Шарль Луи Монтескье, "О духе законов": краткое содержание и отзывы

Трактат французского философа Шарля де Монтескье "О духе законов" - одно из самых известных произведений автора. Он был сторонником натуралистического подхода в изучении окружающего мира и общества, отразив свои идеи в этом труде. Также он прославился тем, что разработал доктрину о разделении властей. В этой статье мы подробно остановимся на его самом известном трактате, расскажем его краткое содержание.

Предисловие

Трактат О духе законов

Трактат "О духе законов" начинается с предисловия, в котором автор отмечает, что описанные принципы выводил из самой природы. Он настаивает, что частные случаи всегда подчиняются общим началам, а история любого народа на планете становится их следствием. Монтескье считает, что порядки, существующие в той или иной стране, бессмысленно осуждать. Право на предложения имеют только те, кто от рождения обладает даром видеть всю организацию государства, будто с высоты птичьего полета.

При этом главная задача заключается в просвещении. Философ обязан излечивать народ от предрассудков. С таким идеями Монтескье выступал в 1748 году. "О духе законов" именно тогда впервые появился в печати.

Законы

Шарль Монтескье

Автор произведения "О духе законов" отмечает, что законы есть у всего в этом мире. В том числе у материального и божественного мира, сверхчеловеческих существ, человека и животных. Главная нелепость, по мнению Монтескье, - заявлять, что миром управляет слепая судьба.

Философ в трактате "О духе законов" утверждает, что Бог относится ко всему как охранитель и создатель. Поэтому каждое творение только кажется актом произвола. В действительности оно предполагает ряд неизбежным правил.

Во главе всего стоят законы природы, которые вытекают из устройства человеческого существа. В природном состоянии человек начинает чувствовать свою слабость, с ним соединяется ощущение собственных нужд. Второй естественный закон - стремление добывать пищу. Третий закон породило взаимное влечение, знакомое всему живому. Однако людей связывают еще и такие нити, которые неведомы животным. Поэтому четвертый закон составляет потребность жить в обществе.

Объединяясь с окружающими, человек теряет чувство слабости. Следом исчезает равенство, появляется тяга к войне. Каждое отдельно взятое общество начинает осознавать свою силу. Они начинают определять отношения между собой, которые оказываются в основе международного права. Законы, регламентирующие поведение между гражданами одной страны, становятся объектами гражданского права.

Кто управляет народами земли?

Французский философ Монтескье

В произведении "О духе законов" философ размышляет о том, что в широком понимании закон и есть человеческий разум. Он управляет всеми народами на планете, а гражданские и политические законы каждого отдельно взятого народа - не более чем частные случаи приложения этого могущественного разума. Все эти законы оказываются в тесном взаимодействии со свойствами конкретного народа. Только в редких случаях они могут быть применены к какому-то другому народу.

В книге "О духе законов" Монтескье рассуждает, что они должны соответствовать принципам правительства и природы, климату и географическим особенностям государства, даже качеству почвы, а также тому образу жизни, который ведет народ. В них определяется степень свободы, которую допускает государство, его склонность к богатству, нравам, торговле, обычаям. Совокупность всех этих понятий он называет "духом законов".

Три типа правления

Книга О духе законов

В своем трактате философ выделяет три типа правления, которые существуют в мире: монархический, республиканский и деспотический.

Каждый из них в трактате "О духе законов" Ш. Монтескье подробно описывает. При республиканском типе правления власть принадлежит всему народу или его внушительной части. При монархии страной управляет только один человек, основываясь на большом количестве конкретных законов. Для деспотии характерно то, что все решения принимаются по воле одного человека, не подчиняясь никаким правилам.

Когда в республике вся власть принадлежит народу, это демократия, а если всем управляет только его часть, то аристократия. При этом сам народ является государем во время голосования, изъявляя свою волю. Так что основной этой формы правления становятся принятые именно так законы.

При аристократической форме правления власть в руках определенной группы лиц, которая сама издает законы, заставляет всех окружающих их выполнять. В трактате "О духе законов" автор считает, что худшая из аристократий - та, когда часть народа оказывается фактически в гражданском рабстве у части общества, которое ею повелевает.

Когда власть предоставляется только одному человеку, формируется монархия. В этом случае законы заботятся о государственном устройстве, в результате у монарха появляется больше возможностей для злоупотреблений.

В трактате Монтескье "О духе законов" государь - источник гражданской и политической власти. При этом существуют каналы, по которым власть движется. Если уничтожить в монархии привилегии дворянства и духовенства, скоро она перейдет к народной или деспотической форме правления.

В книге "О духе законов" описывается и устройство такого деспотического государства. В нем не существует основных законов, а также учреждений, которые бы следили за их соблюдением. В таких странах небывалую силу приобретает религия, заменяя собой охранительное учреждение.

Вот о чем трактат Монтескье "О духе законов". Краткое содержание этого произведения поможет вам быстро восстановить его в памяти при подготовке к экзамену или семинару.

Принципы правления

Произведение О духе законов

Далее автор описывает принципы правления каждого вида государства. В трактате "О духе законов" Шарль Монтескье отмечает, что главной для монархии считает честь, для республики - добродетель, а для деспотии - страх.

В каждой отдельно взятой семье основу мироустройства составляют законы воспитания. Здесь же проявляется добродетель, которая должна выражаться в любви к республике. В данном случае она означает любовь к демократии и равенству. В деспотии и монархии, наоборот, к равенству никто не стремится, так как возвыситься желает каждый отдельный человек. Люди из низов мечтают подняться только ради того, чтобы властвовать над другими.

Так как честь является принципом монархического правления, то необходимо, чтобы знать поддерживала законы. В деспотии много законов не нужно вовсе. Там все держится на нескольких идеях.

Разложение

При этом каждый из типов правления рано или поздно начинает разлагаться. Все начинается с разложения принципов. В демократии все начинает рушиться, когда пропадает дух равенства. Опасно и когда он доходит до крайности, если каждый мечтает быть равным тем, кого он избрал собою руководить.

В такой ситуации народ начинает переставать признавать власть правителей, которых сам же и избрал. В этом положении места для добродетели в республике не остается.

Монархия начинает рушиться при постепенной отмене привилегий для городов и сословий. Принцип управления этого типа разлагается, когда сановники лишают свой народ уважения, превращая его в жалкое орудие произвола.

Деспотическое государство распадается уже из-за того, что порочно по самой своей природе.

Территории

Философ Шарль Монтескье

Рассуждает Монтескье в книге "О духе законов" и о том, каким по размерам должно быть государство в зависимости от формы правления. Республика требует небольшой территории, иначе удержать ее будет просто невозможно.

Монархии являются средними по величине странами. Если государство становится слишком маленьким, то превращается в республику, а если разрастается, то лидеры государства, находясь вдали от правителя, перестают ему повиноваться.

Обширные территории - предпосылка к деспотии. В этом случае требуется, чтобы удаленность мест, куда отправляются наказы, компенсировалась быстротой их реализации.

Как отмечал французский философ, маленькие республики погибают от внешнего врача, а большие разъедает внутренняя язва. Республики стремятся объединиться, чтобы защищать друг друга, а государства-деспоты, наоборот, отделяются для той же цели. Монархия, как считал автор, никогда сама себя не разрушает, но средних размеров страна может подвергнуться внешнему нашествию, поэтому ей требуются крепости и армии для защиты границ. Войны ведутся только между монархиями, деспотические же государства совершают друг на друга нашествия.

Три рода власти

Рассказывая о трактате "О духе законов", кратком содержании этого произведения, следует упомянуть, что в каждом государстве существуют три рода власти: исполнительная, законодательная и судебная. Если исполнительную и законодательную власть объединить в одном лице, свободы ждать не стоит, появится опасность принятия тиранических законов. Не будет свободы и если судебная власть не будет отделена от двух других ветвей.

Монтескье вводит понятие политического рабства, которое зависит от климата и природы. Холод придает телу и уму определенную силу, а жара подрывает бодрость и силы людей. Интересно, что данное различие философ наблюдает не только среди разных народов, но даже внутри одной страны, если ее территория слишком значительна. Монтескье отмечает, что малодушие, которым страдают представители народов жаркого климата, практически всегда приводит их к рабству. А вот мужество северных народов сохраняло им свободу.

Торговля и религия

Французский философ

Примечательно, что более склонны к свободе островитяне, чем жители континентов. Значительное влияние на законы оказывает и торговля. Где есть торговля, там всегда нравы кротки. В странах, где люди воодушевлялись духом торговли, их дела и моральные добродетели всегда становились объектом торга. Параллельно это рождало в людях чувство строгой справедливости, противоположное стремлению к грабежам, а также тем моральным добродетелям, которые призывают преследовать исключительно свои выгоды.

О том, что торговля развращает людей, говорил еще Платон. При этом она, как писал Монтескье, смягчает нравы варваров, так как ее полное отсутствие приводит к грабежам. Некоторые народы оказываются готовы жертвовать торговыми преимуществами ради политических.

Значительное влияние на законы страны оказывает религия. Находить те, что стремятся к общественному благу, можно даже между ложным религиями. Хоть они и не ведут человека к блаженству в загробном мире, но способствуют его счастью на земле.

Сравнивая характеры магометанской и христианской религии, философ отвергал первую, принимая вторую. Для него было очевидным, что религия должна смягчать нравы людей. Монтескье писал, что магометанские государи сеют вокруг себя смерть, сами погибая насильственной смертью. Горе наступает для человечества, когда религия отдается завоевателям. Магометанская религия внушает людям дух истребления, который ее и создал.

При этом христианской религии чужд деспотизм. Благодаря кротости, приписываемой ей Евангелием, она противостоит неукротимому гневу, который побуждает правителя к жестокости и самоуправству. Монтескье утверждает, что только христианская религия помешала утвердиться деспотизму в Эфиопии, несмотря на дурной климат и обширность империи. В результате прямо внутри Африки установились законы и нравы Европы.

Злополучное разделение, которое постигло христианство около двух столетий назад, привело к тому, что северные народы приняли протестантство, а южные остались католиками. Причина этого в том, что у северных народов всегда существовал дух свободы и независимости, поэтому для них религия без видимого главы больше соответствует их представлениям о духе независимости, чем та, которая имеет осознанного руководителя в лице Папы Римского.

Свобода человека

Таково, в общих чертах, содержание трактата "О духе законов". Кратко описанное, оно дает полное представление об идеях французского философа, который утверждает, что свобода человека преимущественно заключается в том, чтобы его не принуждали к совершению действий, которые закон ему не предписывает.

Государственное право требует от человека, чтобы он подчинялся гражданскому и уголовному праву той страны, в которой он сам находится. Когда данное правило нарушается, это приводит к фатальным последствиям. Например, эти начала были нарушены испанцами, когда они прибыли в Перу. Например, инку Атауальпу было допустимо судить только на основании международного права, они же его судили, основываясь на гражданском и государственном. Француз утверждал, что верхом безрассудства при этом было то, что судить его начали на основании гражданских и государственных законов своей страны, чтобы было очевидным нарушением.

Стране обязательно требуются судебные формальности, число которых может быть максимально велико. Однако при этом граждане рискуют потерять безопасность и свою свободу; обвинитель не будет иметь возможности доказать обвинение, а обвиняемый не сможет оправдаться.

Отдельно Монтескье описывает правила составления законов. Они должны быть написаны сжатым и простым слогом, чтобы не допускать различных толкований. Не следует употреблять неопределенных выражений. Беспокойство, которое причиняется человеку, полностью зависит от степени его впечатлительности. Плохо, если законы начинают вдаваться в тонкости. Они не нуждаются в ограничениях, исключениях, видоизменениях. Данные подробности могут инициировать только новые подробности. Нельзя придавать законам форму, которая противоречит природе вещей. В качестве примера французский философ приводил постулаты Филиппа II, принца Оранского, который обещал дворянский титул и денежное вознаграждение тому, кто совершит убийство. Такой король попрал понятие нравственности, чести и религии.

Наконец, законам должна быть присуща определенная чистота. Если они предназначены для наказания людской злобы, то сами должны обладать максимальной непорочностью.

В отзывах читатели высоко оценили этот труд еще несколько веков назад, когда он был только написан. Остается этот трактат популярным до сих пор, так как время только подтвердило, насколько был прав Монтескье. Это всегда восхищало его читателей и почитателей.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.