Мангеймская система обучения: принципы, достоинства и недостатки

Система обучения — это организация деятельности учителя и учеников по определенному стандарту. Правильная организация урока поможет повысить успеваемость, дать стимул детям учиться и развиваться, будет ежедневно поднимать им настроение. Скучная и устаревшая форма обучения часто нагоняет тоску на учеников, делая весь процесс учебы обременительным и долгим. Мангеймская система обучения разработана именно для того, чтобы повысить интерес детей к учебе.

Появление мангеймской системы

Правильная организация уроков

XIX век ознаменовался тщательным пересмотром методов подхода к ученикам. Существовала тогда одна общая форма организации обучения, умный ребенок или дети средних способностей — все находились в одном классе. И все получали одинаковые задания. Классы для малоспособных учащихся не были предусмотрены. Такие ученики не могли работать в одном темпе с теми, у кого знаний больше, поэтому не проявляли особого интереса к учебе.

Педагоги старались как-то решить эту проблему, чтобы повысить заинтересованность детей. Для этого было необходимо ориентироваться именно на среднего ученика и его способности. Организация учебного процесса того времени не давала широкого разнообразия, возможны были только две формы: мангеймская и батавская.

Мангеймская система обучения зародилась в Германии, в одноименном городе Мангейм. Создателем стал Йозеф Зиккингер, который считал, что необходимо разделять учеников начальной школы по способностям, а не только по возрасту.

Именно для решения столь серьезной проблемы Йозеф предполагал, что лучше всего будет делить детей на разные классы или группы. Необходимы были четыре класса: классы для детей, имеющих средние способности, классы для умственно отсталых, для малоспособных и классы, рассчитанные на высокий уровень обучения.

А в отдельных классах система уже выстраивалась по обычному плану, причем, каждый ученик получал возможность проявить себя, ведь программа была рассчитана именно на его уровень знаний.

Зачем это необходимо?

Основатель такой формы организации учебного процесса был хорошим педагогом, который видел проблему в работе с учениками во многих школах Германии. Он считал, что эффективным обучение будет только тогда, когда ребенку будут предложены задания согласно его степени понимания и развития. В классах для способных детей будут тяжелые задачи и иностранные языки, для малоспособных — нетрудная работа и базовые правила родного языка. Нет смысла всем давать одно и то же, потому что не все дети могут выполнить эту работу, поэтому интерес к учебе пропадает. Ребенок считает, что он недостаточно хорош, поэтому находит занятие в другой сфере. Причем таковая не всегда может быть положительной.

Батавская форма организации обучения

Батавская организация

В США в небольшом городе Батавия появилась серьезная проблема — недостаток мест в школах, были переполнены. В классах были ученики не только разных способностей и знаний, но и различных взглядов, этносов, религий. Джон Кеннеди именно в Батавии впервые предложил свою систему обучения. Он отлично расписал принципы в своей книге "Батавская система индивидуального инструктирования".

Суть такой организации состояла в том, что учебный процесс состоял из двух основных частей: уроков, когда учитель работает со всем классом, и индивидуальных занятий. Последние проводились с целью скорейшей реабилитации учеников, разъяснения непонятных тем, работы с наиболее успевающими школьниками.

Работа с отстающими детьми могла быть поручена специально приглашенным педагогам из других городов. Необходимо было учитывать, что нельзя давать новые знания, пока учитель не поймет, что пройденные темы хорошо усвоены всеми без исключения. Запрещалось вместо учеников выполнять их домашние или классные задания, чтобы они сами понимали, как нужно все сделать. Единственное, что мог в этом случае учитель, — объяснить непонятные моменты. Материал должен был подаваться преподавателем своевременно и поэтапно.

Плюсы мангеймской системы обучения

классы для детей имеющих средние способности

Плюсы этой формы обучения были представлены только для способных учеников, которые сразу попадали в специализированные классы. Все задания были рассчитаны на их способности, такие дети имели возможность получать новые знания постоянно. Для них не было предусмотрено более высшего класса, поэтому учителя постоянно усложняли задачи, давали более тяжелые задания. Ребенок работал в полную силу и всегда был заинтересован в учебе.

Средние и малоспособные ученики не могли продвинуться, так как получали задания, рассчитанные лишь на их уровень, но не выше.

Минусы этой формы обучения

мангеймская система обучения достоинства и недостатки

Многие педагоги, детально изучая принципы мангеймской системы обучения, не могли не отметить серьезных недостатков.

В первую очередь, распределение учеников по классам проводилось необъективно. Учитель сам решал, кто успевают, а кто - нет. Экзамены определяли, достоин ли ученик обучаться в классе для способных, но это в корне неправильно. Экзамен — это большой стресс для ребенка, поэтому он может разволноваться и совершить ошибку, даже если на самом деле все знает. Психометрические оценки развития ребенка считались тоже оптимальным показателем, но в то время они были крайне несовершенны.

Во-вторых, ученик мог до конца своего обучения носить статус "малоуспевающего", "неспособного". Процесс перевода ребенка на другой уровень обучения не был до конца разработан, поэтому, как правило, в какой класс ученик попал при отборе, в том он и оставался до завершения обучения. Это не могло не отразиться на умственных способностях, Изначальное понимание того, что ты слабый ученик или посредственность, впоследствии оставалось на всю жизнь.

Применяется ли сегодня эта форма обучения?

школа мангеймская система обучения

Сегодня во многих школах по-прежнему ведущей остается классно-урочная форма обучения. Мангеймская система утратила популярность ввиду несовершенства.

Многие учителя все же применяют ее, но лишь косвенно. В некоторых общеобразовательных школах создают отдельные классы по типу лицея или гимназии, в которых уровень подготовки учеников значительно выше.

Такая организация учебного процесса используется на некоторых уроках или классных мероприятиях, когда учеников делят на команды. Как правило, распределение происходит именно по способностям.

Можно ли выстроить работу иначе?

Работа в группах

Вполне возможно работать с учениками без использования такой формы. Достоинства и недостатки обучения с мангеймской системой показывают, что последних гораздо больше.

В любом случае, уходить от нее совсем не рекомендуется, потому что способные ученики должны получать больше знаний, иначе им наскучит такая работа. Достаточно их отделить от остальных учеников класса и дать работу согласно умений и знаний, а с остальной частью класса работать лично. Главное правило — не игнорировать детей, потому что даже способным ученикам бывает что-то не до конца понятно. И постоянно отделять их также не рекомендуется, потому что это вызовет протест и волну негатива со стороны остальных учеников.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.