Функциональная стратегия - это... Понятие, виды и роль функциональной стратегии в менеджменте

Грамотно сформированная функциональная стратегия – это один из важнейших элементов строения самой компании и гарант высокой эффективности. Для того, чтобы правильно спланировать деятельность и определить приоритетные направления, необходимо точно разделить полномочия, обязанности и цели для каждого отделения и самых сотрудников.

Общая характеристика

Функциональная стратегия – это обеспечивающий элемент в общем стратегическом наборе, определяющий направленность отдельной функциональной подсистемы управления фирмой, что обеспечивает достижение целей и выполнение поставленных заданий. Получается, что стратегии высших уровней (конкурентные и корпоративная) дают задачи, а функциональные показывают, как можно реализовать те или иные решения.

функциональные стратегии предприятия

Функциональные стратегии предприятия формируются соответствующими органами отдельно взятых подсистем. Каждый видит решение проблем и достижение целей по-своему, поэтому часто возникают дисбаланс и противоречия. И руководители обязаны составить гармоничную и взаимоподдерживающую структуру функциональных стратегий. Для этого необходимо:

  • участие всех менеджеров в создании генеральной стратегии;
  • обязательно согласование всех пунктов и координация.

Для того чтобы сформировать оптимальные стратегии, нужно учитывать все ориентиры и влияющие обстоятельства.

Факторы разработки

Разработка функциональной стратегии – это достаточно сложный и многоэтапный процесс, что обязан ориентироваться на перечень следующих элементов:

  1. Результативность принятых ранее стратегий.
  2. Оценивание состояния внутренней и внешней сред предприятия, определение уровня влияния на компанию. Поиск и реализация потенциальных возможностей, избежание или решение угроз.
  3. Формирование принципов и рекомендаций по разработке.
  4. Цели и ключевые показатели эффективности на долгосрочную перспективу.
  5. Основные направление деятельности и их ресурсное обеспечение (финансовое, материальное и человеческое).
  6. Решение организационных и управленческих вопросов.
  7. Ожидаемый результат реализованных функциональных стратегий компании.
разработка функциональной стратегии

Сама же процедура основывается на:

  • согласованности – единый учетный период;
  • взвешенности;
  • экономичности – выгоды должны перевешивать (или в крайнем случае равняться) затраты, что понесены при выполнении функциональных задач;
  • эволюционного развития;
  • высокого профессионального уровня персонала;
  • инновационное и инвестиционное совершенствование;
  • координации.

Помимо этого, стратегии базируются на общих принципах комплексности, системности, достижимости, конкретности и гибкости. Также разработчики должны обращать внимание на перспективность и новизну функциональных стратегий: использование новых приемов, технологий и научных исследований на практике.

Маркетинговая

Маркетинговая функциональная стратегия – это одна из ведущих стратегий развития фирмы, что объясняется обеспечением информационных, стратегических и оперативных связей предприятия с контактными аудиториями.

Стратегия маркетинга определяет особенности, касающиеся:

  • сбыта товаров и услуг;
  • ценовой политики;
  • отношений с клиентами, поставщиками и посредниками;
  • поведения с конкурентами;
  • рекламы и продвижения товаров фирмы на рынок.
функциональные стратегии управления

Формирование маркетинговой стратегии состоит из четырех фаз:

  1. Анализ соотношения «товар – потребитель», создание портрета типичного клиента компании.
  2. Сегментирование рынка.
  3. Маркетинг-микс.
  4. Выполнение и контроль за реализацией.

В основе данного вида стратегии стоят два элемента: рынок и продукт. А точнее: процесс превращения продукта на товар и наиболее прибыльная его реализация потребителю.

Основные задания:

  • характер влияния избранных продуктово-товарных стратегий на объемы продаж;
  • оценивание продолжительности жизненного цикла товара и возможностей выхода на мировой рынок;
  • эластичность спроса услуг по цене, учет расходов на рекламу;
  • исследование рынка.

Получается, стратегия маркетинга – это элемент целостной системы, что связан как со входной информацией, так и с выходными данными. Базируется на потребностях, инновациях, самом производстве и на рынке, где основной акцент делается на научных открытиях и передовых технологиях.

Инновационная

Стратегия научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ предполагает создание и применение нововведений различного характера, что гарантирует компании развитие на долгосрочную перспективу. Формируется на основе научно-технических прогнозов и вероятном технологическом прогрессе.

стратегия развития

Описываемся стратегия необходима для повышения и поддержки конкурентного статуса выпускаемой фирмой продукции или оказываемых услуг. Стоит отметить:

  • снижение себестоимости продукта благодаря использованию более совершенных материально-технических ресурсов;
  • обеспечение наращивания объемов производства и продаж;
  • создание необходимых условий для выхода на новые сегменты.

Есть несколько видов:

  • наступательная – тщательное исследование рынка на предмет прибыльности выпуска высокотехнологического товара;
  • оборонительная;
  • промежуточная – поиск и использование слабых сторон конкурентов, за счет чего заполняются пустые ниши на рынке;
  • поглощающая – создание своих и покупка чужих идей, патентов;
  • имитационная – копирование конкурентных продуктов с долей собственных изменений;
  • разбойничья.

При формировании стратегии НИОКР необходимо обращать внимание на уровень риска и фактор времени.

Производственная

Производственная функциональная стратегия – это элемент стратегического набора, связанный с разработкой и реализацией основных видов деятельности предприятия в области выпуска продукта. При создании учитываются такие параметры:

  • необходимые объемы продукции;
  • масштабы и гибкость потенциала производства;
  • уровень капитальных вложений;
  • временные рамки.
стратегии управления

Производственная стратегия состоит из трех элементов:

  1. Планирование и контроль.
  2. Повышение производительности.
  3. Особенности человеческого фактора.

Также стоит отметить тот факт, что производственная стратегия компании является наиболее стабильной в сравнении с другими.

Финансовая стратегия

Финансовая стратегия – внутренний нормативный документ, где детально описаны цели, задачи, приоритетные направления деятельности фирмы и необходимые финансовые ресурсы, что необходимы для их достижения.

Финансовая миссия делится на несколько подцелей:

  • прибыль;
  • собственный капитал и его рентабельность;
  • структура активов;
  • возможные риски.
функциональные стратегии компании

Следовательно, прогнозы и контроль проводятся на основании ряда показателей:

  • рентабельность;
  • финансовый рычаг;
  • платежеспособность;
  • ликвидность.

Значимость данной стратегии определяется через балансировку всех задач и ограничения объемов деятельности компании.

Инвестиционная

Инвестиционная стратегия является системой долгосрочных целей инвестиционной деятельности фирмы, которые определяют общие задачи и сама идеология. Детализируется на:

  • постановку целей;
  • оптимизацию структуры формируемых ресурсов и их рационального размещения;
  • формирование инвестиционной политики;
  • поддержка связи со внешней инвестиционной средой с двух сторон (в качестве инвестора и пользователя).
функциональная стратегия развития

Именно правильно спланированная инвестиционная деятельность – это базисная предпосылка стратегических изменений общей организационной структуры предприятия и его бизнес-культуры.

Управление персоналом

Функциональные стратегии управления персоналом ориентируются на обеспечение нормального хода процесса воспроизводства рабочей силы, формирование и сохранение благоприятной атмосферы внутри коллектива.

управление персоналом

Основные компоненты:

  1. Базовый социальный элемент – улучшение организационной структуры и органов охраны труда, минимизация влияния вредоносных факторов на здоровье сотрудников.
  2. Функциональная стратегия развития кадрового потенциала.
  3. Целевые социальные программы.

В общем, функциональные стратегии складываются в целую взаимосвязанную систему, что в единстве помогает выйти предприятию на лидерские позиции на рынке, а также удержать выгодное место в долгосрочной перспективе.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.