Эклектика архитектура: характерные черты, особенности и примеры

В истории все повторяется: первый раз в виде драмы, второй — в виде фарса. Это справедливо и для двух периодов в русской архитектуре. Начало первого зародилось в 30-е годы XIX века и завершилось вместе с его окончанием. Начало второго происходило в 60-е годы века XX. В некотором смысле происходит до сих пор, слегка изменив параметры. Дело в том, что в XIX веке сформировалась архитектура эклектики, и в этом стиле построено большинство доходных домов России, которые и спустя полтора столетия достойно смотрятся на фоне других старинных зданий того же Санкт-Петербурга или Москвы.

А в середине XX века также начался бум хрущевок. Задачи перед архитекторами стояли такие же, как и 100 лет назад: обеспечить население квартирами. Сложно говорить о том, что эти постройки украсили улицы страны.

Предпосылки возникновения стиля

В XVIII веке в России преобладал стиль ампир: античность, колонны, неизбежный греческий фронтон. По классическим канонам строились усадьбы, дворцы и храмы по всей империи. Процесс был, можно сказать, отлажен, и все всех устраивало. Ну, или почти всех. Первыми начали критиковать античный стиль литераторы, среди которых можно назвать такие известные имена, как Гоголь, критик Белинский, философ Чаадаев, а также Герцен, которого, как говорят, «разбудили декабристы»... Таким образом, в обществе назревал протест и требовались перемены.

«Неистовый Виссарион» (Белинский) сформулировал концепцию, которая была призвана стать основой нового самобытного стиля в архитектуре: «Народность есть альфа и омега эстетики нашего времени».

Экономические условия

Все эти «брожения умов» совпали с изменениями в структуре общества: дворянство постепенно беднело и не могло позволять себе дорогие проекты, доживая своей век в античных усадьбах. Выделился класс промышленников и купцов, полет фантазии которых не был ограничен средствами. Практически все эти «новые русские», как, например, купцы Брусницыны, были из крестьянского сословия и предпочитали строить в канонах русского зодчества.

То есть возник некий запрос социума, на который архитектура должна была дать ответ.

Новое направление

Итак, общество настойчиво стремилось к возрождению народных традиций, а к середине XIX века было много разговоров о народной доле, продолжением которых стало известное «хождение в народ» студентов в 1861 году.

Поэтому тема народности должна была найти отражение в эстетике вообще и в архитектуре в частности, тем более что в 30-х годах позапрошлого века только ленивый не высказался с критикой стиля ампир.

Известный общественный деятель и реставратор Михаил Дормидонтович Быковский, ставший впоследствии основателем архитектурного общества в Москве, одним из первых сформулировал тезисы нового направления в зодчестве: антиакадемизм, национальное своеобразие, готический акцент, свобода творческого самовыражения и никаких ордерных канонов. Позже он дополнил их пояснениями. Так возник стиль в архитектуре — эклектика.

Усадьба Марфино

Впрочем, сам зодчий был приверженцем готического направления, что и подтверждает спроектированный им комплекс Марфино под Москвой, принадлежавший в то время дипломату Н.П. Панину. Его супруга графиня Софья Владимировна Панина и пригласила М.Д. Быковского для создания усадьбы, которая стала одним из ярких примеров эклектики в архитектуре. Кстати, знаменитый «Бал у Сатаны» снимался именно здесь.

Ложная готика

Итак, что же такое эклектика в архитектуре? Это направление, объединяющее множество стилей в одном строении. Архитекторы предпочитали другие названия эклектики: историзм, романтизм, ложная готика, русско-византийский стиль, а со второй половины XIX века — Боаз-ар, или Beaux-Arts.

Дом со шпилем

Триумфальное шествие нового направления началось именно с нео-готики, которая тяготела к романтизму. Характерными чертами эклектики в архитектуре первой половины XIX века являлись: вертикальный акцент в сооружениях, утонченность шпилей, наличие богато декорированных башенок и скульптур, ажурное оформление фасадов. Здания, спроектированные с привлечением данных элементов, напоминали сказочные замки, создавая романтичное настроение. Этим они контрастировали с классической готикой той же Англии, которая отличалась мрачностью и аскетизмом.

Впрочем, со временем, когда данное направление стало использоваться в частном строительстве, архитектурные излишества постепенно уступили место строгости вертикальных форм, приближаясь к английским образцам.

Северная столица

Эклектика в архитектуре Петербурга представлена множеством зданий.

Дом графини Клейнмихель

Одно из них расположено на Набережной реки Крестовки, под №12. Это бывший особняк графини Клейнмихель. Его отличительными чертами, выдающими готический стиль, являются характерные башенки, фонари, выполненные из кованного железа, а также решетки на окнах, довершающие образ замка. Здание построено в 1834 году и несколько раз перестраивалось. Еще в начале прошлого века здесь устраивались шумные балы. Дача княгини Салтыковой по улице академика Крылова, 4 - еще один из образцов стиля эклектики в архитектуре. Здесь присутствует все, что должно быть в готическом здании: башни, выполненные из дерева; прекрасно спроектированный фасад, акцентированный вход в здание в виде арки. Эта постройка также относится к 30-м годам позапрошлого века. В 90-е годы XX столетия она была восстановлена после длительного периода запустения.

Время нео-готики в России было коротким: около 20 лет. Однако это направление оставило свой заметный след в преображении многих городов империи, отметив начало изменений в общественных настроениях страны.

Следует отметить, что эклектика в архитектуре России разделяется на два периода: с 1830 по 1860 год был «николаевский» этап, а начиная с 1870 и до конца столетия — «александровский». И дело не только в смене государя, но и в появлении на социальной плоскости нового класса собственников, определяющего главенствующий стиль в градостроительстве.

Элементы стиля и их сочетание

Исторический музей в Москве

Особенностями стиля эклектики в архитектуре России можно считать два момента.

  1. Использование компонентов всех имеющихся «исторических» направлений от нео-реннесанса до псевдо-русского, а также привнесенных на русскую «почву» экзотических стилей в виде индо-сарацинского и т. п.
  2. Изменение функции ордера, имевшего определяющее значение в стиле ампир, и ставшего в эклектике декоративной формальностью.
Большой Кремлевский дворец

Важными особенностями эклектики в архитектуре были функциональность и универсальность. То есть сформированный ректором Императорской Академии художеств Константином Андреевичем Тоном «русско-византийский стиль» мог быть использован при строительстве храмов, но не частных зданий, при проектировании которых применялись в соединении другие направления. Общественные или производственные строения создавались с учетом их функций, а также имеющихся средств.

Таким образом, использование элементов декора или его минимизация, наличие отделки или в случае ее отсутствия, в целях экономии, строительство зданий из красного кирпича — все это могло варьироваться в зависимости от бюджета.

Подобной универсальностью стиль ампир похвастать не мог ввиду жестко закрепленных канонов.

Элементы декора

Множеством элементов декора отличались здания стиля нео-барокко — направления эклектики, к которому тяготел один из талантливейших архитекторов XIX века Андрей Иванович Штакеншнейдер.

Дворец Белосельских-Белозерских

Среди творений наследника изящного вкуса графа Растрелли (как его называли современники) почетное место занимает Дворец Белосельских-Белозерских, расположенный на перекрестке Невского проспекта и набережной реки Фонтанки.

Эспер Белосельский-Белозерский был не только вельможей, но и прекрасно разбирался в искусстве, а потому желал возрождения барочно-рокайльного стиля, популярного во времена Елизаветы. И проект дворца задуман был именно с этой целью. Здание известно не только тем, что на нем закончилось строительство частных дворцов на Невском, но и тем, что его владельцами были и члены императорской фамилии. Последним хозяином постройки стал банкир И.И. Стахеев.

Мариинский дворец

Среди проектов, воплощенных в 1844 году Штакеншнейдером, был Мариинский дворец на Исаакиевской площади — прекрасный образец эклектики в архитектуре Санкт-Петербурга.

Псевдорусский стиль

Народное направление, и псевдорусский стиль широко использовался при проектировании зданий разного назначения. В XIX веке происходило формирование национального самоосознания, на волне которого возникло данное направление в архитектуре.

Псевдо-русский стиль. Усадьба Локалова

В нем органично сочетались многие элементы древнерусского строительства, а также стилизованные под вышивку и резьбу компоненты украшений. Постепенно стиль деревянных построек был перенесен на каменные.

Спас-на-Крови

Ярким образцом этого направления стал возведенный после покушения на Александра II Храм Спаса на Крови. Его автор — архитектор Парланд соединил множество элементов русского зодчества в своем проекте и выиграл конкурс, в котором принимали участие такие мастера, как Бенуа и Шретер.

Веяния Востока

Невозможно не отметить включенных в эклектику оттенков Востока, в частности, мавританского влияния на архитектуру. Эти элементы прекрасно контрастировали с холодным климатом нашей страны, привнося в него тепло и насыщенные цвета. Восточная традиция объединила в себе множество стилей завоеванных стран. К тому же она органично вписывается в классические формы в качестве экзотических акцентов: двери и окна, выполненные в характерной манере с применением цветного стекла; лепнина с загадочными сюжетами, галереи и арки, подчеркивающие своеобразие всего комплекса, орнаменты из цветного мрамора.

Воронцовский дворец

Это направление было полярным по отношению к ставшим уже привычными нео-готике и классицизму. Воронцовский дворец в Алупке, построенный архитектором Блором из Британии является воплощением мавританского влияния.

Троицкий (Измайловский) собор. 1828–35. Архитектор В. П. Стасов.

В Российской Империи было построено множество прекрасных произведений архитектуры в стиле эклектики, которыми мы и сегодня восхищаемся, отдавая дань мастерству и таланту их создателей. Кроме того, благодаря именно этому направлению, стало возможным формирование русского модерна. Но это уже другая история.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.