Как правильно сформулировать цель: рекомендации и примеры

Постановка целей обязательна для успешного развития бизнеса. Грамотный руководитель должен уметь ставить планки, доносить их до своих сотрудников и контролировать выполнение. Правильно сформулированная цель является основой конечного результата.

В середину

Постановка рабочих целей

Рабочая цель, установленная руководителем, - это задача, к исполнению которой необходимо стремиться сотрудникам. Как выше говорилось, директор должен уметь грамотно излагать цели, иначе может получиться совершенно обратный результат, нежели подразумевался изначально.

Рабочее совещание

Смарт-цели

Правильно сформулированная цель должна соответствовать smart-критериям. Если обратиться к английскому словарю, он гласит: smart переводится как "умный".

Умные цели подразумевают несколько критериев:

  1. Конкретность.
  2. Измеримость.
  3. Достижимость.
  4. Значимость.
  5. Соотношение с определенным сроком.

Так выглядят критерии правильно сформулированной цели в бизнесе. Теперь о каждом из них более подробно.

Основная цель

Конкретность

Specific означает "конкретность" в переводе с английского языка. Когда руководитель ставит задачу перед исполнителем, в его голове формируется конечный результат работы. Часто бывает, что видение директора не совпадает с тем, как понимает задачу его подчиненный. На выходе получается совершенно иной результат, нежели требовался руководителю. Тот начинает обвинять исполнителя, не думая, что сам не прав.

Постановка задачи требует конкретики. К примеру, руководитель желает получить отчет по кредиторской задолженности клиента. Он дает задание исполнителю, не конкретизируя, что именно необходимо сделать. Подчиненный проводит большую работу, на выходе получая отчет по объему продаж клиента. Руководитель получил вовсе не то, что ему требовалось. Ставя задачу, он должен был сказать: мне необходим отчет по кредиторской задолженности данного клиента. Но директор размыто сформулировал конечную цель: мне необходим отчет по такому-то клиенту.

Измеримость

Как правильно сформулировать цель в бизнесе, мы рассказали выше. Теперь говорим о пяти основных ее критериях, второй из которых - измеримость. Под ней подразумевается определение того, насколько достигнута цель.

Критерии измеримости выглядят так:

  • Проценты и соотношения. К примеру, была поставлена цель по увеличению объема продаж на 50 %. При подробном анализе уровня ее достижения выяснилось, что продажи увеличились на 30 %. Цель постепенно достигается, большая часть работы выполнена.
  • Оценка со стороны. Критерием руководствуются, когда желают повысить уровень сервиса компании. Например, положительный отзыв клиента о вкусовых качествах заказанной пиццы станет объективной оценкой со стороны.
  • Частота происходящего. Опять же пример на пицце: о качественном сервисе свидетельствует наличие постоянных клиентов.
  • Время, за которое необходимо достичь поставленной цели. Примером служит увеличение продаж на 50 % за три месяца.
  • Запреты. Они полезны в редких случаях, но бывают необходимыми. Сотрудники магазина систематически опаздывают на работу, из-за чего не успевают подготовить витрины к открытию. Опоздания запрещают, накладывают штрафные санкции на провинившихся.
  • Соответствие корпоративным стандартам. Сколько компаний, столько и стандартов того, как следует выполнять работу.

Достижимость

Как правильно сформулировать цели и задачи для сотрудников, будучи руководителем? Существует несколько критериев, о двух мы рассказали выше. Сейчас речь пойдет о достижимости. Чем должен руководствоваться директор компании, когда решает внести коррективы в ее работу и поставить новые задачи перед своими подчиненными? Читатели будут удивлены, но основной акцент идет на сотрудников. Руководитель должен понимать, кто на что способен, ибо глупо требовать от безынициативного работника дотянуться до звезд.

Выделяют несколько типов сотрудников:

  • Амбициозные и опытные.
  • Опытные и инициативные, амбиции имеются, но в меру.
  • Опытные, любящие рутину и стабильность.
  • Опытные, с отсутствием инициативы, страхом перед новшествами.
  • Недавно пришедшие в компанию.

Для каждого из них существует своя планка, которую человек способен выполнить. Ниже приведены несколько вариантов планок для каждого типа сотрудников:

  1. Постепенное повышение. Подойдет для новичков и работников-трусишек. Пусть пробуют свои силы, а руководитель наблюдает за их способностями.
  2. Увеличение результата деятельности на 50 % от конечно возможного. Метод подходит для сотрудников опытных, но с трудом переносящих изменения рабочего процесса. Они будут сопротивляться, конечно же, но компетенция позволит выполнить поставленную задачу.
  3. Повышение результатов деятельности на 80-90 % от конечно возможного. Такой задаче обрадуются сотрудники опытные и инициативные, но мало амбициозные.
  4. Цель выше, чем возможный конечный результат. В коллективе есть люди опытные и очень амбициозные. Такая задача - вызов их навыкам и умениям.

Значимость

Последний критерий для того, чтобы ответить на вопрос, как правильно сформулировать цель. Ставя сотруднику задачу, руководитель должен донести ее важность с точки зрения более высоких целей.

Движение к цели

Формулировка целей в педагогике

Как правильно сформулировать цель занятия педагогу? Разбить формулировку на несколько уровней:

  • Ознакомление учащихся с материалом.
  • Выявление отложившихся в их головах знаний с помощью пересказа, контрольной работы, сочинения, в зависимости от возраста учащихся и их умений.
  • Обучение необходимым навыкам и умениям по решению той или иной задачи.

Вот как правильно сформулировать цели и задачи урока, служащие для развития обучаемых.

Учительница с учениками

Формулировка целей в психологии

Психология заявляет, что достижение целей зависит от их грамотной постановки. Мы предлагаем ознакомиться с разницей между желанием и целью.

Желание чего-то

Желание является промежуточным звеном между простым хотением и взвешенным выбором. Основные его характеристики:

  • Осознание того, то хочет получить человек.
  • Наличие представления о реализации желаемого. Как будет действовать индивид, чтобы получить то, что он хочет.
  • Размышления над мотивацией. Человек задумывается, для чего ему необходимо желаемое.

Цель - реальный объект, которым хочет обладать человек, и совершает действия для этого.

Вот так выглядят признаки цели:

  • Желаемый предмет обладает формой. То есть человек не просто мечтает о машине, он имеет в виду конкретную марку.
  • Если у индивида спросить, зачем ему нужна машина, он сможет точно ответить на данный вопрос. Как видно из этого, мотивация сформулирована четко.
  • Для реализации цели осуществляются конкретные шаги. Индивид не просто мечтает о машине, он берет кредит для ее покупки, к примеру.

Цель оправдывает средства?

С тем, как правильно сформулировать цель, мы разобрались. Всегда ли она оправдана?

Все зависит от путей достижения поставленной задачи и конечного ее результата. Вернемся к примеру с машиной. Индивиду необходимо авто представительского класса. Стоит такое средство передвижения дорого, человек получает небольшую зарплату. Собственными усилиями он может скопить на желаемую марку, но это будет длиться десятилетиями.

Индивид решается на кредит для покупки машины. Он оформляет его, не просчитывая возможные варианты дальнейшего будущего. К примеру, человеку более 45 лет, он берет взаймы у банка несколько миллионов. Сроком на десять лет - это довольно длительное время, за которое с экономикой нашей страны может произойти немало перемен. Возраст способствует ухудшению здоровья, что может подвести человека и лишить работы. А самый главный вопрос: зачем нужна столь дорогая машина обычному труженику? Она не подчеркивает его высокого статуса, который отсутствует. Дело в удовлетворении собственных амбиций, едва ли стоящих долгосрочного кредита. В данной ситуации средства для достижения цели не соответствуют ее конечному результату.

Дорогая машина

Заключение

Грамотная постановка целей и продуманный подход к их реализации требуются как в жизни, так и в работе. Без этого нельзя достигнуть задуманного.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.