Муниципальная собственность: кто владеет, тот и распоряжается

Муниципальная собственность - важнейшая часть экономики городов и поселений. Кто управляет этой собственностью, тот определяет развитие территории. Давайте разберемся, из чего состоит муниципальная собственность, как ею управляют и зачем она нужна.

Состав муниципальной собственности

Согласно статье 215 Гражданского кодекса РФ, муниципальная собственность - это совокупность имущества, принадлежащего на правах собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.

Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. (Статья 215 ГК РФ)

В состав муниципальной собственности входит широкий спектр объектов:

  • Земельные участки в границах городов и поселений
  • Жилые и нежилые здания и помещения
  • Дороги и транспортная инфраструктура
  • Коммунальные сети и объекты ЖКХ
  • Объекты социальной сферы: школы, больницы, культурные учреждения

Законодательством установлены требования о необходимости перепрофилирования или отчуждения муниципальной собственности, если она не отвечает целям ее использования.

С точки зрения возможности приватизации, муниципальную собственность разделяют на три группы:

  1. Имущество, которое может быть приватизировано
  2. Имущество, приватизация которого ограничена
  3. Имущество, которое не подлежит приватизации

Например, к первой группе можно отнести неиспользуемые административные здания, ко второй - объекты ЖКХ, к третьей - дороги и парки.

Перечень объектов муниципальной собственности, подлежащих приватизации, утверждается представительным органом местного самоуправления.

Управление муниципальной собственностью

Управление муниципальной собственностью осуществляют органы местного самоуправления и назначенные ими лица. Они могут совершать различные операции с муниципальным имуществом.

Продажа и покупка муниципального имущества

Продажа используется для приватизации неэффективных активов. Она может проходить в форме аукциона или конкурса.

Например, в городе N в 2020 году на аукционе за 5 млн рублей было продано неиспользуемое административное здание площадью 500 кв. метров. Это позволило получить средства в бюджет и избавиться от расходов на содержание объекта.

При необходимости органы местного самоуправления могут приобретать имущество у государства, юридических или физических лиц.

Сдача в аренду

Аренда позволяет эффективно использовать муниципальную собственность и получать доход. Объекты сдаются по результатам конкурса или аукциона.

К примеру, в городе Z с помощью аукциона удалось сдать в аренду на 10 лет несколько пустующих помещений общей площадью 300 кв. метров по ставке 3000 рублей за 1 кв. метр в год. Это обеспечило городскому бюджету гарантированный годовой доход в размере 900 тысяч рублей.

Однако существуют риски недобросовестного управления со стороны чиновников. К примеру, занижение стартовой цены на аукционе, непрозрачный отбор участников, нарушение условий контракта и так далее.

Портрет чиновника

Зачем нужна муниципальная собственность

Муниципальная собственность играет важную роль в жизни городов и поселений. Вот основные ее функции:

  • Обеспечение жизнедеятельности территории. Объекты транспорта, ЖКХ, социальной инфраструктуры позволяют удовлетворять потребности населения.
  • Финансирование местного бюджета. Муниципальная собственность приносит доход в виде налогов, аренды, приватизации. В городе Z эти доходы составляют 20% бюджета.
  • Создание рабочих мест. Муниципальные предприятия являются крупными работодателями. Например, в городе X муниципальное транспортное предприятие обеспечивает 1500 рабочих мест.
  • Поддержка местного бизнеса. Льготная аренда помещений позволяет развиваться малому бизнесу.
Городской парк

Как сделать управление эффективным

Чтобы минимизировать риски и повысить эффективность использования муниципальной собственности, необходимо:

  • Обеспечить прозрачность процессов управления с помощью открытых данных.
  • Внедрить общественный контроль через общественные советы, слушания, СМИ.
  • Привлекать профессиональные организации для оценки, аудита, управления имуществом.
  • Использовать современные информационные системы для учета и управления муниципальным имуществом.
  • Проводить регулярный аудит и оценку эффективности использования собственности.

Примеры эффективного управления

Рассмотрим положительный опыт некоторых городов по повышению эффективности управления муниципальной собственностью.

Город N: Внедрил информационную систему учета объектов собственности и сделок с ними. Это повысило прозрачность процессов для горожан.

Город Y: Создал общественный совет по контролю за использованием муниципального имущества. Удалось предотвратить ряд сомнительных сделок.

Город Z: Привлек профессиональную компанию для управления коммерческой недвижимостью. Это увеличило доходы от сдачи помещений в аренду на 15%.

Риски неэффективного управления

К сожалению, не во всех муниципалитетах процессы управления собственностью отличаются прозрачностью и эффективностью. Часто встречаются следующие проблемы:

  • Неполные и неточные данные об объектах собственности.
  • Несоблюдение процедур проведения конкурсов и аукционов.
  • Отсутствие контроля за выполнением условий договоров аренды.
  • Занижение стартовых цен на торгах.
  • Нецелевое использование муниципальных объектов.

Такие нарушения приводят к потерям бюджета и снижению эффективности использования муниципального имущества.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментариев 1
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
0
Как же так, имущество предпринимателя священно и неприкосновенно, а земля под ним муниципального феодала. В место экономического развития идут разборки. Единственным перемирием является взятка. Как без неё обойтись?
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.