки вопросов

Развитие критического мышления начинается еще в дошкольном возрасте. Об этом свидетельствует, например, вопрос «Почему?». Ребенок при этом показывает взрослому, что он желает знать причины природных явлений, человеческих поступков и событий, которые он видит. В этом случае родителям важно не только ответить на вопрос своего чада, но и помочь ему в объективной оценке фактов. После этого малыш должен сделать определенные выводы и сформировать собственное отношение к полученной информации. И не стоит думать о том, что хороший ребенок не должен спорить со старшими. Ведь принцип, согласно которому малыш обязан делать только то, что ему говорят взрослые, уже не подходит для существующей реальности. Разумеется, в семье необходимо уважать старших и вежливо общаться с близкими людьми, но без использования технологии развития критического мышления ребенку сложно будет приспособиться при поступлении в школу к требованию учебных программ. Ведь большинство из них требует совершенно иного подхода к изучению материала.

Высокие требования в этом направлении предъявляются уже к младшим школьникам. Успешность учебы в первом классе уже мало зависит от умения детей считать, писать и читать. Детям предлагается решение простых логических задач. Кроме этого младшие школьники должны делать собственные выводы, прочтя короткие тексты. Порой учитель даже предлагает ребенку поспорить с ним, чтобы последний доказал педагогу свою правоту. Такой подход в системе образования имеется во многих современных учебных программах.

Технология развития критического мышления предлагает родителям ряд советов, которые помогут им в правильном воспитании:

  1. С раннего возраста ребенка необходимо учить логически мыслить. Для этого при нем нужно чаще рассуждать и обязательно обосновывать свое мнение.
  2. Приучать малыша развивать критическое мышление различными способами, в том числе и во время игры.
  3. Сравнивать с ребенком предметы, находить в них отличия и общие черты. После этого малыш обязательно должен сделать свои выводы.
  4. Не принимать ответ вроде такого: «Потому что я так хочу». Ребенок должен назвать настоящую причину, приведя собственную аргументацию.
  5. Позволить ребенку сомневаться. В этом случае у него появится недоверие к определенным фактам, и он захочет больше узнать об объекте, вызвавшем спор.
  6. Стараться учить ребенка делать выводы только после выяснения всей информации. Родители должны рассказать, что подвергать критике то, о чем ничего не знаешь, просто неразумно.

Творческое мышление

Психологи различают такое понятие, как креативность. Под этим термином они понимают способность человека видеть обычные вещи в новом свете, что и позволяет найти уникальное решение для возникающих проблем.

Креативное мышление является явной противоположностью шаблонному. Оно позволяет уйти в сторону от привычного взгляда, от банальных идей, и способствует рождению оригинальных решений.

Исследователями интеллекта уже давно был сделан однозначный вывод о том, что творческие способности человека обладают слабой связью с его интеллектом. В этом случае на первый план выходят особенности темперамента, а также возможность в быстром усвоении информации и зарождении новых идей.

дети рисуют

Креативные способности человека находят свое проявление в различных видах его деятельности. Именно поэтому родители пытаются получить ответ на вопрос: «Возможно ли развитие творческого мышления у ребенка?». Психологи дают на это однозначный ответ: да. Особенно эффективно данный процесс будет протекать в дошкольном возрасте. Ведь в это время психика у детей очень восприимчива и пластична. К тому же у малышей великолепно развито воображение. Благодаря этим качествам возраст от 3 до 7 лет весьма благоприятен для того, чтобы развивать креативность индивида. Способов для этого существует большое множество и, прежде всего, у родителей. Дело в том, что именно близкие люди лучше всего смогут организовать эффективный процесс творческого развития для своего ребенка. Все это происходит благодаря тому, что:

  • родители для ребенка являются авторитетом, и он высоко ценит с ними общение;
  • мамы и папы хорошо знают свое дитя, и поэтому могут подобрать для него самые действенные возможности развития, которые будут интересны малышу;
  • внимание родителей посвящено только одному своему ребенку, а воспитателю необходимо распределять его между группой детей;
  • эмоциональные контакты со значимыми для малыша взрослыми доставляют ему особую радость от совместного творчества;
  • родители, как правило, применяют различные средства для эффективного процесса развития памяти и мышления, что позволяет умножить эффективность результата практически вдвое.

Каким образом можно ускорить данный процесс? Технология развития мышления предполагает выполнение с ребенком некоторых упражнений. Одно из них – занятия сочинительством. Родители могут придумать со своим сыном или дочкой фантазийную сказку, главными героями которой станут выбранные их чадом персонажи в виде предметов, картинок, просто озвученные устно. Сочиняя незнакомую для ребенка историю, рекомендуется не выбирать привычных для него собак, лис и куриц. В противном случае отойти от известного сюжета будет довольно сложно. Главным персонажем можно сделать один из предметов домашнего интерьера или бытовую принадлежность. Можно также придумать жителя, который тайно поселился в вашем доме. В этом случае можно сочинить неповторимый рассказ. А вообще сочинительством можно заниматься на любые темы, пришедшие в голову.

Развитию творческого мышления будут помогать занятия по рисованию или складыванию из бумажных, деревянных, пластиковых и других геометрических заготовок неких фигур, которым впоследствии нужно дать имена.

Родители также могут вместе со своими детьми складывать изображения растений и животных, коллажи, предметы мебели и строения, используя кусочки ярких иллюстраций. Развитию творческого мышления будет способствовать и создание из подобного материала целых пейзажей или портретов.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.