Крейсер "Паллада": основные характеристики, вооружение, боевой путь

Лишь немногие наши соотечественники, интересующиеся историей, слышали о крейсере "Паллада". И это совершенно несправедливо – возможно именно благодаря ему совсем иначе пошла история всего человечества! Поэтому корабль вполне заслуживает того, чтобы рассказать о нем поподробнее.

Создание корабля

Начнем с того, что судно было спущено на воду в 1906 году. Для своего времени оно оказалось вполне современным и относилось к крейсерам типа "Баян". Всего Российская империя располагала четырьмя такими кораблями. И именно "Паллада" стала последней из построенных на Адмиралтейской верфи Санкт-Петербурга – время и прогресс неумолимы и диктуют новые требования к военной технике.

Строительство "Паллады"

Увы, прослужило судно совсем недолго. Но об этом расскажем чуть позже.

Основные характеристики

Теперь расскажем об основных характеристика крейсера "Паллада", чтобы даже человек, незнакомый с основами судостроения, смог оценить его.

Водоизмещение составляло 7800 тонн – весьма прилично для своего времени. Для сравнения, куда более известный крейсер "Варяг" имел водоизмещение всего 6500 тонн.

При этом общая длина корпуса была 137 метров, а ширина – 17,5 метра! Осадка также была весьма впечатляющей – больше шести метров, что обеспечивало высокую устойчивость и возможность выходить в море даже во время самого сильного шторма.

Два мощных винта позволяли развивать скорость до 21 узла – почти 39 километров в час. Да и дальность плавания впечатляла – без дозаправки топливом "Паллада" могла пройти 3900 морских миль – больше семи тысяч километров.

Экипаж состоял из 23 офицеров, а также 550 нижних чинов – мичманов, матросов и других.

Вооружение судна

Многие эксперты уже в начале двадцатого века предсказывали неминуемость крупной войны, которая затронет все страны Европы, включая Россию. Поэтому крейсер "Паллада" вооружение получил довольно мощное.

Конечно, в первую очередь это две пушки калибра 203 миллиметра – нескольких удачных попаданий из таких орудий было вполне достаточно, чтобы пустить на дно даже самое крупное судно.

Орудие 203-мм

Кроме того, на вооружении стояли восемь более мелких пушек – по 152 миллиметра. Для работы по более мелким мишеням предназначалось 22 75-миллиметровых орудия. Наконец, на случай, если пришлось бы обороняться от самолетов или уничтожать живую силу противника, на судно установили восемь пулеметов.

Но и это не все. Хотя торпеды были новинкой в военном деле начала двадцатого века, и некоторые эксперты всерьез недооценивали их мощь и опасность, "Паллада" получила два торпедных аппарата калибра 457 миллиметров. Даже одного хорошего залпа хватало, чтобы крупный вражеский корабль был уничтожен.

Два одноименных крейсера

Довольно часто когда заходит разговор о крейсере "Паллада", между начинающими экспертами возникает серьезный спор. Одни утверждают, что он был построен в конце девятнадцатого века и был уничтожен еще в годы Русско-Японской войны. А другие считают, что построили и спустили на воду "Палладу" уже после окончания этой войны. Кто же из них прав?

"Паллада" в море

На самом деле не ошибается ни одна из сторон. Дело в том, что в 1899 году действительно был построен такой крейсер. Он относился к классу бронепалубных крейсеров Первого ранга. Свое название он получил в честь древнегреческой богини мудрости – Афины Паллады. Увы, прослужил Отечеству он совсем недолго и уже в феврале 1904 года был потоплен торпедой, пущенной с японского миноносца.

Но о славном судне не забыли! И когда строили новые броненосцы Российского Императорского флота, было принято решение "возродить" его, дав вторую жизнь. Так появилась новая "Паллада", спущенная на воду всего через несколько лет после гибели первой.

Подвиг "Паллады"

Как говорилось выше, этот славный крейсер оказал влияние на всю историю человечества. И это вовсе не преувеличение.

Дело в том, что во время Первой мировой войны "Паллада" была приписана к Балтийскому флоту. 13 августа 1914 года она, вместе с другим крейсером под названием "Богатырь" обнаружили севший на мель немецкий крейсер "Магдебург". Произошло это неподалеку от острова Осмуссаар, расположенного в Финском заливе. На помощь "Магдебургу" были брошены крейсер "Амазон" и миноносец V-26. Они успели снять с застрявшего судна часть команды, однако после короткого боя с русскими судами были вынуждены отступить. В результате боя (разумеется, экипаж "Магдебурга" не собирался сдаваться без сражения) корабль пострадал, а часть экипажа (15 человек) погибла. Оставшиеся 56 человек, включая корветтен-капитана Хабенихта, подняли белый флаг.

Крейсер "Магдебург"

С корабля удалось снять орудия – в основном 105-миллиметровые, которые впоследствии были установлены на легкие суда Балтийского флота – канонерские лодки и сторожевые корабли.

Однако вовсе не орудия стали главным трофеем. Как оказалось, на борту "Магдебурга" находились секретные шифровальные книги, содержащие код, над раскрытием которого эксперты Антанты бились на протяжении многих месяцев!

По инструкции в сложившейся ситуации капитан корабля должен был уничтожить книги в топке. Однако из-за полученных повреждений топку затопило. Тогда Хабенихт принял решение уничтожить их другим способом – утопить в море. Но русские моряки заметили это – быстро поняв, что враг пытается уничтожить ценные документы, капитаны отдали приказ водолазам изучить дно. И вскоре три книги были найдены.

Здесь древнегреческая богиня мудрости Афина Паллада улыбнулась своей "тезке". Как оказалось, книги представляли собой самую полную подборку военно-морских кодов. Пожалуй, этот трофей стал одним из самых важных в истории Первой мировой войны. А для немецких ВМС это стало самой серьезной потерей в эти же годы.

Одна из трех книг была передана союзникам – Великобритании. В результате все немецкие послания, перехваченные русскими и английскими судами, и, как полагал противник, надежно зашифрованные, легко читались.

Самого Хабенихта до конца войны держали в плену под усиленным контролем, чтобы он не смог доложить командованию о том, что коды захвачены противником.

Благодаря расшифровке кода удалось повлиять не только на боевые действия, разворачивающиеся на море, но и в целом на ход войны. Война сократилась минимум на месяцы, что позволило спасти многие тысячи жизней с обеих сторон конфликта.

Место и обстоятельства гибели

Увы, радоваться успешному началу карьеры экипажу крейсера "Паллада" пришлось совсем не долго. Уже в конце сентября, примерно через полтора месяца после описанного выше подвига, корабль был торпедирован.

Погибающая "Паллада"

Немецкая подводная лодка двое суток пролежала на дне Финского залива и 28 сентября (11 октября по старому стилю) вышла на охоту. Утром она встретила два корабля, возвращавшихся после смены дозора – это были "Паллада" и "Баян". Подпустив их всего на три кабельтова (меньше полукилометра) немецкие подводники дали залп двумя ракетами. Промахнуться с такой дистанции было бы откровенно сложно, да и моряки на "Палладе" расслабились после тяжелого дежурства, считая, что вблизи от родных берегов им ничего не грозит. В результате обе торпеды достигли цели. И, судя по всему, попадание привело к детонации боеприпасов на корабле. Прогремел страшный взрыв, моментально уничтоживший весь корабль вместе с почти шестью сотнями людей на борту.

Экипаж немецкой подводной лодки

"Баян" не имел средств противолодочной защиты (в годы Первой мировой войны многие даже мудрые и дальновидные военные не воспринимали подводные лодки как нечто опасное) и был вынужден уйти с места противолодочным зигзагом.

Таким образом, "Паллада" стала одним из первых русских кораблей в истории, погибших от вражеской подводной лодки.

Капитаны "Паллады"

В строю "Паллада" провела всего восемь лет – с 1906 по 1914 гг. Но за это время успело смениться три капитана!

Со дня спуска на воду и до 1908 года капитаном был Угрюмов Алексей Петрович, впоследствии переведенный на броненосный крейсер "Рюрик".

С 1907 по 1912 гг. кораблем командовал Бутаков Александр Григорьевич. После службы переведен на крейсер "Баян", уже упомянутый ранее.

Наконец, с 1912 года по печальный 1914-й должность капитана занимал Магнус Сергей Рейнгольдович, под командованием которого корабль обрел славу и погиб.

"Паллада" в наши дни

Долгое время не удавалось установить место гибели знаменитого крейсера. Только в 2000 году группе аквалангистов из Финляндии удалось обнаружить русский броненосный крейсер неподалеку от полуострова Ханко. Скорее всего, это и была "Паллада". Но на протяжении 12 лет находку держали в секрете. Только в 2012 году информация об этом появилась в газете "Хельсингин Саномат".

"Паллада" сегодня

Сегодня крейсер лежит на глубине около 60 метров и является одним из самых популярных объектов для дайверов-любителей и морских военных археологов.

Заключение

Наша статья подошла к концу. Теперь вы знаете больше о славном крейсере "Паллада", который за короткую службу сумел изменить историю человечества и погибнуть в бою, не спустив флаг, как и подобает кораблю русского флота.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.