Архитектурные стили и их особенности. Романская архитектура. Готика. Барокко. Конструктивизм

Архитектура - это и процесс, и продукт планирования, проектирования и строительства зданий или любых других сооружений. Архитектурные работы в материальной форме зданий часто воспринимаются как культурные символы и как произведения искусства. Исторические цивилизации часто отождествляются с их сохранившимися достижениями.

В разрезе архитектуры мы конечно же можем поговорить о ее разновидностях, а именно стилях, каждый из которых отличается, вносит что-то новое. Сочетаясь друг с другом, они и создают то самое архитектурное разнообразие, к которому мы так привыкли.

В статье рассматриваются главные архитектурные стили и их особенности (Западная, Центральная Европа и Россия), начиная со средних веков, определяются особенности и отличительные признаки различных стилей, отмечаются лучшие образцы сооружений, различия разработки стиля в разных странах, указываются основоположники и продолжатели каждого из стилей, описываются временные рамки существования стилей и переходы от одно стиля к другому.

Что такое архитектурный стиль

Начальные его варианты появились при возникновении первых больших цивилизаций, каждая из которых оставила свой след в архитектуре. Кто не знает о египетских пирамидах, сфинксах или о зиккуратах Южной Америки. Пожалуй, не найдется ни одного человека хотя бы немного знакомого со строениями разных цивилизаций.

Но тема главных архитектурных стилей и их особенностей в глобальном масштабе слишком обширна, вернемся к Европе. Именно здесь есть множество различий и можно рассмотреть их главные особенности.

Романский стиль и его особенности

Романский стиль

Одним из первых стилей зодчества в средние века следует считать романский стиль, который широко распространился в XI-XII веках и был порождением крестовых походов, междоусобных войн и Европы, еще не разделенной на государства. Наличие общего стиля не исключало существования различных местных архитектурных школ. Пока выделяются только города, имеющие свою власть, сами себя защищающие, концентрирующие товары и деньги и часто переходящие из рук в руки. От архитектурных сооружений того времени требовалась прежде всего защитная функция. Поэтому как крепостные стены городов, так и здания в городах должны были быть прежде всего большими, массивными и способными защитить горожан.

Уходят от применяемых ранее материалов, заменяют дерево на другие, более прочные. Это камень и кирпич, дополненные металлическими деталями (железо, бронза). Окна в таких зданиях (обычно это храмы и замки, а затем и дворцы феодалов) делались небольшими и узкими, стрельчатыми, расположенными в верхних частях зданий для защиты от огня и стрел. Большинство замков располагались на горе или вершине одного или ряда холмов. Сооружения возвышались над окружающими постройками и воспринимались как одна нерушимая твердыня. Ядро крепости составляла обычно круглая (реже квадратная) башня – донжон - убежище феодала. К раннему романскому стилю можно отнести замки и дворцы в большинстве стран Западной и Средней Европы. Замок в Лоше (X век), крепость Гайар, город–крепость Каркассон (XIII-XIV века), Аббатство Мон Сен Мишель (заложен в XI веке) во Франции лучше других сохранили свой первоначальный облик. Характерны для романских храмов и сводчатые подземные помещения – крипты, которые предназначались для хранения реликвий и погребений. В плане романский храм – латинский крест и башня со шпилем в центре. Интерьер воздействует мощью пространства, удлиненной и высокой средней частью, обилием тяжелых арок и массивных колонн. Он порождал ощущение спокойного величия и неподвижности. Традиционные римские формы были приняты без изменений: гладкие стены, полуциркульные арки, колонны и столбы. В ранний период капители колонн покрывались орнаментом. Это были изображения растений и животных, в эпоху зрелости стиля частенько применяется уже капитель со скульптурами.

Готическая архитектура

Нотр-Дам-де-Пари

Романский и готический стили в средневековье были исключительными и повсеместными в Европе. Религиозное по форме сурово-торжественное готическое искусство более духовно, чутко к жизни и человеку. Это храмы статики, привязанные к месту согласно архитектурному стилю. Готика – более зрелый представитель средневековья, чем романский.

Каждый средневековый город гордился в XIII-XVII веках соборами, ратушами, биржами, крытыми рынками, госпиталями, сосредоточенными обычно вокруг треугольной площади, к которой текли разномастные улочки. Грандиозные готические соборы резко отличались от церквей романского стиля. Они были высоки, вместительны, нарядно декорированы. Их формы поражали динамичностью, легкостью и живописностью, определяли и строили пейзаж. Вслед за соборами вверх устремлялись жилые застройки: увеличивалось количество этажей, вытягивались вверх двускатные щипцовые крыши. Город развивался вверх. Собор был центром жизни города. Движение построек вверх обусловливалось стремлением души к небу и теснотой городской застройки внутри крепостных стен. Башни соборов были одновременно дозорными и играли роль пожарной вышки. Иногда их увенчивали фигурой петуха - символом бдительности.

Готика, как и другие архитектурные стили и их особенности, применяла множество конструктивных новинок: сложной и логичной становится система свода, появляется устойчивая каркасная система, появляются внутренние ребра-нервюры и внешние опоры – контрфорсы. Сводчатые перекрытия до предела облегчаются, широкие пролеты и различные отрезки пространства перекрываются, свод поднимается и храм наполняется светом. Характерная черта готики как стиля – стрельчатая арка. Ее повторение в рисунке свода, окон, порталов усиливает ощущение легкости и изящества. Классические примеры готики – соборы Франции в Париже, в Амьене, Реймсе, Шартре.

Ренессанс в архитектуре

Браманте (Возрождение)

Говоря об архитектурных стилях, нельзя обойти вниманием и сооружения эпохи Ренессанса, характеризующейся интересом к человеку как мыслящей и чувствующей личности, возвращению к лучшим образцам античности. Первым архитектором ренессанса принято считать Ф. Брунелески - мастера возведения куполов. Он применяет в своих работах во Флоренции новые конструкции, каркасную систему зданий, новые формы и способы постройки купола. В этом же городе работают и его последователи, создатели дворцов Ручеллаи и Строцци, Альберти и Бенедетто да Майано.

Представители высокого Возрождения: Браманте, Сангалло и Палладио работали в Риме, соединяя античные римские элементы с современными им традициями. Творчество Палладио несомненно продвинуло развитие зодчества, обусловив архитектуру классицизма в Англии, Франции и России.

Наступление феодально-католической реакции в XVI веке приводит к тому, что в архитектуре усиливаются условно декоративные элементы. На смену Ренессансу приходит эпоха барокко.

Архитектурный стиль барокко и его особенности

Стиль Барокко

В лучших произведениях каждого стиля явно просматривается общее направление движения: вниз - у романского стиля, вверх - у готики, к алтарю - у барокко.

Черты барокко: тяготение к максимально большим размерам, сложным формам, монументальности и пафосу. Отсюда идет идеализация образных решений, повышенная эмоциональность, гиперболичность, изобилие богатых аксессуаров и деталей. Архитекторы барокко используют сложные ракурсы, световые и цветовые контрасты. Скульптура и живопись подчиняются архитектуре, находясь с ней в постоянном взаимодействии. В это время создаются архитектурные ансамбли, включающие природу, преобразованную человеком. Блестящим центром барочной архитектуры становится Рим.

Архитекторы барокко не вводят новые типы зданий, но находят для старых построек новые композиционные и декоративные приемы, которые совершенно меняют форму и содержание архитектурного образа. Ф. Борромини заменяет прямые линии и плоскости изогнутыми, скругленными, извивающимися. В палаццо Барберини, вилле дЭсте в Тиволи зодчим мастерски использованы рельеф местности, водоемы, павильоны и скульптурные группы.

Барочные Работы Бернини (архитектор, скульптор, живописец): церковь Сант Андреа в Риме, окончание многолетнего строительства собора Св. Петра в Риме. В проект строительства собора, кроме грандиозной колоннады (сотни колонн), включены были два фонтана и обелиск между ними.

Следующим этапом и ступенью развития архитектуры становится классицизм.

Сравнение барокко и классицизма

Триумф централизованного государства и единовластия отражается в монументальных сооружениях. Ансамбли обретают невиданные масштабы. Самый яркий пример такого ансамбля – Версаль в 17 км от Парижа. При его строительстве были применены ордерные системы античности. Целостность в построении объемов и композиций зданий повторяет Рим и Грецию, утверждается строгий порядок и симметрия (французские парки).

Лувр как произведение зрелого классицизма послужил образцом для многих государственных учреждений Европы.

А в Риме продолжается парадное шествие барокко: Испанская лестница, большие христианские базилики Сан Джованни и Санта Мария Маджоре, перегруженная деталями композиция фонтана Треви. Барокко и классицизм идут рядом.

Стиль барокко предполагал рассматривание и любование деталями. Классицизм же требовал зрительского охвата всего ансамбля разом с его природным и созданным человеком окружением.

Изысканный стиль рококо

С угасанием XVII века стили барокко и классицизма сменяются новым художественным направлением - рококо. Архитектура в этом стиле постепенно отходит от грандиозных ансамблей, однако тяга к роскоши лишь приобретает новую форму. На смену замку XVII века приходит городской дом – отель, утопающий в зелени садов. Это, как правило, небольшой особняк аристократии или разбогатевших купцов и ростовщиков. В особняках рококо характерное для классицизма единство наружного внутреннего распадается, нарушается логическая ясность, четкость и подчинение частей целому, но криволинейность и изящество способствуют впечатлению легкости и жизнерадостности.

Типичный образец интерьера рококо – интерьер отеля Субиз Ж. Боффана. Пространство задается овалом в плане отеля. Все детали отделки переплетаются, играют и сверкают, зеркала многократно отражают изгибы, расширяя пространство и уводя от реальности. Отличительные признаки архитектурного стиля рококо налицо.

К середине 1750-х стиль рококо подвергается резкой критике. Сравнение рококо, барокко и классицизма оставляет победу за последним.

В Париже Ж. А.Габриэль (площадь Согласия) и Суфло (Храм Пантеон) уже возвращаются в работах к тенденциям божественных пропорций классицизма.

Работа К. Н. Леду - проект промышленного города

Проблему городского ансамбля К. Н. Леду решает, идя от классики, но в то же время смело ломая ее каноны, отказываясь от ее деталей и украшений. Основное значение в его работах имели суровые геометрические объемы, мощная каменная кладка.

Леду создал проект промышленного города Шо и частично его осуществил. В ансамбль входили Дом Дружбы, Дом Братства, Дом Воспитания. Этот проект - предтеча конструктивистских идей и построек советского периода в России.

Ампир как архитектурный стиль

Стиль Ампир

Во время Наполеона искусство как при Людовике XIV подвергается строгой государственной опеке. Классицизм перерождается в тяжеловесный и торжественный стиль ампир. Он умел придавать зданиям самого различного назначения античные архитектурные формы. Излюбленным мотивом ампира становится мотив триумфальной арки. Архитектор Ф. Шальгрен завершает Триумфальную арку в честь императора на площади Звезды в Париже, которая заканчивает панораму города. Арка несет печать холодной парадности. Ш. Персье воспроизводит античную арку на площади Карусель. Стиль ампир забирается в тяжеловесную мебель, в дополнения интерьеров, где присутствуют мотивы сфинксов, грифонов, химер.

Ампир – последний большой стиль XIX века.

Эклектика

Промышленное производство ширится, прирост населения вызывает жилищную нужду, проблемы дорог требуют развития архитектурных направлений. Архитекторы напрямую зависят от заказчиков-предпринимателей. Строительство в городах ведется без генеральных планов. Главное условие строительства – экономичность, дешевизна и удобство. Появляются всевозможные элементы эклектики, старые стили смешиваются в новых постройках. Специфический язык, основанный на применении в архитектуре новых инженерно-конструктивных форм, еще не успели выработать. Господство эклектики и подражание самым разным архитектурным образцам будет тянуться до конца века.

Новый век - новая архитектура

Все более общественным становится техническое развитие, бурно растет производство. Потребность в размещении рабочей силы требует ликвидации жилищной нужды. Все это вызывает массу насущных, требующих безотлагательного решения, архитектурных проблем.

Зодчество не может быть оторвано от решения этих задач, поставленных жизнью. Поэтому в XX веке сложились все условия для подъема архитектуры. На смену эклектике XIX века приходят поиски цельного стиля, основанного на применении новых конструкций и материалов. Это сталь, бетон и железобетон, стекло, висячие покрытия, фермы.

Предвестником его архитектуры стала Эйфелева башня, возведенная на Всемирной Парижской выставке 1889 года. Г. Эйфель изначально понимал, что она лишена какого-либо утилитарного значения и использования. Сколько же упреков и ругани выдержал за этот самый посещаемый туристами объект архитектуры Парижа его автор.

Стиль модерн значит «современный»

Гугенхайм в Нью-Йорке (Модернизм)

В конце XIX века заявило о себе направление, получившее название «модерн». Создатели конструкций этого стиля стремились к рационализации сооружений, применяя железобетон, стекло, облицовочную керамику и другие новые материалы. Но получение свободы из-за новых свойств разнообразных материалов привело к развитию поверхностного декоративизма, к нарочитой подчеркнутости кривизны.

Католики окрестили новый стиль "богохульством из стали, стекла и наглости".

Извилистые узоры металлических переплетов, балконных ограждений, изгибов кровли, криволинейные формы проемов, стилизованный орнамент нередко очень напоминали исторические стили прошлого. Модерн оказал большое влияние на декоративное и прикладное искусство, но не создал новой художественно-архитектурной системы. Решающий перелом в развитии архитектуры наступает после первой мировой войны.

Основные принципы и архитекторы постмодернизма

Постмодернизм в архитектуре 1970-2000 годов – движение, стремящееся в первую очередь к максимальной выразительности каждого из своих творений и оригинальности. Для этого постмодернизм широко пользуется творениями других архитекторов всех эпох, повторяет их, применяя самые новые строительные материалы и вписывая знакомые объекты в совершенно иную среду, частично дополняя и меняя их декор. В творениях сквозят то черты барокко, то элементы готики. Известные практики постмодернизма: Р. Вентури, А. Росси, П. Айзенман и другие. Примером постройки постмодернизма в архитектуре 1970-2000 годов может служить Кривой дом в городе Сопоте.

Появление и широкая поступь конструктивизма

Стиль конструктивизм

Старые города не отвечают духу времени. Экономичность и недостаток места требуют новых форм расселения рабочих и новых проектов расширения городов. Вокруг больших городов появляются города-сады с индивидуальными жилыми домами, рабочие поселки, промышленные города. Появляются проекты жилья с экономными типовыми квартирами для населения. Требования к домам, как и к автомашинам, типизированы. В проектирование городов нового типа, заводских поселков и крупных промышленных объектов все больше внедряются принципы унылой функционально-конструктивной системы.

В художественном образе города растет роль автострад, мостов, транспортных развязок.

Пожалуй, самое большое воздействие на архитектуру XX века оказал мэтр мировой науки зодчества Ле Корбюзье – основоположник конструктивизма, постоянно вызывавший на себя перекрестный огонь. Его идеал - простота и доскональная выверенность объемов, применение железобетона, открывшего сверх возможности для непривычных городских композиций. Именно Ле Корбюзье выдвинул идею застройки города небоскребами, полную замену его транспортной системы, мудрое зонирование всех территорий города.

Его проекты просто сметают старые представления о способах городской застройки, остающейся еще с эпохи феодализма. Наиболее известные работы Корбюзье: общежитие в Париже, вилла в Пуасси и др. В экспериментальном 17-этажном жилом доме в Марселе он стремится создать жилье, наполненное светом, воздухом и жителями.

Характер конструктивизма пояснен в здании Баухауза в Дессау. Оно включает несколько корпусов-прямоугольников. Его особенности: контрасты гладкого бетона (стены) и горизонтальных огромных окон в виде прорезей, отсутствие любых украшающих деталей, крайние степени лаконизма, т. е. наиболее типичные черты конструктивистского стиля.

Такое точное следование стилю конструктивизма сделало ансамбль сухим и скучным.

Особое значение архитектурный стиль конструктивизм приобрел в России. После Октябрьской революции он стал поддерживаться властями. Его направленность на коммунальную жизнь народа, на строительство сооружений, объединяющих людей по каким-то признакам (Фабрики-кухни, Дома культуры, Дворцы пионеров или Металлургов и т. д.) помогали поддерживать господствующие всюду идеи и лозунги единства, братства, коллективизма и прочее, что вполне устраивало советскую власть. Жилые дома строились без архитектурных излишеств, проекты стали типовыми и похожими, как близнецы, квартиры - малогабаритными. Затем одинаковые здания начали красить в разные цвета - делать красивыми и недорогими.

А врагами власти стали архитекторы, отстаивающие архитектуру как искусство, пытающиеся сохранить памятники зодчества со всякими архитектурными излишками.

Стиль хай-тек в архитектуре

Этот стиль предполагает использование сверхсовременных материалов для воплощения сверх оригинальных проектов, похожих на декорации фильмов о будущем или жизни на других планетах. Функциональность и яркость, необычность пространственных решений и жилых застроек, уникальность транспортных магистралей, промышленных комплексов переносят нас в далекое будущее. Однако постройки хай-тека выглядят достаточно тяжеловесными из-за использования брутальных материалов. Этот стиль зачастую создает напряжение и беспокойство, а иногда и страх внушает. Хай-тек лучше применять там, где нужна динамика, драйв: стадионы, концертные и кинозалы.

В основу хай-тека легли работы таких архитекторов как Н. Фостер, Р. Роджерс, Н. Гримшоу и Р. Пиано в 70-х годах XX века. Но первые попытки хай-тека начались еще в XIX веке – это Хрустальный Дворец Д. Пакстона.

Ярким примером хай-тека может служить здание «Фуджи TV», построенное в столице Японии.

Деконструктивизм как архитектурный стиль

Линейку архитектурных стилей и их особенностей закончит деконструктивизм. Он явно навеян фильмами катастроф. Стиль деконструктивизм - это архитектурное течение (началось в 80-х годах прошлого века), которое предполагает мощное агрессивное вторжение конструкций и сооружений в городской пейзаж. Работы деконструктивистов визуально разбивают устойчивость окружающей городской среды, просто деморализуют ее размерами и формой сооружений. Примерами деконструктивизма могут служить Пожарная часть Захи Хадид и Музей Фрэнка Гери.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.