Роберт Блох, "Психоз": описание, особенности и отзывы

"Психоз" - книга Роберта Блоха 1959 года. Роман рассказывает историю Нормана Бейтса, сотрудника мотеля, который борется с властной матерью и оказывается втянутым в серию убийств. Роман широко признан читательским сообществом и считается одной из самых влиятельных книг ужасов 20-го века.

Об авторе

Автор романа "Психоз"

Роберт Альберт Блох (5.04.1917-23.09.1994) - американский писатель-фантаст, писавший в основном в жанрах криминальной беллетристики, ужасов, фэнтези и научной фантастики. Он известен прежде всего как автор романа "Психоз", ставшего основой для фильма с одноименным названием, снятого Альфредом Хичкоком. Кроме того, "Психоз" Роберта Блоха послужил основой для ряда других, менее успешных кинолент.

Блох написал сотни рассказов и более 30 романов. Он был одним из самых молодых членов кружка Лавкрафта и начал свою профессиональную писательскую карьеру сразу после окончания учебы, в возрасте 17 лет. Он был протеже Г. Ф. Лавкрафта, который был первым, кто всерьез заметил его талант. Однако хотя Блох начал свою карьеру, подражая Лавкрафту и его идее "космического ужаса", позже он стал специализироваться на криминальных историях и историях ужасов.

В начале своей карьеры Блох был автором таких журналов, как "Странные сказки", а также плодовитым сценаристом и основным автором научно-фантастических журналов и фэндома в целом.

Он выиграл премию "Хьюго", премию Брэма Стокера и премию World Fantasy Award. Блох был президентом организации "Писатели-фантасты Америки". Был членом Гильдии писателей Америки и академии кинематографических искусств и наук.

Сюжет: завязка

Первый выпуск романа "Психоз"

Норман Бэйтс, холостяк средних лет, находится во власти своей матери, злобной пуританской старухи, которая запрещает ему жить своей жизнью. Они вместе управляют небольшим мотелем в городе Фэрвейле, но с тех пор, как штат переместил шоссе вдаль от отеля, дела пошли на спад. В разгар жарких споров между ними приходит клиент, молодая женщина по имени Мэри Крейн.

Мэри в бегах после того, как импульсивно похитила 40 000 долларов у клиента компании по недвижимости, где она работает. Она украла деньги, чтобы ее парень, Сэм Лумис, погасил долги и они наконец смогли пожениться. Мэри прибывает в мотель после того, как случайно свернула с главной дороги. Обессиленная, она принимает приглашение Бейтса поужинать с ним в его доме. Приглашение, которое вызывает у миссис Бейтс ярость. Она кричит: "Я убью эту суку!". Эти слова не прошли мимо ушей Мэри.

Развитие действия

Во время обеда Мэри мягко предлагает, чтобы Бейтс поместил свою мать в психиатрическую больницу, но он отрицает, что с ней что-то не так. "Мы все иногда сходим с ума", - заявляет он. Мэри пожелала спокойной ночи и вернулась в свою комнату. Через несколько мгновений фигура, похожая на старуху, пугает Мэри ножом мясника, а затем обезглавливает ее.

Бейтс, который потерял сознание после обеда, возвращается в мотель и находит кровавый труп Мэри. Он убежден, что его мать - убийца. Он рассматривает вопрос о том, чтобы посадить ее в тюрьму, но передумывает после того, как ему приснился кошмар, в котором он тонет в зыбучих песках. Его мать приходит, чтобы утешить его, и он решает избавиться от тела, вещей и машины Мэри в болоте и продолжить жить так, как раньше.

Тем временем сестра Мэри, Лила, рассказывает Сэму об исчезновении ее сестры. Вскоре к ним присоединяется Милтон Арбогаст, частный сыщик, нанятый боссом Мэри для получения украденных денег. Сэм и Лила соглашаются позволить Арбогасту вести поиски девушки. В конце концов Арбогаст встречается с Бейтсом, который говорит, что Мэри ушла после одной проведенной в мотеле ночи; когда Милтон Арбогаст просит поговорить с миссис Бейтс, тот ему отказывает. Это вызывает подозрение у Арбогаста, и он звонит Лиле и говорит ей, что попытается поговорить с миссис Бейтс. Когда он входит в дом, та же загадочная фигура, которая убила Мэри, устраивает ему засаду в фойе и убивает его бритвой (судя по отзывам на "Психоз" Роберта Блоха, это самый зловещий и интригующий момент в книге).

Норман Бейтс

Кульминация

Сэм и Лила отправляются в Фэрвейл, чтобы найти Арбогаста и встретиться с городским шерифом, который говорит им, что миссис Бейтс уже несколько лет как мертва. Она покончила с собой, отравив своего возлюбленного и себя.

Сэм отвлекает Бейтса, пока Лила идет за шерифом, но на самом деле она проникает в дом, чтобы провести собственное расследование. Там она находит различные книги по оккультизму, патопсихологии, метафизике, одна из которых полна порнографических изображений. Во время разговора с Сэмом Бейтс говорит, что его мать только притворялась мертвой. Он общался с ней, пока та находилась в медучреждении. Затем Бейтс говорит Сэму, что Лила обманула его и пошла к дому и что его мать ждала ее. Затем Бейтс бьет Сэма по голове бутылкой с ликером. Тот теряет сознание.

В доме Лила с ужасом обнаруживает мумифицированный труп миссис Бейтс на полу в погребе. Пока она кричит, в комнату врывается фигура с ножом - Норман Бейтс, одетый в одежду своей матери. Сэм приходит в сознание, входит в комнату и обезвреживает Нормана, прежде чем он сможет причинить вред Лиле.

Развязка

В полицейском участке Сэм разговаривает с психиатром, который осматривал Бейтса, в то время как бригада спасателей работает, доставая автомобиль и тела Мэри и Арбогаста из болота. Сэм узнает, что Бейтс и его мать жили вместе в состоянии полной взаимозависимости с тех пор, как его отец бросил их, когда он был еще маленьким ребенком.

Со временем замкнутый, неуклюжий и наполненный кипящей яростью Норман стал тайным трансвеститом, выдавая себя за свою мать. Книжный червь, он увлекся оккультизмом, спиритизмом и сатанизмом. Когда его мать привела любовника по имени Джо Консидайн, Бейтс из-за ревности отравил их обоих, подделав предсмертную записку своей матери. В попытках подавить в себе вину за убийство у него развилось раздвоение личности. Он забрал труп матери с кладбища и сохранил его. И всякий раз, когда галлюцинации проявлялись, он много пил, одевался в ее одежду и говорил сам с собой ее голосом. Личность "матери" убила Мэри, потому что она ревновала к Норману, чувствующему привязанность к другой женщине.

Бейтс был объявлен душевнобольным и помещен в психиатрическую больницу на всю жизнь. Дни спустя личность "матери" полностью захватывает разум Бейтса; он фактически становится матерью сам себе.

Кадр из фильма "Психо"

Отзывы о книге

  • "Психоз" удивительно читабелен и, в свою очередь, правдоподобен и ужасен. Читатель получит много удовольствия от чтения романа, и можно сказать, что в целом книга по-прежнему запоминающаяся спустя пятьдесят лет после ее первой публикации. Чтение романа может просто удивить вас.
  • Книга многим нравится не меньше, чем фильм, но по разным причинам. Фильм страшнее, но роман раскрывает психологию всех персонажей, он гораздо более содержательный, чем просто фильм ужасов. Стиль письма Блоха хорошо подходит материалу - свободный, местами почти нуар. Определенно рекомендуется к прочтению, даже если вы уже видели фильм.
  • На самом деле это хорошо написанная книга. И это классика. Блох утверждал, что все, что сделало фильм таким замечательным, есть и в книге: убийство главного героя в начале книги, точно так же, как Хичкок сделал в фильме. Вообще фильм и книга отлично дополняют друг друга.

Аллюзия на реальные события

В ноябре 1957 года, за два года до публикации книги Блоха "Психоз", Эда Гейна арестовали в своем родном городе Плейнфилде, что находится в штате Висконсин, за убийство двух женщин. При обыске его дома полицейские обнаружили мебель, столовое серебро и даже одежду из человеческой кожи и некоторых частей тела. Исследовавшие его психиатры предположили, что он мог притворяться своей мертвой матерью, которую соседи описали как пуританку, которая доминировала над сыном.

Во время ареста Гейна Блох жил совсем недалеко от Плейнфилда, в Вейавеге. Хотя Блох в то время не знал о случае Гейна, он начал писать с "мыслью, что соседний человек может быть чудовищем, который не фигурирует даже в сплетнях жизни маленького городка". Роман, один из нескольких, которые Блох написал о безумных убийцах, был почти завершен, когда Гейн и его действия были раскрыты, поэтому Блох вставил ссылку на Гейна в одну из последних глав. Несколько лет спустя Блох был удивлен, когда его внимание привлекли новости о жизни Гейна в изоляции от религиозно-фанатичной матери. Блох обнаружил, "насколько близко воображаемый персонаж, которого я создал, напоминал настоящего Эда Гейна и в явном виде, и в его побуждениях".

Классический фильм ужасов

Продолжения романа

Блох написал два продолжения: "Психоз II" (1982) и "Дом психопата" (1990). Ни один из них не был связан с продолжениями фильма. В романе Роберта Блоха "Психоз II" Бейтс сбегает из больницы, маскируясь под монахиню, и отправляется в Голливуд. В романе "Дом психопата" убийства начинаются снова, когда мотель Бейтса вновь открывается как туристическая достопримечательность.

В 2016 году была выпущена четвертая книга под названием "Психоз Роберта Блоха: Санитариум", написанная Четом Уильямсоном. Сюжет развивается между событиями оригинального романа и "Психозом II", рассказывая о событиях, имевших место в государственной больнице для душевнобольных, где Бейтс находится в стационаре.

Обложка книги "Психоз"

Экранизации

"Психоз" Блоха был адаптирован в 1960 году для художественного фильма режиссера Альфреда Хичкока. Адаптация была написана Джозефом Стефано, главные роли исполнили Энтони Перкинс (Бейтс) и Джанет Ли (Марион Крейн). Хичкок помог разработать рекламную и маркетинговую схему для своего фильма, которая основывалась на том, что критики не будут иметь возможности участвовать в предварительном показе и что никто из них не будет допущен в кинотеатр после начала фильма. Рекламная кампания также призывала аудиторию не раскрывать окончание сюжета. Хичкоковская версия фильма заняла первое место в списке ста самых захватывающих фильмов по версии Американского института кинематографии. Спустя двадцать три года после выхода фильма Хичкока и через три года после смерти режиссера вышли один за другим еще три фильма-сиквела - "Психо II", "Психо III", "Психо IV: В начале".

Джанет Лейт в роли Мэри

Гас Ван Сэнт снял римейк оригинального фильма в 1998 году, взяв за основу оригинальный "Психоз" Роберта Блоха, в котором практически каждый ракурс и линия диалога дублировались от оригинала. В главных ролях: Винс Вон - Бейтс, Энн Хеч - Марион Крейн. Этот фильм был плохо встречен критиками и провалился в прокате.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.