Репродуктивное поведение: понятие, типы, структура, факторы и особенности

Всем нам хорошо известны такие понятия, как «инстинкт продолжения рода», «материнский инстинкт» и «родительский инстинкт». Каждое из них обуславливает естественную потребность человека иметь детей. Тем не менее, по мнению психологов, подобное желание не имеет никакой связи с биологической характеристикой человека. Явление это число социальное. При этом оно может выражаться не только в желании иметь детей, но и в нежелании этого. Все эти факторы входят в такое понятие, как «репродуктивное поведение» человека. Именно от него и будет зависеть принятие решения о появлении ребенка на свет. Рассмотрим понятие и структуру репродуктивного поведения. Это позволит нам понять демографическую ситуацию, складывающуюся в обществе, и пути ее исправления.

Определение понятия

Репродуктивное поведение представляет собой обширную систему, включающую в себя психологические состояния, действия и отношения, непосредственно связанные с рождением или с отказом от рождения детей, вне зависимости от их очередности, вне брака или в браке. В это понятие входит также решение супругов усыновить ребенка.

родители целуют дочку

Формирование репродуктивного поведения происходит под влиянием этнических, этнокультурных, экономических и политических факторов. Проявляется же оно в виде реакции людей на внутренние и внешние стимулы к планированию семьи и продолжению рода, в числе которых - общественное мнение и семейные традиции, осознание ценности детей и проч.

В своем концентрированном виде репродуктивное поведение человека представляет собой ряд действий, называемых соответствующей стратегией. Это все то, что происходило с момента принятия решения о зачатии ребенка до его появления на свет. Исследования репродуктивного поведения позволяют объяснить те изменения, которые оно претерпело на протяжении истории развития человеческого общества. Их цель состоит также в объяснении влияния на процессы рождаемости проводимой государством семейной политики, условий жизни людей и их психики.

Типы репродуктивного поведения

В истории развития человеческого общества отношение людей к рождению детей претерпевало некоторые изменения. Это и привело к выделению нескольких типов репродуктивного поведения. Первый из них был характерен для доисторического этапа развития общества людей. В тот период репродуктивное поведение формировалось, как правило, стихийно. Воздействие на него оказывали лишь биологические законы размножения. Неограниченное рождение детей являлось необходимостью выживания людей в условиях высокой смертности, которую несли болезни, голод и войны.

Вторым историческим типом репродуктивного поведения населения явился тот, который был характерен для периода феодально-аграрного производства. В эти времена намерения иметь детей регулировались нормами, установленными церковью, традициями, государством и общественным мнением. В странах с преобладающей численностью сельского населения среди особенностей репродуктивного поведения можно было выделить его привязанность к годовым циклам аграрных работ, а также к соблюдению постов. Довольно жестким в этот период был и контроль над деторождением в каждой отдельно взятой семье. С одной стороны, он основывался на высокой смертности, а с другой – на ограниченности территории. Для максимального увеличения числа детей в обществе существовали нормы повсеместной и ранней брачности.

Родители уже с малых лет использовали своего ребенка в качестве помощника в хозяйственных делах, а также для воспитания младших сестер и братьев. Помимо этого, при имеющей место весьма низкой производительности труда дети для семьи являлись источником рабочей силы. Многочисленное потомство способствовало и росту авторитета родителей в обществе. Все вышеперечисленные факторы на репродуктивное поведение оказывали самое благотворное влияние. У людей при этом росла мотивация потребности к увеличению рождаемости и ее поддержания на самом высоком уровне.

В период становления капитализма получил свое развитие третий тип репродуктивного поведения. В эту историческую эпоху начала интенсивно развиваться медицина. Одновременно с этим произошло улучшение санитарно-гигиенических условий жизни людей, что привело к существенному снижению детской смертности. Подобный фактор и привел к возникновению двух видов репродуктивного поведения человека. Один из них ориентировался на многодетность, а второй - на малодетность.

В большинстве экономически развитых стран в основе регулирования количества детей оказалось повышение среднего возраста заключения брачных отношений. Со временем полезность ребенка для родителей начала снижаться. После введения общего, а также специального образования дети стали приступать к работе в более позднем возрасте. В связи с этим выросла материальная нагрузка родителей на их содержание. Экономическая полезность детей начала отступать на задний план. С их появлением на свет родители начали удовлетворять лишь свою эмоциональную и социальную потребность в продолжении рода. Взрослые при этом приходилось зарабатывать достаточные для содержания детей деньги, повышать свой социальный статус, а также больше времени проводить вне семьи. В результате возникло противоречие. Оно выразилось в различии репродуктивных интересов общества и семьи.

толпа людей

О первой половине 20 в. нам известно как о периоде борьбы женщин за свою эмансипацию. Тогда-то и возник четвертый тип репродуктивного поведения. Для него характерен пересмотр взглядов на взаимоотношение представителей разных полов в обществе и в семье. Помимо этого, благодаря снижению во второй половине 20 в. младенческой смертности был устранен страх бездетности в случае рождения небольшого числа детей. Женщины начали принимать активное участие в различных областях общественного производства. Это позволило им стать экономически независимыми и самостоятельно принимать решение, касающееся рождения детей.

Структура

Репродуктивное поведение является совокупностью следующих компонентов:

  • потребности в детях;
  • репродуктивных установок;
  • мотивов деторождения;
  • решений;
  • действий.

Рассмотрим все указанные выше элементы. Они входят в структуру репродуктивного поведения.

Потребность в детях

Среди всех существующих факторов репродуктивного поведения человека этот является одним из самых основных. При этом, входя в общую систему потребностей индивида, данный элемент занимает ведущее положение в социальной сфере наряду с желанием семьи и брака, реализовываться как личность, получать образование и т.д.

К факторам, влияющим на репродуктивное поведение человека при рассмотрении потребностей в детях, не относится его сексуальная потребность. Ведь ее удовлетворение вовсе не предполагает появления на свет ребенка. Причем,с развитием человечества сексуальные отношения все в меньшей и меньшей степени служат средством для деторождения. Появлению ребенка на свет в большей степени способствует специальная мотивация, которая является не биологической, а социально-психологической.

женщина поднимает вверх ребенка

Потребность в детях является свойством социализированной личности. Проявляется оно в том, что индивид, не ставший родителем, испытывает затруднения в собственной самореализации. Такие сложности возникают у него при выяснении семейного статуса. Одним из таких примеров может служить встреча знакомых, не видевшихся в течение долгого времени. В этом случае осуществляется непроизвольная оценка поведения личности с опорой на бытующие репродуктивные нормы, которые представляют собой образцы и принципы поведения, касающегося деторождения, принятые обществом или отдельными социальными группами. Как и любые другие, эти нормы усваиваются человеком как средства ориентации поведения.

Основы репродуктивного поведения, касающегося потребностей в детях, составляют:

  1. Стремление человека иметь такое количество детей, которое типично для того общества, в котором он живет. Сюда же входит и желание дать им качественное воспитание.
  2. Чадолюбие. Данное понятие представляет собой глубоко усвоенные установки к детям в целом.

Интенсивность желания

Потребность в детях не подлежит изменению под влиянием условий жизни или при их изменении. По-разному могут сложиться только семейные ситуации. Именно они или будут способствовать, или воспрепятствуют удовлетворению индивида потребности в детях.

Различают определенную силу или интенсивность желания иметь ребенка. Причем это фактор остается неизменным на протяжении всей жизни человека. В связи с этим репродуктивное поведение классифицируют на:

  • малодетное, когда в семье один или два ребенка;
  • среднедетное (три или четыре ребенка);
  • многодетное (от пяти детей).

Репродуктивные установки

В поведении индивида относительно желания иметь детей выделяют три направления. Первое из них связано с деторождением. Второе – с предотвращением самого факта зачатия. Третье – с прерыванием беременности.

дети подпрыгивают

От второго элемента, входящего в структуру репродуктивного поведения, и зависит выбор человеком того или иного направления. Установка на деторождение является социально-психологическим регулятором, который обуславливает либо положительное, либо негативное отношение к наличию в семье определенного количества детей. Формирование данного элемента происходит у человека еще до прохождения им периода полового созревания. Подтверждением этому стали опросы, проводимые среди детей. Их результаты наглядно продемонстрировали конкретную ориентацию на создание большой или маленькой семьи. Причем у детей обусловлено подобное решение в большинстве случаев репродуктивным поведением их родителей. Немаловажную роль играют при подобном планировании и те отношения, которые имеют место между членами семьи.

Составляющие репродуктивной установки

Социально-психологический регулятор деторождения включает в себя три компонента:

  1. Когнитивный. Данный компонент можно назвать рассудочным. Он оказывает непосредственное влияние на решение о количестве детей, а также на разницу в их возрасте.
  2. Аффективный. Это эмоциональный компонент структуры репродуктивного поведения. Он оказывает непосредственное воздействие на формирование негативных или позитивных чувств, которые связаны с рождением того или иного числа детей или с отказом человека от их рождения.
  3. Этический. Это нравственный компонент установки. Благодаря ему формируется ответственность и воля человека, принимающего решение о рождении определенного количества детей и их воспитании.

Из всех перечисленных компонентов доминирующей установки только один из них может оказывать основное влияние на каждого человека, решившего стать родителем.

Существует три показателя, являющихся основными индикаторами репродуктивной установки. Это среднее ожидаемое число детей. Оно может быть идеальным, желаемым и ожидаемым. Первый из этих показателей является представлением женщины или мужчины о наиболее вероятном числе детей, которых может иметь средняя по своему уровню дохода семья. При этом не обязательно своя. Среднее желаемое число показывает на потребность женщины и мужчины иметь то или иное количество детей в собственной семье. И к этому человек обязательно придет, если этому ничто не сможет помешать.

папа с малышом

Среднее ожидаемое число – это количество детей, которое планируют иметь супруги с учетом всех обстоятельств их жизни. Выяснение этого показателя репродуктивного поведения в семье имеет большое практическое значение. Оно позволяет прогнозировать тенденцию рождаемости в стране.

Репродуктивные мотивы

Данный элемент структуры отношения к деторождению представляет собой психические состояния индивида, побуждающие его к достижению своих целей благодаря появлению в семье ребенка любой очередности.

В стратегии репродуктивного поведения выделяют следующие виды мотивов:

  1. Экономические. Такие мотивы побуждают людей к деторождению для достижения ими определенных целей, связанных с приобретением материальных выгод, а также с сохранением или повышением своего финансового статуса.
  2. Социальные. Мотивы репродуктивного поведения данной направленности служат индивидуальной реакцией людей на существующие социокультурные нормы детности. То есть человек желает жить «как все», имея столько детей, «сколько и у всех».
  3. Психологические. Эти мотивы побуждают к пополнению семейства для достижения каких-либо сугубо личных целей. Примером тому может служить желание иметь ребенка, чтобы дарить ему любовь, опекать его и видеть в нем свое продолжение.

Помимо этого все репродуктивные мотивы могут быть разделены на два класса. В первом из них родители рассматриваются, как субъекты поведения. Именно от них идут к детям различные стремления и чувства. Это желание проявления заботы и любви к ребенку, его опеки, направления в развитии и т.д.

Во второй класс входят мотивы, где родители являются объектами. Сюда относят все то, что способно удовлетворить потребность родителей в получении от ребенка уважения, любви, а также в обретении смысла жизни и т.д.

мама с малышом

Пропорция экономических, социальных, а также психологических мотивов в структуре репродуктивного поведения постоянно меняется. И на сегодняшний день можно говорить о том, что подобная тенденция отражает глобальный процесс отмирания многодетности, происходящий на протяжении всего периода развития человеческого общества. Отмечается, что в современном социуме практически сходят на нет социальные и экономические мотивы, предполагающие наличие в семье нескольких детей. При этом на первый план выдвигаются мотивы внутренние, то есть психологические.

Репродуктивные решения

Каким образом действует механизм, определяющий ситуацию удовлетворения потребности человеком в деторождении? Стоит отметить, что репродуктивные решения не принимаются сами по себе. Они полностью зависят от конкретной ситуации в обществе и в семье.

Исходя из результатов, полученных в ходе проведения социологического анализа, исследователями были сделан вывод о том, что в условиях многодетности, а также в условиях малодетности существует определенная «зона свободы выбора». В ее пределах и происходит реализация репродуктивного выбора семьи. Так, в условиях малодетности она значительно сужается.

В репродуктивном поведении могут быть выделены два типа, позволяющих соотнести полученные результаты с возможностью истинно свободного выбора. Первое из них рутинное. Второе – проблемное.

Рутинное – это поведение, когда выбор полностью отсутствует. Человек не принимает самостоятельных решений, а результаты всегда соответствуют ожидаемым, определяясь лишь действующими социальными нормами. Вся цепь действий, событий и отношений разворачивается машинально. При этом на ее пути не встречается никаких препятствий и неожиданностей. Рутинное поведение имеет место, например, в тех случаях, когда у супругов нет удовлетворения потребности в детях, и они стремятся как можно быстрее реализовать это свое желание. В таком случае они ничего не выбирают и не решают. Их поведение рутинно и машинально. Происходит зачатие, нормально развивается беременность, и спустя положенный срок рождается малыш.

Однако в ход события может вмешаться и нечто неожиданное, превращающееся для супругов в барьер. В таком случае результат не будет соответствовать ожиданиям. Это и приводит к развитию проблемной ситуации. Разрешить ее можно только при реализации своего свободного выбора.

Подобной проблемой может стать отсутствие желаемого зачатия и родов. Причем подобная ситуация может иметь место в многодетной и малодетной семье. Разрешить эту проблему можно с применением всех доступных способов лечения.

Порой новые явления репродуктивного поведения в семье выступают следствием кризиса и дезорганизации брачных уз. Причем в настоящее время этому способствует спонтанное развитие цивилизации индустриально-урбанистического типа. Подобное направление значительно углубляет кризис в семье, приводит к нарастанию в ее функционировании и жизни различных негативных явлений, а также подводит эту первичную ячейку общества к полному краху. Противодействовать подобному изменению государство может лишь при проведении специальной семейной политики, ориентированной на ее укрепление и возрождение.

Репродуктивные действия

Подобный элемент в общей системе деторождения отражает результаты данной направленности поведения человека. Ими могут быть появление ребенка любой очередности в семье или применение контрацептивов.

дети лежат на животе

Согласно проведенным исследованиям, в настоящее время наблюдается падение интереса к увеличению количества детей в семье. Факторами, оказывающими непосредственное влияние на эту тенденцию, являются:

  • стремление к получению среднего специального или высшего образования, а также к карьерному росту;
  • желание достижения экономического благополучия и приобретения собственного жилья;
  • вовлеченность женщин в общественное производство;
  • толерантность к сожительству и к добрачным половым связям;
  • поздний возраст для заключения брака;
  • рост числа разводов;
  • низкий уровень материальной помощи государства семьям, воспитывающим детей;
  • недостаточное количество дошкольных учреждений.

В связи с этими факторами репродуктивная функция для жителей России начинает становиться второстепенной.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.