Якутская железная дорога: описание, развитие, фото

Железные дороги Якутии – это по факту одна железнодорожная линия. Но она необычайно важна для региона. Другое ее название - Амуро-Якутская железная дорога. Есть и иные определения. Этим же словосочетанием именуют и ОАО АК «Железные дороги Якутии», которое было создано для руководства над строительством и эксплуатацией данной магистрали. Датой открытия этого ведомства является 2.10.1995 г. В будущем число железных дорог в регионе может возрасти, что сделает эту республику самым крупным российским регионом с развитым железнодорожным сообщением.

Якутская железная дорога

Идеи строительства самой длинной в мире железнодорожной магистрали, которая связала бы Россию с США и Канадой, обсуждаются давно. Самой большой технической проблемой на пути к их реализации является узкий водный перешеек, отделяющий Чукотку от Аляски. Существуют и такие сложности, как суровые природно-климатические условия, низкая плотность населения, большие капитальные затраты и другие. Политическая напряженность между Россией и Америкой также тормозит осуществление этого грандиозного проекта. Однако первый участок возможного нового маршрута строится, исходя из внутренних интересов нашей страны. Он был назван Амурско-Якутской железной дорогой.

амуро якутская железная дорога

Особенности магистрали

На данный момент основная цель прокладки железной дороги – улучшение транспортного сообщения между Якутией и Сибирью. Новая линия соединяет Транссибирскую железнодорожную магистраль с Байкало-Амурской и далее идет на север – в Якутию (бассейн р. Лена). Рельеф довольно сложный, гористый, условия суровые, кругом вечная мерзлота. Северная часть пути еще недавно находилась на стадии строительства. Сейчас пассажирские перевозки осуществляются до станции Томмот, которая располагается на берегу р. Алдан в Южной Якутии. До конечной плановой станции в г. Якутске остается 450 км. На большей части данного отрезка уже производятся грузовые перевозки.

движение поезда по аям

Железная дорога строится с 1985 года и имеет аббревиатуру АЯМ. Официально она называется «железнодорожная линия Беркакит – Томмот – Якутск». Ее общая длина – 900 км. Также под АЯМом понимают весь ж/д путь от города Амура до Якутска.

История железной дороги и планы на будущее

Разговоры о необходимости прокладки железнодорожной линии в Якутию велись с 50-х годов ХХ века, а само строительство было начато 5.05.1972 г. Сначала был открыт участок, связавший две крупнейшие железнодорожные магистрали России: БАМ и «Транссиб». Дальше на север железную дорогу стали строить уже с 1985 года. В 2012-м стройку посетил Дмитрий Медведев.

приезд дмитрия медведева

Во второй половине 2019 года планируется запустить участок «Беркакит – Нижний Бестях», который ранее предполагалось открыть к концу 2017 года. В этом случае до Якутска останется совсем немного. По другим данным там уже действует ж/д сообщение.

Также были планы по строительству железнодорожной магистрали из Нижнего Бестяха в Магадан, которые, вероятно, будут реализованы до 2030 года. В случае их осуществления это станет вторым шагом на пути реализации проекта (пока еще гипотетического) по установлению регулярного сухопутного транспортного сообщения между Россией и Америкой.

Амуро-Якутская магистраль является наиболее крупным проектом последних трех десятилетий и позволит решить проблему доставки грузов в столицу Якутии, а также улучшить общую транспортную ситуацию в стране.

Природные условия

Амуро-Якутская железная дорога выглядит как затерявшаяся среди горной тайги однопутная не электрифицированная рельсовая линия. Возможно, благодаря этому проект строительства считается не самым дорогим из расчета на 1 километр пути. Климат в данном регионе очень суров. Здесь одна из самых высоких в стране климатических нагрузок, связанных с крайней степенью континентальности (до 100 градусов годового диапазона температур и большие суточные перепады), зимние морозы иногда ниже -50 °С, наличие вечной мерзлоты, вынуждающее подмораживать отдельные участки летом. При этом строительство не нанесло окружающей среде сколько-нибудь заметного вреда, что хорошо видно и на фото.

якутская железная дорога

Польза железной дороги

Помимо доставки в Якутию грузов и пассажиров, новая ж/д магистраль будет способствовать освоению этих суровых районов. В Якутии открыты различные полезные ископаемые, прежде всего, уголь, нефть и газ (основа экономики РФ). Улучшатся условия проживания людей в Якутии. Своевременная доставка грузов снизит риск дефицита товаров, топлива и продуктов в условиях экстремально холодной зимы. Данная транспортная артерия окажет позитивное влияние на развитие экономики Дальнего Востока, особенно после реализации проекта строительства следующего участка до Магадана, где также обнаружены различные полезные ископаемые.

Наиболее значимым для региона оказался 2014 год, когда уже построенный участок позволил перейти от нестабильного и дорогого речного транспорта к более дешевому - железнодорожному. Это позволило повысить надежность доставки людям топлива и продуктов питания.

железные дороги якутии

Возможные минусы

Возможные негативные последствия строительства магистрали – это риск усиленной вырубки лесов, роста числа связанных с человеком пожаров и более активного вывоза ресурсов (в том числе и леса) в Китай. Разумеется, они несравнимы с позитивными эффектами, однако не считаться с ними тоже нельзя. Ведь уже сейчас вырубка и пожары приводят к обмелению крупнейшей сибирской реки Лены. В то же время наличие железнодорожной нитки может ускорить доставку техники для тушения.

Заключение

Таким образом, ОАО "Железные дороги Якутии" - это транспортная организация, обеспечивающая работу железнодорожных перевозок в суровых условиях этой республики. Сейчас там действует только одна железнодорожная магистраль, строительство которой до конца еще не завершено. В дальнейшем планируется продолжать строительство в направлении Магадана, что значительно увеличит протяженность железных дорог Дальнего Востока. Все эти проекты имеют большое экономическое значение как для региона, так и для всей страны. Затраты на строительство не слишком велики, а соблюдение экологических норм находится на высоком уровне, даже невзирая на тяжелые условия в местах проведения укладочных работ.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.