Газета "Епархиальные ведомости": общее описание, история

"Епархиальные ведомости" - это церковное издание газет, которое выпускалось с 1860 по 1922 год. В данном проекте принимали участие 63 епархии Русской Православной Церкви. Данный проект был разработан в 1853 году Херсонским архиепископом. А представлен Священному синоду лишь спустя шесть лет. Синоду понравилась задумка, и утверждение программы было подписано в ноябре 1859 года. А в конце декабря того же года был разослан указ по епархиям о начале издания "Епархиальных ведомостей". История церковных газет очень интересна и познавательна, ее стоит изучить подробнее.

Суть церковного проекта

Томские ведомости

Подавая ходатайство о начале нового церковного проекта, Херсонский архиепископ излагал следующие соображения:

  1. Издание "Ведомостей" существенно снижало потребность в переписке многочисленных бумаг и документов.
  2. "Ведомости" могли уменьшить количество лжеучений, они сближали епархиальное управление с паствой.
  3. "Ведомости" избавят местное духовенство от различных поездок, и основные новости можно будет узнать из издания.

Известно, что после начала выпуска газеты число церковных переписок снизилось в два раза. Издание облегчило информирование местных духовенств. "Ведомости" освещали информацию о состоянии духовных училищ, благочиннических съездов, избрании духовных лиц, также велось обсуждение общехристианских вопросов.

Местные "Ведомости"

Уфимские ведомости

Начиная с 1860 года благодаря ходатайству Ярославского епископа стали издаваться местные "Епархиальные ведомости". "Ярославские ведомости" опередили херсонские на пару месяцев. После чего стали печататься и другие местные издания церковных новостей: польские, литовские, архангельские, енисейские, кавказские, ставропольские, камчатские и др. Некоторые издания или их часть имели нестандартное название. Например, "Духовный вестник Грузинского Экзархата", "Архангельские епархиальные известия", "Известия по Казанской епархии", "Рижский епархиальный листок", "Известия по Санкт-Петербургской епархии", "Холмско-Варшавский епархиальный вестник" и т. д.

Ведомости выходили два раза в месяц, а некоторые из них - каждую неделю. Журналы состояли из двух частей: официальной и неофициальной. В официальной освещались указы епархиального начальства и государственных учреждений, нормативно-правовые акты императора, различные отчеты и прочая информация церковных организаций и епархиальных учреждений.

Во второй части печатали издания святых отцов, проповеди, поучения, духовные советы, беседы, церковно-исторические труды, исторические сведения о епархиях и многое другое. Некоторые издания "Епархиальных ведомостей" были выпущены в виде книг, брошюр и листовок.

Воронежские издания

"Воронежские епархиальные ведомости" выпускались с 1 января 1866 года по 1909 год. Сначала газеты выходили дважды в месяц, а начиная с 1910 года - еженедельно.

Выпускалось издание Задонской и Воронежской епархиями. Помимо самого журнала, печатались и приложения к нему. В журнале освещались важные указы, официальные акты. В приложении печатались статьи назидательного характера. Начиная с 1868 года журнал был разделен на официальную и неофициальную части с сохранением отдельных приложений. А в 1877 году издание приняло старую форму, в которой неофициальная часть располагалась в приложении. Позже такие приложения стали именоваться "неофициальной частью".

В первые годы жизни издания в нем печатались переводы творения Климента Александрийского, апостола Ерма, Оригена, блаженного Августина и т. д. С 1872 по 1883 год издание печатало "Месяцеслов" святых, также освещалось много информации о местных святых. Например, о Тихоне Задонском и Митрофане, о Воронежском епископе. Издавались многочисленные статьи о церковных праздниках, описывались определенные Евангельские события, события, происходившие в древних церквях, исторические факты о поместных церквях. Некоторые из статей не были изданы сразу, но спустя долгое время их все же напечатали.

"Воронежские епархиальные ведомости" не уделяли большого внимания истории местных церквей, так как в Воронеже издавалось несколько других газет, которые сполна уделяли внимание истории своего края. Больше внимания уделяло издание истории всея Руси и Русской церкви. Был напечатан цикл рассказов о просвещении Руси и русского народа, уделялось внимание Большому Московскому собору 1666-1667 годов. Описание местных монастырей, церквей и духовных училищ все же было издано. Зачастую в вестнике печатались биографии различных местных духовных деятелей.

В приложении печатались работы священнослужителей, поучения, беседы, неофициальное описание священных собраний и многое другое. Просуществовало издание до 1918 года.

В 1990 году начинает издаваться вновь "Воронежский епархиальный вестник", с 1977 года - газета "Воронеж православный", а с 2001 года - газета "Образ".

Орловские издания

"Орловские епархиальные ведомости" начали издаваться благодаря инициативе епископа Севского и Орловского. Первый номер журнала вышел в 1865 году. Редактором "Орловских ведомостей" стал Петр Полидоров. Он служил кафедральным протоиереем в Орле, был близок к епископу и написал о нем отдельный очерк.

Целью издания "Орловских епархиальных ведомостей" стало улучшение быта духовенства, его стремлению к духовному возвышению. Журнал издавался не только для духовных лиц, но и для светских людей. Издатели старались сделать его разносторонним и интересным для всех.

Изначально в журнал входили следующие разделы:

  1. Распоряжения и постановления.
  2. Епархиальные хроники.
  3. Поучения, духовные беседы и др.

Спустя год структура издания была изменена. Он стал состоять из официальной и неофициальной частей.

В официальной печатали постановления и указы Священного Синода, разнообразные распоряжения епархиального руководства, высочайшие манифесты, отчеты, информация об увольнении и назначении, наградах, о вакансиях для церковнослужителей и священнослужителей, а также о принятии христианства людьми другой веры, которые проживали на территории Орловской епархии.

В неофициальной части издания печатались статьи духовно-поучительного характера, статистические данные о посещении церквей и храмов, о духовных семинариях и училищах, о благотворительных учреждениях. А также биографии священнослужителей, исторические сведения о святых местах, объявления, известия из других епархий.

Издание выходило пару раз в месяц. Его размер составлял от полутора до трех печатных листов. Пристальное внимание уделялось вопросам духовной жизни, здоровому образу жизни, историческим и краеведческим материалам.

За годы своего существования у журнала несколько раз менялась типография. В настоящее время "Орловские епархиальные ведомости" являются ценным информационным источником. Специалисты не раз задумывались об издании целой хрестоматии "Ведомостей".

Оренбургские издания

"Оренбургские епархиальные ведомости" выходили с 1873 по 1917 год. Журнал носил нестандартное название "Оренбургский церковно-общественный вестник". В нем печатались подробности церковной жизни епархии. Изначально журнал выпускался два раза в месяц, позже частота выхода увеличилась до 52 в год.

"Оренбургские епархиальные ведомости", так же как и многие другие, состояли из двух разделов: официального и неофициального. Редактором официальной части изначально был протоиерей Василий Ольшанский, а редактором неофициальной части журнала стал секретарь Оренбургской консистории Евфримовский-Мировицкий.

Официальная часть издания содержала распоряжения и указы Священного Синода, епархиальной и вышестоящих властей, протоколы епархиальных съездов, сведения о назначении и увольнении и т. д.

В неофициальном разделе печатались статьи об исторических сведениях края, обсуждались духовные беседы, церковные праздники, богословские вопросы, статистические данные по посещению прихожанами церквей и т. д.

Московские издания

Московские ведомости

"Московские епархиальные ведомости" - это официальное церковное ежемесячное издание. Газета начала свое существование с конца 19 века и выпускается в настоящее время. Для истории русского народа издание является ценным и важным. В нем можно узнать о священнослужителях, известных духовных лицах. Здесь отражены сведения о назначениях, увольнениях, переводах на другое место службы, о церковных наградах, о датах смерти.

"Московские епархиальные ведомости" изначально включали в себя два раздела: официальный и неофициальный.

В официальном печатались решения и указы Священного Синода, сведения о назначении и переводе на другое место службы духовных лиц, указы правительства и многое другое.

Неофициальная часть содержала поучения и наставления, рассказы и повествования о священных местах епархии, неофициальные описания церковных заседаний и др.

Смоленские издания

"Смоленские епархиальные ведомости" - это издание газет Смоленской епархии, которое выпускалось с 1865 по 1918 год. Издаваться журнал стал благодаря инициативе редактора Смоленской духовной семинарии Павла Лебедева. Первый номер "Смоленских епархиальных ведомостей" вышел в 1865 году.

Как и другие подобные издания, журнал состоял из официальной части и "прибавления". Позже оно стало называться неофициальной частью.

Прибавление содержало в себе разнообразные проповеди, беседы, наставления, сведения о духовенстве епархии и статистику приходов в храмах, церквях, монастырях.

Официальная часть, как обычно, содержала в себе официальные указы, документы и материалы.

Редакторами "Смоленских епархиальных ведомостей" являлись в разное время протоиерей Даниил Петрович Лебедев, протоиерей Павел Ефимович Образцов, Павел (Лебедев), Иван Александрович Морошкин, Сергей Алексеевич Солнцев, Николай Александрович Виноградский, Николай Николаевич Соколов, Николай Никитич Редков, Петр Алексеевич Чельцов, Семен Николаевич Самецкий.

Газета выпускалась два раза в месяц. Изначально ее тираж составлял 800 экземпляров, 600 из которых распространялись между епархиями. "Смоленские епархиальные ведомости" в 1918 году прекратили свое существование. Издание возобновило свою деятельность лишь в 1991 году. Название журнала не изменилось.

Екатеринбургские издания

"Екатеринбургские епархиальные ведомости" издавались с 1886 по 1917 год в Екатеринбургской епархии.

Издание по обыкновению содержало официальную и неофициальную части. В официальной печатались официальные документы, правовые акты, отчеты, сведения о назначениях и увольнениях, а также переводах на другое место. Здесь же публиковались важные государственные вопросы и решения Священного Синода.

Неофициальная часть "Екатеринбургских епархиальных ведомостей" содержала сведения о церковно-приходских школах, монастырях, духовных семинариях, а также поучения и наставления священнослужителей. В неофициальной части издания уделяли большое внимание нуждам образования, духовному воспитанию, проблемам старообрядчества.

Рязанские

"Рязанские епархиальные ведомости" - церковное издание Рязанской епархии. Первый журнал был выпущен в 1865 году. Священник Николай Глебов стал инициатором выпуска журнала. Священный Синод подписал указ об обязательной подписке всех епархий на "Рязанские ведомости". Как и другие подобные газеты, журнал имел официальный и неофициальный разделы.

Официальный содержал в себе распоряжения императора по Рязанской губернии, решения Священного Синода, распоряжения о рукоположении в сан, епархиальные распоряжения, списки распределения на церковно-священнические места, сведения об увольнении. Также в официальном разделе публиковались сведения о выбывших в связи со смертью.

Неофициальный раздел ведомостей публиковал сведения о значимых событиях, происходящих в Рязанской области, статьи богословского характера, информацию о школах, различных обществах, училищах и попечительствах.

Духовенством была предпринята попытка организации обратной связи с подписчиками издания. Но успехом данная попытка не увенчалась.

Начиная с апреля 1917 года "Епархиальные ведомости" сменили название на "Голос свободной церкви", а спустя год издание вовсе прекратило свое существование.

Курские издания

"Курские епархиальные ведомости" начали выпускаться с 1871 года. Как можно заметить, Курская епархия начала издавать церковные новости намного позже других епархий. Журнал выпускался два раза в месяц. Начиная с 1872 года издание стало печататься еженедельно.

Журнал Курской епархии был основан по образу других церковных журналов. В нем были размещены два отдела: официальный и неофициальный. В официальном можно было найти официальные распоряжения, указы и документы. В неофициальном печатали информацию, которой интересовалось простое население.

Где еще выпускалась церковная газета

Помимо вышеперечисленных областей, церковные издания выходили и в других районах страны. Например, были "Пензенские епархиальные ведомости". Они начали издаваться в городе Пензе в 1866 году, а закончили свое существование лишь в начале 2000 годов. "Тобольские епархиальные ведомости" издавались на территории Тобольской епархии. Период издания - с 1882 по 1919 год. "Тульские епархиальные ведомости" издавались с 1862 по 1928 год.

Выпуски "Епархиальных новостей"

В Томской епархии церковный журнал выходил с 1880 по 1917 год. Издание называлось "Томские епархиальные ведомости". В Вологде церковное издание выходило с 1864 по 1917 год. Журнал назывался "Вологодские епархиальные ведомости".

Коллекции

Пермские ведомости

Все издания новостей собраны в архивах. В настоящий момент любой желающий может найти нужный ему выпуск и прочитать. Указатель "Епархиальных ведомостей" поможет отыскать нужный номер журнала. На просторах интернета существует множество сайтов, на которых можно совершенно бесплатно прочесть или скачать интересующий материал.

Самая полная коллекция "Епархиальных ведомостей" хранится в РНБ России. За 1860-1917 годы объем этой коллекции составил более 3 миллионов листов.

Самыми читаемыми журналами "Епархиальных ведомостей", по статистике, считаются издания Орловской епархии за 1886-1987 годы, Оренбургской - за 1899 год, Воронежской - за 1882 год, Гродненской - за 1902 год, Астраханской - за 1876 год.

Церковные газеты и журналы сегодня

Благовещенские ведомости

Периодическая печать Русской православной церкви давно заняла свое место в системе журналистики и средств массовой информации. Печать церковных изданий, разделенных по территориям, берет начало в 19 веке, когда Херсонский архиепископ предложил свой знаменитый проект Священному синоду. Именно тогда газеты и журналы, посвященные церковной жизни, постепенно распространились по просторам России.

Благодаря возобновлению церковных изданий в новейшем времени возродились церкви и, конечно же, православная журналистика.

В настоящее время в состав Московского Патриархата входят 164 епархии. У каждой из них имеются свои типографии. Каждая епархия выпускает не по одному православному изданию. На самом деле в настоящий момент церковных журналов и газет на территории Российской Федерации выпускается огромное количество. Православная церковь, издавая свою литературу, не только облегчает общение между епархиями, но и призывает к посещению своих приходов все большее количество верующих.

Названия сегодняшних газет разнообразны. Основным признаком церковных изданий остается разделение читательской аудитории по территориальному признаку. Епархиальная пресса в настоящее время отличается своей латентностью, то есть скрытостью от широкой аудитории. Данный фактор значительно затрудняет ее подробное изучение. Еще одним отличительным признаком религиозных изданий является непериодичность изданий. Это связано с тем, что зачастую с данной литературой работают непрофессиональные журналисты. Многие читатели церковных журналов и газет нашего времени сталкиваются с проблемой исчезновения издания. Человек оказывается в замешательстве, не понимая, куда делась его любимая пресса.

Как определяется выбор вида издания? В настоящее время епархии останавливают свой выбор на издании газет. Это связано с более низкой себестоимостью продукта. Дело в том, что не каждая епархия может позволить себе выпуск красочного журнала. Это дорогостоящее удовольствие.

Но более крупные епархии издают религиозную литературу и в журнальном виде. Это дает возможность освещать большее количество церковных вопросов. Журналы выпускаются в следующих епархиях: Санкт-Петербургская, Тверская, Воронежская и др. Данные издания ориентируются в основном на священнослужителей. Но немало внимания уделяется в них и широкому кругу общественности. Здесь освещаются общехристианские проблемы, история религии и Церкви. "Московские епархиальные ведомости" в последнее время получили широкую популярность среди населения Москвы и Московской области. По церковным меркам, московский журнал превратился в одно из мощнейших изданий, его объем составляет более 200 страниц. Журнал пользуется большой популярностью среди верующего населения России.

"Санкт-Петербургские епархиальные ведомости", которые стали издаваться по благословению митрополита Иоанна в 1990 году, выбрали свой путь. Журнал издается тиражом 50 000 экземпляров. Он обладает нестандартным форматом. Его размер равен листу А4, толщина - 90 страниц. Журнал ориентируется на миссионерское направление. Главной целью издания является призыв невоцерковленных людей к вере. "Санкт-Петербургские епархиальные ведомости" имеют два раздела: официальный и неофициальный. Первый из которых составляет лишь несколько страниц. Основная же часть приходится на обсуждение общечеловеческих проблем и жизненных вопросов.

Разные издания, придерживаясь основных традиционных принципов церковных ведомостей, могут существенно отличаться друг от друга, обладать своим индивидуальным лицом.

И все же наиболее издаваемым видом религиозной литературы остается газета. Председатель Издательского Совета Московского Патриархата в 1998 году сказал: «Самым распространенным видом издательской деятельности в епархиях является издание епархиальной газеты. Она может быть многополосной или представлять собой всего лишь листок, но так или иначе она несет в себе информацию о жизни епархии. Среди епархий, по которым у нас имеются сведения, лишь в двух отсутствует епархиальная газета. Более того, в ряде случаев в епархии издается не одна, а одновременно несколько газет (при этом я не имею в виду Московскую и Петербургскую епархии, где положение с издательской и журналистской деятельностью особое). Так, в Тверской епархии, помимо газеты «Православная Тверь», издаются также газеты в Кимрах и Ржеве; в Воронежской - «Воронеж Православный» и «Липецк Православный»; в Екатеринбургской - «Монастырский благовест».

"Нижегородские епархиальные ведомости" являются ярким доказательством хороших показателей данной прессы. Это молодое издание, которое развивается достаточно быстрыми темпами. Тираж "Ведомостей" увеличивается с каждым днем. Газета является самым популярным изданием в своем регионе. В 2006 году на православном фестивале "Вера и слово" редакция Новгородских ведомостей получила награду в номинации "Образ любимой России". Газета выходит дважды в месяц в формате А3. Первая и последняя страницы издания цветные, остальные двухцветные. Тираж уже приближается к 30 000 экземпляров, что говорит о популярности данного вида прессы не только среди церковного круга подписчиков, но в широком общественном кругу.

Подача материала в газете достаточна интересна. Официальная информация перенесена во вторую половину номера. Она разделена на части и подается читателю небольшими порциями. Новые священнослужители, направленные на служение в Новгородскую область, представляются читателю не сухим неинтересным списком, а с подробным описанием. В газете размещают краткую информацию о них и фотографии.

Церковные ведомости в жизни общества

Тобольские ведомости

В общественной жизни церковная литература играет огромную роль. В настоящее время многие преподаватели используют "Епархиальные ведомости" для изучения истории церкви, роли духовенства в политической, экономической и социальной жизни государства. Такие издания, существовавшие практически в каждой области, являются важным источником информации.

В основном данные исторические источники используются для изучения следующих материалов:

  • генеалогия священно- и церковнослужителей;
  • истории о пожертвованиях на церкви и храмы;
  • церковно-административное устройство епархий;
  • социальная деятельность духовенства.

Генеалогия священно- и церковнослужителей отличается от составления генеалогического древа представителей других сословий. Здесь необходимо владеть дополнительной информацией, которую можно узнать из "Епархиальных ведомостей". Например, клировые ведомости, послужные списки. Здесь же можно узнать возраст, семейное положение, образование какого-либо определенного служителя определенной церкви.

Изучение истории о пожертвованиях на церкви и храмы дает возможность узнать много интересных фактов о храмостроительстве в России. В "Епархиальных ведомостях" размещены имена благотворителей, суммы пожертвований, даты и многое другое.

Об истории социальной деятельности духовенства можно узнать из отчетов православных общественных организаций. Такие отчеты обычно располагались в официальной части издания.

Информация о церковно-административном устройстве епархий можно получить из списков благочиний и распределений.

Газету "Епархиальные ведомости" можно по праву назвать одним из величайших церковных проектов. Начало издания религиозной литературы поспособствовало уменьшению переписки, избавило священнослужителей от лишних бесполезных поездок. Ведомости стали не только способом просвещения, но и способом общения между церквями и епархиями. Таким образом священнослужители смогли узнавать важные новости, ради которых ранее приходилось совершать длительные поездки. Разделение издания на две части - официальную и неофициальную - означало, что литература предназначена не только для духовенства, но и для простого народа. Практически в каждой губернии имелось свое издание, типография. "Епархиальные ведомости" помогли возродить церковь после гонений. Немалой их заслугой является приобщение населения к вере. В настоящее время издается достаточно много православных газет и журналов. Примечательно, что такая литература интересна и простому читателю. В ней освещаются общечеловеческие и христианские проблемы, святыни и святые места, религиозные туры и паломнические поездки. Официальная часть изданий намного уменьшена, ведь сейчас век информационных технологий, и у духовенства есть множество других способов обмена информацией. И все же "Епархиальные ведомости" внесли огромный вклад в развитие культуры России. Они ценятся не только историками, но и простым народом.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.