Структура закона и его свойства

Властно-официальное выражение государственной воли в законе, документальность, требование ясности и точности формулировки предписаний обуславливают необходимость использовать в нем строго определенные, унифицированные формы, формальные реквизиты и конкретные структурные части. Формальные реквизиты являются обязательными элементами любого нормативного акта. Они указывают на его официальный характер, юридическую силу. По реквизитам можно узнать, какой орган и когда издал данный закон, в какую форму воплотил его.

структура законов

Структура закона: понятие

Существует определенный набор элементов, которые должны присутствовать в любом нормативном акте. Этот набор и формирует структуру закона.

В РФ принятие нормативных актов входит в полномочия представительных органов власти. Важнейшим законодательным органом считается Госдума. Представительные институты власти действуют в каждом субъекте и муниципалитете. При издании законов эти органы используют обязательные реквизиты:

  1. Наименование вида нормативного акта. Это может быть федеральный закон, федеральный конституционный закон, закон субъекта и пр.
  2. Заголовок. Это не только обязательный формальный реквизит, но и элемент поискового образа нормативного акта. В заголовке обозначается предмет регулирования, отражается сфера действия закона, выбор нормативного материала. Заголовок – важнейший инструмент систематизации.
  3. Официальный текст. В нем указывается название государства (государственного образования), от имени которого издан закон.
  4. Дата принятия.

Преамбула

Ее именуют также ведением. Это самостоятельный элемент структуры закона. Преамбула является важнейшим дополнением к нормативной части документа. Введение не разделено на отдельные статьи и части. В нем, как правило, отражены задачи, цели принятия закона.

Преамбула позволяет глубже, яснее понять значение, суть, целесообразность нормативного акта. Особенно большое значение имеет введение в структуре социальных законов. Преамбула в таких нормативных актах характеризует общественно-политические условия, побудившие принять их.

структура федерального закона

Рубрикация

Если принимается сложный, объемный закон, в структуру вводят части, разделы, главы, подразделы и пр.

Внутренняя рубрикация нормативных актов базируется на материальных основаниях. Разделение общественных отношений, регулируемых нормами права, на те или иные сферы в соответствии с содержанием и характером отражает внутреннюю структуру отрасли или подотрасли законодательства либо правового института. Соответственно, чем ближе будет структура закона (федерального, регионального или местного) к системе законодательства в целом, тем более эффективно она будет служить делу систематизации и упорядочения правоотношений в государстве.

Стоит сказать, что практика применения рубрикации в России еще окончательно не устоялась. Как правило, при одноступенчатой структуре законы разделены лишь на главы. Есть в системе, безусловно, и многоуровневые нормативные акты: ГК, СК и пр. Они разделяются на разделы, главы.

Некоторые конституции республик, входящих в состав РФ, состоят лишь из глав. Но в большинстве республик в структуру основного закона включена двойная система рубрик – их разделяют на разделы, а их – на главы. По такому принципу составлены конституции Башкортостана, Карелии, Татарстана и ряда других республик.

структура законов рф

Статья

Она считается ключевым элементом структуры закона.

В отечественной нормотворческой практике правовые акты не оформляются сплошным текстом. В нем всегда выделяются определенные части.

Структурно нормативный акт разделяется на статьи – своего рода ячейки документа. Это значительно облегчает как толкование, так и применение положений. Кроме того, постатейное разделение позволяет использовать ссылки на отдельные части правового документа, способствует систематизации.

Статья содержит правовую норму – государственно-властное повеление, предписание, обязательное для выполнения. Она выражает мысль во всем ее объеме. Представляется нецелесообразным и неоправданным включение в одну статью норм, не имеющих непосредственной связи друг с другом. Х вполне можно разместить в разных частях акта без ущерба для их содержания. Искусственное уменьшение количества статей в правовых документах за счет совмещения разнородных норм приводит к их нагромождению, порождает проблемы при толковании и применении. Кроме этого, нарушается ключевое условие формирования структуры статьи – разрушается связь и единство положений, закрепленных в ней. Определенные неудобства возникают и при систематизации. Дело в том, что статью, которая содержит разнородные положения, необходимо размещать в различных частях сборников (сводов) в соответствии с их содержанием и характером.

структура понятия закон

Если несколько норм имеют тесную связь друг с другом, взаимно обуславливают и дополняют друг друга и только в совокупности отвечают на определенный вопрос, если одно положение нельзя понять без другого, возможно их размещение в одной статье.

Примечания

Они достаточно часто используются в структуре статей. Между тем нередко примечания только загромождают, запутывают законы. Чрезмерное их количество негативно отражается на структуре нормативного акта. По мнению экспертов, большую часть примечаний вполне можно было бы сделать самостоятельными статьями. Их также можно включить непосредственно в текст нормы, к которой они даны.

В отечественной системе законодательства есть примеры, когда в качестве примечаний изложены правовые предписания.

Нумерация

Во всех законах все статьи имеют свой номер. Для удобства используется сквозная система. Она прекрасно подходит для всех, в том числе объемных и многоступенчатых законов. В отечественной практике используются арабские цифры, поскольку они более удобны для распознавания, чем римские (особенно если статей в законе много).

структура основного закона

Нумеруются также главы, разделы и прочие структурные подразделения нормативного акта. Такая нумерация значительно облегчает поиск нужного положения, позволяет указывать ссылки на те или иные предписания.

"Общие положения"

При разработке и последующем принятии любого нормативного акта законодатели всегда стремятся размещать в его начале, в числе первых положений наиболее принципиальные, общие моменты правового регулирования, нормы, распространяющие действие на все стороны и аспекты рассматриваемого в законе вопроса. Таким образом, создаются "Общие положения". Во многих кодификационных актах (кодексах) они объединены в "Общую часть".

структура социальных законов

Создание этого блока обеспечивает краткость, компактность изложения материала, взаимосвязь размещенных в документе положений, позволяет избежать неоправданных повторений.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.