Дореволюционные шрифты России, или приключения "ять" и "йоты"

В начале XVIII века, в 1708 году по указу Петра I было введено на Руси обязательное применение нового русского шрифта. Этот шрифт для гражданского пользования состоял из смешения традиционных форм русского и латинского шрифтов тех времен.

С петровских времен и вплоть до революции шрифты подвергались совершенствованию, видоизменялись и реконструировались. Информация, передаваемая с помощью печати, востребована человеком ежедневно. Поэтому так важен вопрос качества используемых гарнитур, как в книгоиздательстве, так и в периодике.

Дореволюционный шрифт восемнадцатого века

Основным достоинством любого шрифта является ясность и простота формы букв, удобство для чтения.

Ладно разработанный шрифт способствовал распространению грамотности в России. Ведь даже первой книгой, выпущенной в комплексе использования гражданских шрифтов для обучающих книг, была "Геометрия". Она была выпущена в 1708 году Печатным двором Москвы.

первый гражданский шрифт в Геометрии

На протяжении всего восемнадцатого века шрифт дореволюционной России совершенствуется, становится более лаконичным и удобочитаемым. Убираются ненужные декоративные элементы в написании букв, укорачиваются или вовсе убираются громоздкие линии.

Стремление к единству и строгости рисунка букв становится основным принципом для улучшения качества шрифтов. Гражданский шрифт петровских времен не изменялся вплоть до середины 18-го века.

Новый стиль и художественная ценность

На историю создания русских шрифтов не могли не оказать влияния художественные ценности века и новые стили. Так, возникший на рубеже XIX-XX веков стиль модерн, повлиял на создание интересных образцов шрифтовых гарнитур, используемых в книгоиздании.

Особый интерес представляют елизаветинская, академическая и латинские гарнитуры. Эти шрифты были более компактны, чем петровские, и изображены с контрастным содержанием штрихов.

Влияние на графику и дореволюционный шрифт оказали в эти годы французские мастерские, отливающие знаки и буквы (литеры) в слова и целые фразы. Эти мастерские находились в Петербурге и принадлежали Плюшару и Равильону.

На фото: дореволюционный шрифт, образцы и варианты написания в различных гарнитурах.

различные шрифты

Недостающие буквы

Навсегда исчезли из современного шрифта такие буквы русского алфавита, как "ять", "ижица", "фита". Буквы "i", "u" не имели отношения к латинскому алфавиту.

Все происходило из-за того, что совершенствовалась грамматика и правила правописания, те знаки и буквы, которые считались лишними и только загромождающими написание, или видоизменялись, или вовсе упразднялись.

Конечно, процесс формирования дореволюционного шрифта шел постепенно, под влиянием мод и мастерских, которые принадлежали в основном иностранным компаниям.

В начале девятнадцатого века возникли александровские дореволюционные шрифты с "ять".

С середины и до конца XIX века роль законодателей мод в области литья букв и знаков играли немецкие типографии Петербурга, Риги, Тифлиса, Москвы, такие как отделения Бертольда, Кребса, Лемана. Эти типографии владели мастерством не только литья русских шрифтов, но и могли выполнить литье гравюр и рисунков русских художников.

шрифт дореволюционной азбуки

Развитие типографского мастерства

Русские мастера, граверы и художники принимали горячее участие в развитии дореволюционного шрифта. Так, в первой половине девятнадцатого века интересное написание букв наподобие "антиквы" предложил мастер шрифта Петр Волков. По эскизам гравера были отлиты тексты для "Новой российской азбуки" издания 1819 года.

В русских типографиях до революции господствовали европейские шрифты: различные виды "антиквы", египетский, "гротеск", к которым добавлялись недостающие буквы русского алфавита.

В конце девятнадцатого века на конкурентный рынок немецких типографий выходит типография Академии наук. Императорской типографической мастерской удалось разработать шрифты, которые используются с небольшими новшествами, модернизацией и в наши дни различными издательствами.

Ныне употребляемый академический вариант шрифта был впервые отлит в 1910 году.

объявления 1912 года

Дореволюционный шрифт и современность

Интерес к развитию типографского искусства не ослабевает и в наше время. По-прежнему актуальны такие качества шрифта, как красота, изящество, читаемость, возможность многократного воспроизведения.

Все русские дореволюционные шрифты на заре развития типографского искусства набирались вручную. Это требовало больших сырьевых и трудовых затрат.

В первой половине XX века начинают использоваться строкоотливные наборные машины. Конечно, унификация печати потребовала и упрощения шрифтов. В первые два месяца после революции из алфавита были изъяты такие "бесполезные", по мнению молодой власти, знаки и буквы, как i, ъ ("ять") и Q ("фита").

Кроме того, требовалось унифицировать алфавит для обучения тех присоединенных народов в результате политических преобразований, у которых вообще не существовало современной письменности.

Требования времени наложило свой отпечаток и волю на дореволюционные шрифты, повлияло на графику букв, когда основной упор делался на простоту типографского письма.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.