План счетов бюджетных организаций: основные разделы, особенности учета

Бюджетный учет в бухгалтерии - это система, которая позволяет своевременно и достоверно предоставлять информацию о состоянии активов и обязательств муниципальных образований и субъектов РФ. Также под определение бюджетного учета попадают все операции, ведущие к изменению активов и обязательств муниципальных образований. План счетов бюджетных образований представляет собой их перечень, по ним выполняют операции бюджетные учреждения. Он утвержден Минфином РФ в части Инструкции по бюджетному учету (от 10.02.2006 №25н).

Бухгалтерский учет в учреждениях, финансируемых бюджетом

Организация бухучета в учреждениях, чья деятельность финансируется из бюджета, имеет ряд особенностей. План счетов бюджетных организаций - это основной рабочий инструмент, который позволяет бухгалтерам осуществлять учет обязательств, финансовых и нефинансовых активов и т. д. Деятельность бухгалтеров в этой сфере контролируется несколькими основными документами. Это:

  • инструкция к плану счетов бюджетных организаций;
  • статьи законодательства о бюджетном устройстве;
  • нормативные документы по отчетности в бюджетных учреждениях;
  • документы, раскрывающие суть отраслевой специфики.

Особенности учета в учреждениях, которые финансируются из бюджета:

  • контроль за реализацией сметы статей доходов и расходов;
  • казначейская система реализации бюджетов;
  • в учете присутствуют как кассовые, так и фактические расходы;
  • в каждой отрасли также есть дополнительные нюансы учета (образовательные учреждения, сфера здравоохранения, науки и прочие).
учет бюджетных средств

Задачи бюджетного бухгалтерского учета

К таковым относятся следующие виды деятельности:

  • формирование достоверной информации о финансовых результатах деятельности учреждения, о текущем состоянии активов;
  • предоставление актуальных данных о реализации средств, которые были выданы бюджетной системой РФ;
  • обеспечение должного контроля за исполнением операций, которые осуществляются в ходе реализации планов бюджетной системы РФ;
  • контроль и своевременный учет состояния активов, а также исполнения финансовых обязательств учреждения;
  • регулярное составление и предоставление достоверной отчетности о состоянии активов учреждения.
план счетов бюджетных организаций

Нормативные документы и Инструкция по бюджетному учету

Отражение доходов и расходов по средствам, полученным из бюджета, подлежит обязательному учету. Также ему подлежит исполнение смет по средствам из внебюджетных источников. Все операции должны быть оформлены по образцам нормативных документов. Формы и проводки обязаны соответствовать Инструкции по бюджетному учету и Федеральному закону о бухучете.

Нормативные документы предписывают предоставление информации о следующем:

  • способ применения плана счетов для бюджетных организаций с целью отражения операций по использованию средств, полученных как из бюджетных, так и внебюджетных источников;
  • формы ведения бухгалтерского учета;
  • методы оценки обязательств;
  • способы оценки финансовых активов;
  • корреспонденцию счетов по самым распространенным операциям.
счета в бух учете бюджетной организации

Обязанности бухгалтерии в бюджетной организации

Как правило, в любом крупном бюджетном учреждении бухгалтерия состоит из нескольких отделов. Обычно их минимум три - финансовая, расчетная, материальная. В отделах, в свою очередь, могут быть выделены группы, сотрудники в которых заняты осуществлением узконаправленной деятельностью. Например, оперативно-финансовая группа, по реализации расчетных операций, по учету основных средств и прочие.

Можно выделить главные обязанности бухгалтерии в организации, чья деятельность финансируется из бюджета:

  • контроль за правильным оформлением учетных документов, за законностью и необходимостью осуществления тех или иных операций;
  • исполнение учета в соответствии с Инструкцией по бюджетному бухучету;
  • контроль за сохранностью материальных активов;
  • начисление и своевременная выплата окладов, премий, надбавок, денежного довольствия сотрудникам;
  • проведение при необходимости инвентаризации финансовых активов, с последующим истинным отображением и предоставлением информации в нужные сроки;
  • составление достоверной отчетности в предусмотренные сроки и в установленном порядке на основании Инструкции по бюджетному учету;
  • составление смет доходов и расходов по итогу расчетов, предоставление смет для утверждения руководителем;
  • хранение документации, отвечающее современным стандартам.
структура бухгалтерии в бюджетной организации

Бюджетный учет и отчетность

В учреждениях, чья деятельность финансируется из бюджета, существует несколько видов отчетов. Они должны в обязательном порядке своевременно составляться и быть предоставлены в вышестоящие инстанции.

Каждый из отчетов должен быть составлен с учетом особенностей плана счетов бухгалтерского учета в бюджетных организациях. Контролирующие органы, в свою очередь, имеют право проводить детальный анализ того, насколько достоверно были отображены сведения и из отчетности делать выводы о наличии текущих проблем учреждения, строить стратегии о направлении развития и т. д. Как правило, к отчетам прикладывается пояснительная записка, в которой можно изложить те или иные факты о проблемах с финансированием или пояснить некоторые неясные моменты по учету.

Также бухгалтерия должна своевременно предоставлять балансовые ведомости и иные документы, которые могут потребоваться вышестоящим инстанциям. Часто возникает необходимость пояснить некоторые цифры, особенности деятельности и т. д.

План бухгалтерских счетов бюджетных организаций

Он состоит из пяти разделов. Представляет собой перечень счетов, забалансового учета и их корреспонденцию:

  1. Нефинансовые активы - счета для учета основных средств, материальных запасов и т. д.
  2. Второй раздел состоит из перечня счетов для учета денежных ресурсов и документов. Также этот счет подразумевает учет дебиторской задолженности.
  3. Обязательства. Этот раздел представлен счетами для учета кредиторской задолженности организации.
  4. Финансовый результат - счета для отражения реальных показателей нынешнего и прошлых периодов.
  5. Санкционирование расходов бюджета. В этом разделе сосредоточены счета и особенности, связанные с их использованием, которые служат для отражения достоверной информации о лимитах бюджетных средств, перечисленных организации.

Каждый из разделов плана счетов бюджетной организации объединяет группу однородных счетов. Они, в свою очередь, делятся на аналитические и синтетические. Таким образом достигается возможность максимальной детализации объектов учета в бюджетном учреждении.

Классификация счетов в бюджетном учете

План счетов бюджетной организации устанавливается Инструкцией по бюджетному учету (от 10.02.2006 №25н). Бухгалтеры, которые работают в данной сфере, знают эту информацию практически наизусть, регулярно отслеживая новые редакции и изменения в соответствующих статьях законодательства. Особенность плана счетов бюджетных организаций в том, что последние могут быть только активными либо только пассивными:

  1. Активные счета - это те, на которых ведется учет средств учреждения, их материальные и нематериальные активы.
  2. Пассивными признаны те счета, на которых отражаются источники формирования средств.

Данные синтетического учета позволяют оценивать и анализировать актуальное состояние дел учреждения на сегодняшний день. Аналитический учет представляет собой информацию об остатках и оборотах по данным счетам синтетического учета. Структура номера счета в Плане счетов бюджетных организаций построена по принципу вложенных модулей (так называемый каталожный учет), состоит из 26 разрядов.

план счетов для гос учреждения

Учет нефинансовых активов

Счета представляют собой КБК (20 знаков) и коды счетов (6 знаков). Номер счета в Плане счетов бухучета бюджетных организаций состоит из 26 знаков.

Первый раздел Плана посвящен нефинансовым активам. К ним относятся:

  • основные средства;
  • материалы и готовая продукция;
  • вложения в нефинансовые активы;
  • нематериальные активы;
  • амортизация;
  • наценка;
  • нефинансовые активы в пути;
  • непроизведенные активы;
  • расходы.

Отдельно стоит отметить такие непроизведенные активы, как земля и ресурсы недр. Их следует учитывать по первоначальной цене с даты начала их участия в экономическом обороте.

кредиторская задолженность в бюджетной организации

Учет финансовых активов

Финансовые активы учреждения:

  • денежные средства в различных местах хранения;
  • ценные бумаги или иной метод участия учреждения в деятельности других организаций;
  • дебиторскую задолженность работников, налоговых органов.

Второй раздел рабочего Плана счетов бюджетной организации посвящен отражению финансовых активов на счетах:

  • "Денежные средства учреждения".
  • "Расчеты по выданным авансам".
  • "Расчеты с дебиторами по доходам".
  • "Расчеты по недостачам".
  • "Расчеты с прочими дебиторами".
финансовые активы бюджетной организации

Третий раздел Плана: обязательства организации

Он содержит привычные опытному бухгалтеру виды кредиторской задолженности. Говоря простым языком, это долги, которые учреждение должно выплатить. Кредиторская задолженность может возникать также в том случае, если от покупателя получен аванс, а услуги еще не были предоставлены, или если от поставщика получены товары, а плата за них еще не перечислена. У кредиторской задолженности есть и плюсы, ведь это своего рода средства, привлеченные для пользы учреждения, причем без уплаты процентов или пени.

Также третий раздел Плана включает в себя платежи по налогам и расчеты с прочими организациями, чья деятельность финансируется из бюджета.

Учет финансовых результатов в бюджетной организации

В четвертом разделе Плана перечислены счета для записи финансовых результатов, доходов и расходов учреждения.

Этот раздел по принципам учета почти ничем не отличается от такового в коммерческих организациях. Состав активов и обязательств почти полностью дублирует аналогичные статьи в коммерции. Есть небольшие отличия в составе счетов.

Санкционирование расходов бюджетов

Пятый раздел Плана представляет собой набор счетов для отражения движения:

  • бюджетных ассигнований;
  • лимитов обязательств, которые предоставляют распорядители бюджетов;
  • плановых доходов и расходов учреждения.

Например, при получении извещения из вышестоящих инстанций о лимитах на покупку материалов, бухгалтерия должна отразить размер этих лимитов на счетах учета. Разумеется, в этом же разделе должно отображаться и последующее освоение этих лимитов.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.