Задачи и цели управленческого учета. Курсы управленческого учета и бюджетирования

Обсудить Редактировать статью
 

Цели управленческого учета сводятся к грамотной работе с данными, касающимися себестоимости продукции или услуг, а также затрат предприятия. Такая информация позволяет руководителям принимать точные и эффективные решения в рамках своих обязанностей.

Сущность управленческого учета

Как налоговый, так и финансовый учет строго регламентирован законодательством и существующими стандартами. Что касается управленческого учета, то в качестве основных ориентиров в процессе его ведения используются информационные потребности менеджмента конкретной компании.

задачи управленческого учета

По этой причине для эффективной разработки такой системы применяются разные подходы. Отличаться также могут и методы управленческого учета. Подобная система часто внедряется именно высшим руководством.

Суть управленческого учета и главная его цель - это предоставление лицам, управляющим компанией, полного объема данных, которые необходимы для эффективной работы предприятия. Объясняется это тем фактом, что руководителям часто не хватает управленческой информации.

Такой системой сбора данных часто пользуются также директора структурных подразделений и специалисты, которые отвечают за формирование и реализацию долгосрочных целей компании. При этом чем больше становится предприятие, тем сильнее руководство нуждается в разработке подсистем.

Обучение

Для эффективной работы настраивать систему управления нужно, учитывая особенности компании. Без специальных навыков специалисты предприятия сделать этого не смогут.

суть управленческого учета

По этой причине целесообразно отправить сотрудников на курсы управленческого учета. Такие обучающие мероприятия ориентированы на менеджеров высшего, среднего звена и руководителей компаний. Учиться могут также бухгалтера, экономисты и специалисты плановых отделов.

Курс «управленческий учет» в большинстве случаев ориентирован на изучение основных правил, принципов системы, особенностей составления бюджета, ценообразования и управления расходами. В программе также должна быть информация о том, как правильно выполняется анализ себестоимости продукции или услуг.

Цель такого обучения сводится к тому, чтобы руководители и специалисты предприятия смогли получить практические навыки формирования и последующего использования системы. По этой причине на курсе разбираются примеры управленческих решений в рамках использования учета данных.

Объекты учета

Система, которая позволяет контролировать и анализировать деятельность предприятия, должна быть направлена на работу с правильной базой. Если выделять основные объекты управленческого учета, то к ним можно отнести:

  • результаты хозяйственной деятельности;
  • внутреннее ценообразование;
  • расходы компаний, а также их структурных подразделений;
  • внутреннюю отчетность;
  • прогноз финансовых операций, которые будут необходимы или неизбежны в будущем.
примеры управленческих решений

В итоге можно сделать вывод, что предметом учета является производственная сторона деятельности компании и ее подразделений. Причем независимо от вида последних.

Цели управленческого учета

Выполнение основной задачи в рамках такой системы управления включает работу с разными потоками информации. Соответственно, и цели разделяются на конкретные группы:

  1. Формирование интегрированных управленческих отчетов. Сюда входит информация о результатах финансовой, инвестиционной и производственной деятельности предприятия. В такой отчет входят также данные, полученные от ключевых структурных подразделений за текущий и прошедший период.
  2. Материалы анализа влияния внешних и внутренних факторов на деятельность самой компании и ее отделений.
  3. Прогнозируемые и плановые показатели. В этом случае проводится работа с информацией, касающейся предстоящего периода. Согласно базовой теории принятия решений, руководители, прежде чем формировать конкретные задачи, составляют оперативную стратегию. Ее основная цель – выявление лучшего пути достижения долгосрочных целей компании. На данном этапе работы используются отчеты о деятельности отделений в текущий период.

Ключевые задачи управленческого учета

Если говорить о данной системе более конкретно, то можно выделить основные направления анализа и отчетности, которые используются на постоянной основе.

база управленческого учета

Речь идет о следующих управленческих задачах:

  • Определение фактической себестоимости продукции. Работа ведется также с различными видами услуг и работ. Помимо информации о себестоимости продукта, собираются данные, касающиеся плановых и нормативных показателей.
  • Учет движения и наличия трудовых, финансовых и материальных ресурсов. Информация по этим категориям направляется менеджерам.
  • Определение результатов деятельности в рамках финансовых показателей. Такие данные, поступающие от структурных подразделений, оцениваются с учетом различных позиций: центров ответственности, неполной производственной стоимости и т. д.
  • Учет доходов, затрат и отклонений по ним. В качестве основного критерия оценки берутся сметы, стандарты и установленные нормы как самой компании, так и ее структурных подразделений. Также при анализе данных учитываются существующие на предприятии технологические решения и центры ответственности.
  • Контроль и анализ финансово-хозяйственной деятельности. Учитываются данные по структуре, ее отделениям и другим центрам ответственности.
  • Прогнозирование и оценка самого прогноза. Суть управленческого учета на данном этапе сводится к предоставлению заключения о том, какие события в будущем могут оказать влияние на деятельность компании.
  • Планирование финансово-хозяйственной деятельности. Речь идет о составлении общего плана действий - как для компании, так и для ее подразделений.

Стоит отметить, что содержание отчетов может изменяться. Все зависит от их целевого значения в текущий момент.

Функции

Есть ряд процессов, которые позволяют быстро достигать целей управленческого учета. Речь идет о следующих функциях системы, делающих ее одним из эффективных инструментов управления:

  • Коммуникационная. В этом случае собирается информация, необходимая для полноценной связи различных уровней руководства и структурных подразделений. Ее использование позволяет ощутимо повысить качество обмена данными.
  • Информационная. Речь идет о своевременном обеспечении необходимыми данными менеджеров всех уровней.
  • Прогнозная. Помогает прогнозировать перспективу развития компании и своевременно корректировать ее деятельность, придавая ей нужное направление. Основная задача в данном случае – достижение стратегических целей. Для этого нужно вовремя выявлять неэффективные линии развития и менять их.
  • Контрольно-аналитическая. Эта функция необходима для осуществления полноценного контроля достижения плановых бюджетов, показателей, стратегических и тактических целей предприятия. Данный элемент управленческого учета используется для получения информации, касающейся эффективности решений, принимаемых отдельными исполнителями и подразделениями в целом. Учитывается также их влияние на результаты деятельности всей компании. Эта часть исследований и анализа включает выявление причин отклонения фактических затрат от имеющихся смет.
основные объекты управленческого учета

Помимо описанных базовых процессов, в рамках деятельности различных компаний могут использоваться и другие, дополнительные функции:

  1. Организация. Данная функция нужна для выделения расходов, доходов и центров ответственности. Также она позволяет обеспечивать взаимодействие и координацию между разными уровнями управления, подразделениями и даже отдельными исполнителями.
  2. Мотивация. Необходима для формирования показателей вклада отдельных работников в общий результат всей компании.
  3. Планирование. Сюда входит составление бюджетов и смет на нескольких уровнях: стратегическом, тактическом и оперативном.

Требования

Цели управленческого учета неизбежно включают работу с данными. И та информация, которая анализируется и передается управляющим, должна соответствовать определенным требованиям:

  • Полнота. Руководство всегда должно иметь доступ к тому объему сведений, который позволит эффективно управлять компанией и подразделениями. К наиболее полным можно отнести системы, включающие использование двойной записи и счетов. Они позволяют контролировать в рамках текущей деятельности затраты, результаты, инвестиции, производственные запасы, а также степень эффективности управления предприятием.
  • Достоверность. Подразумевается такой уровень информации, при котором на основе полученных данных можно делать точные и достоверные выводы.
  • Целостность. Суть этого требования сводится к обеспечению системности учета даже при условии, что счета, двойные записи и первичная документация не используются. Под системностью нужно понимать использование одних и тех же принципов отражения учетных данных и сопоставимость информации с показателями бухгалтерской отчетности.
  • Регулярность. Информация должна поступать на постоянной основе.
  • Своевременность. Данные, полученные в рамках управленческого учета, должны быть доступны менеджеру к тому моменту, когда нужно принимать решение.
  • Релевантность. В рамках системы подходящими будут данные, формируемые с учетом условий, в которых управляющие примут решение.
  • Понятность. Информацию необходимо подавать в той форме, в которой ее можно будет проанализировать быстро, не упуская при этом важных деталей. Речь идет о таких форматах подачи данных, как таблицы, динамические ряды, графики и др.

Теория принятия решений включает работу с достоверными данными, которые были предоставлены вовремя. В противном случае производить точную, быструю и эффективную коррекцию целей и деятельности компании будет сложно.

курсы управленческий учет

Если база управленческого учета составлена правильно и система сформирована грамотно (с учетом всех особенностей компании), то руководители смогут выявлять риски и слабые места бизнеса. Также менеджеры без труда определят убыточные, малоэффективные услуги, товары и места их реализации.

Бюджетирование

Управление компанией связано не только с анализом и планированием, но также с процессом делегирования полномочий.

Бюджетирование (планирование и разработка бюджетов) используется в процессе передачи полномочий на уровень системной мотивации и центров ответственности. Такой метод позволяет быстро получать точные данные и обеспечивать эффективную работу компании. По этой причине управленческий учет и бюджетирование тесно связаны.

При этом важно понимать, что нет одного или нескольких шаблонов подобных систем, которые бы подходили различным компаниям. Для каждого бизнеса необходимо отдельно разрабатывать методы управления и формирования бюджетов.

Таким образом, всегда нужно делать выбор в пользу индивидуального подхода.

Что касается видов бюджета, то можно выделить 4 ключевых направления:

  • Основные. Доходы, расходы, баланс и движение денежных средств.
  • Дополнительные. Планы отдельных программ и проектов, распределение прибыли.
  • Вспомогательные. Кредитный план, налоги и капитальные вложения.
  • Операционные.

Если говорить о примерах управленческих решений, то в реальных компаниях бюджетирование обычно используется для построения системы управления затратами.

методы управленческого учета

Такой подход дает возможность оценивать вклад каждой бизнес-единицы в процесс достижения стратегических целей и прогнозировать затраты компании. Также бюджетирование позволяет выявлять скрытые резервы предприятия, осуществлять контроль выполнения планов и оценивать их эффективность.

Методы учета

Для начала стоит отметить, что законодательство, в том числе и налоговое, не содержит жестких требований, касающихся данного вопроса. Другими словами, компания может выбирать те методы управленческого учета, которые ей будут нужны в рамках достижения поставленных стратегических целей.

Главное, чтобы они не уходили в сторону бюрократии и не мешали тем самым производственному процессу.

К наиболее распространенным методам можно отнести:

  • Расчет затрат. Использоваться могут различные виды расчета: проектный, нормативный, передельный, процессный. Какой именно будет выбран, во многом зависит от особенностей производства и его масштабов.
  • Директ-костинг. Речь идет об определении себестоимости продукции в объеме прямых расходов.
  • Учет затрат. Произведенные расходы учитываются без разделения по отклонениям и нормам. Для определения себестоимости используется информация об остатках незавершенного производства, а также инвентаризации.

Итоги

Управленческий учет всегда ориентирован на определение себестоимости продукции/услуг и затрат компании. При этом каждое предприятие самостоятельно определяет, как именно будет обрабатываться информация в рамках конкретного производства. Если учет используется грамотно, то руководители смогут определить точки безубыточности и правильно составить бюджет.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Добавить смайл
  • :smile:
  • :wink:
  • :frowning:
  • :stuck_out_tongue_winking_eye:
  • :smirk:
  • :open_mouth:
  • :grinning:
  • :pensive:
  • :relaxed:
  • :heart:
Подписаться
Присылать на почту
Правила публикации
Следят за новыми комментариями — 5
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.