Системно-деятельностный подход в обучении

 

Система образования в России многие годы на первый план ставила овладение знаниями, которые составляют основу многих наук. Ученики знали достаточно большое количество дат, фактов, имен, понятий. Однако проведенные не так давно исследования показали, что в сравнении с западными школьниками, учащимся российских учебных заведений трудно эти знания применить в практике. Многие дети, участвовавшие в эксперименте, становились в тупик перед нестандартными задачами, им также трудно было сделать анализ и интерпретация каких-либо данных, прогнозирование. Это явилось одной из причин реформы и введения в школы новых ФГОС, в основе которых лежит системно-деятельностный подход в обучении. Он базируется в первую очередь на соответствии деятельности учеников их индивидуальным возможностям, способностям и возрасту.

Впервые термин «системно-деятельностный подход» в обучении был введен в советской педагогике. Он объединил два предшествующих ему понятия. Так, системная деятельность разрабатывалась и внедрялась в практику такими классиками педагогики, как Б. Ананьев, Б. Ломов и другие. Л. Выготскому, А. Лурии, Д. Эльконину более близок был деятельностный подход в образовании. Они считали, что такой способ обучения помогает не только усваивать знания, но и развивает познавательные силы, а также творческий потенциал учащихся. Этот подход противопоставляется привычному в российском образовании словесному методу учения, при котором дети пассивны, а впоследствии не знают, как применять практически полученные умения и знания. Данный способ распространен не только в общеобразовательных учреждениях, но и в ВУЗах, колледжах, техникумах и т. д. Таким образом, приходя на работу, большинству выпускаемых специалистов приходится переучиваться, теоретические знания стараться применять, не всегда успешно, на практике.

Системно-деятельностный подход в обучении предполагает развитие и воспитание таких качеств личности, которые будут отвечать требованиям нового информационного общества, построенном на толерантности, диалоге культур и уважению к окружающим. Это ключевые моменты, которые важны в современном образовании.

Используется системно-деятельностный подход в обучении математике, русскому языку и другим предметам. Для этого педагогу важно так организовать учебный процесс, чтобы были созданы условия для развития личности и ее последующей самореализации, в основе чего должно лежать непрерывное образование. Технология такого подхода к учению включает в себя развитие мотивации, актуализацию имеющихся знаний и умений, такое изложение нового материала, чтобы побудить учащихся самостоятельно найти решение.

Помимо этого, на занятиях у педагогов, использующих данную методику, должны быть такие этапы, как первичное закрепление темы во внешней речи, самопроверка, рефлексия и включение нового в повторение. Так как системно-деятельностный подход подразумевает в первую очередь работу на уроке самих детей, то большая часть заданий, независимо от предмета, должна носить практический характер.

Важно научить школьников находить выход из нестандартных ситуаций, уметь самостоятельно получать новые знания, анализировать, делать выводы, сравнивать. Также должны быть задействованы межпредметные связи, то есть на уроке математики вполне можно дать задание, носящее экологический характер, а на природоведении или биологии дать арифметическую задачу. Это позволит активизировать имеющиеся знания, учит применять их на практике, что является основной целью современного образования.

Модернизация школ и программ, которые используются – неслучайное явление. Это результат запроса нового общества, в котором достойное место сможет занять не только образованный, но и думающий человек, умеющий учиться и отличающийся интеллектуальной лабильностью.

 

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.