Русский художник Федотов Павел Андреевич: биография и творчество

Великий русский художник Павел Федотов считается родоначальником критического реализма в живописи тех времен. Он одним из первых изображал истинную жизнь в естественном виде, передавая подлинные чувства и эмоции, без приукрашивания. Рисовал художник окружающую его с детства действительность, ведь вырос он на окраинах Замоскворечья. Все изображенное на полотнах было плодом его детских и юношеских наблюдений.

Картины художника Павла Федотова хранятся в Третьяковской галерее и в Русском музее Санкт-Петербурга, так что можно прийти и полюбоваться работами истинного мастера, академика живописи, добившегося всенародного признания, несмотря на тяжелую судьбу. В статье пойдет речь о биографии великого мастера, рассмотрен его путь к признанию, его знаменитые картины и рисунки. Также будут приведены любопытные факты нелегкой жизни мастера.

Биография

Федотов Павел Андреевич родился в очень бедной многодетной семье в Москве 22 июня 1815 года. Его отец, Андрей Илларионович, в молодости служил в армии еще при Екатерине и, уходя в отставку, получил звание поручика и дворянский титул, потом обеднел и служил титулярным советником. Его мать, Наталья Алексеевна Калашникова, растила детей и вела хозяйство. Семья жила в бедности в небольшом деревянном доме. Дети, в том числе и маленький Павел, проводили целые дни без особого присмотра на улице, сеновале, а в зимние холода прятались в салазках во дворе. Именно в это беззаботное время будущий художник Павел Федотов запечатлел в себе патриархальные нравы местных жителей, образы которых впоследствии воплощал на своих полотнах.

Учеба в кадетском корпусе

В 11 лет отец отправляет Федотова-младшего на учебу в Первый Московский кадетский корпус. Мальчик старательно учился, проявил хорошие способности по математике и химии, хотя часто учителя могли видеть на полях тетрадей свои портреты, причем в карикатурном изображении. Но это не помешало юноше закончить курс с отличием. По традиции учебного заведения его имя было занесено на мраморную доску почета в актовом зале корпуса. Павел Федотов получил звание унтер-офицера, а уже в 1832 году его повысили до фельдфебеля. Через год он уже был прапорщиком и служил в полку Санкт-Петербурга.

Желание рисовать не покидало молодого офицера даже в годы службы, поэтому он решил вечерами посещать уроки рисования при Академии художеств. Сначала ему тяжело было перестроиться с привычных карикатур до настоящих реалистичных портретов, за что ему часто попадало от великого Брюллова. Но со временем учителя разглядели талант ученика и обратили на него особое внимание.

портрет руки Федотова

Семья художника Павла Федотова жила в бедности и просила материальной помощи, поэтому вечерами любящий сын не только изучал формы человеческого тела по гипсовым скульптурам и брал уроки в Академии, но и рисовал небольшие акварели с портретами сослуживцев и великого князя Михаила Павловича, которые хорошо раскупались. Эти деньги он посылал родным в Москву.

Картина "Встреча великого князя"

Летом 1837 года Павел Федотов стал свидетелем события, которое потрясло его до глубины души и дало толчок к написанию своей первой знаменитой картины, положившей начало его художественной деятельности. В полк приехал после лечения за границей великий князь. Гвардейцы, которые обожали его и беспокоились о состоянии его здоровья, шумной толпой выбежали его встречать. Живописность ситуации произвела глубокое впечатление на молодого человека, и он взялся за написание полотна. Всего через 3 месяца он нарисовал свою знаменитую картину "Встреча великого князя". Чтобы ничего не отвлекало мастера от работы над полотном, ему впервые за срок службы дали отпуск.

"Встреча великого князя"

Великий князь за это произведение наградил молодого офицера бриллиантовым перстнем. Под впечатлением от такой благодарности брата государя художник пишет еще одно полотно под названием "Освящение знамен в Зимнем дворце, обновленном после пожара". Так как бедный офицер сильно нуждался материально, он решился показать еще неоконченную картину князю. Тот предоставил ее на суд государю, августейший брат подписал указ про выдачу "рисующему" офицеру ежемесячного содержания в размере 100 рублей ассигнациями.

Это стало переломным моментом в судьбе и творчестве Павла Андреевича Федотова. Он подает прошение об отставке и уже в 1844 году увольняется из полка в чине капитана. Первое время он рисует батальные сцены, однако со временем приходит к выводу, что ему больше по душе жанровая живопись. Природная наблюдательность и острый ум дают возможность автору воплощать в картинах обстановку жизни и характерные черты людей различных сословий. В то время действительно не хватало реализма в русской живописи, поэтому полотна художника так понравились и именитым мастерам, и простым людям.

"Свежий кавалер"

Одной из первых картин, получивших признание у строгого учителя и всесильного в те годы Брюллова, было полотно под названием "Свежий кавалер" или "Утро чиновника, получившего крест". Написана она в 1846 году в жанре сатирического реализма. В ней высмеивается высокомерие и гордость чиновника, получившего самую мелкую в то время награду - орден. Комичность образа передана в убогой обстановке грязной комнаты с разбросанными по полу и мебели вещам.

Орден прицеплен прямо на старый халат, на голове намотаны папильотки из кусочков тряпки. Мундир висит на стуле, на столе лежит кусок отрезанной колбасы, под ним валяются остатки от рыбы.

Девушка-служанка с юмором воспринимает бахвальство хозяина и продолжает выполнять свою работу.

"Свежий кавалер"

Комичность придает контраст между выражением лица и внешним видом мужчины, стоящего на полу босиком. Он мечтает о высоком положении в обществе, пытается выглядеть красивым и ухоженным, при этом не имея средств. Добавляет сатиры кот, рвущий когтями обивку стула на переднем плане.

"Разборчивая невеста"

Одной из знаменитых картин Павла Федотова считается написанная в 1847 году "Разборчивая невеста". На фоне отлично прорисованной обстановки комнаты видна пара - уже немолодая женщина, перед которой в просительной позе стоит горбун в дорогих нарядах. Девица делает равнодушное и снисходительное лицо, однако в душе уже давно приняла решение дать согласие на этот брак. Ведь возраст невесты далеко не юный, а жених, хоть и горбатый, но видно по одежде, что не бедный.

"Разборчивая невеста"

За происходящим внимательно наблюдают ее родители. Комичность автор видит в контрасте образов. Внешне некрасивый жених имеет истинные чувства и благородство, а у дамы все наоборот - красота лица скрывает спесивую и капризную натуру.

За представленные выше картины художник Павел Федотов был удостоен звания академика. Ему выделили хорошее денежное пособие, и он смог продолжить писать картину, ставшую его самым узнаваемым творением в мире.

Картина "Сватовство майора"

Написано произведение в 1848 году, и после представления на выставке имя Федотова стало широко известным. Про него писали все газетные издания. По мотивам своей картины художник сочинил стихотворение, которое отражает весь смысл сюжета. Хотя стихи автора нигде не печатались, но друзья считали его талантливым и в данном виде творчества.

"Сватовство майора"

На картине "Сватовство майора" художник изобразил событие, присущее его времени. Богатую невесту, дочь купца, выдают замуж по договоренности за бедного дворянина, обладающего титулом. Невеста, увидев жениха, в ужасе пытается убежать, строгая мать ее удерживает в комнате. В стороне стоит отец, довольный выгодной сделкой. Ни о каких чувствах нет и речи.

Положительное значение творчества Павла Федотова и состояло в высмеивании таких устаревших традиций, когда дочь буквально продавали родители за титулы и благосостояние. Современники одобрили его сатиру, и газеты подняли болезненную тему свадебных сделок в статьях.

"Завтрак на столе"

Еще одно сатирическое произведение художника, описывающее нравы и быт людей той эпохи, написано в 1849-1850-х годах. Другое название картина получила по рассказу "Завтрак аристократа", прочитав который художник решил передать сюжет на холсте.

картина "Завтрак на столе"

Молодой аристократ растратил все свои деньги на игру в карты или на дам. Ему стыдно признаться в нищете и утратить статус перед друзьями. Он не решается продать что-то из окружающей обстановки, облегчив свою нужду, так как его могут раскусить и изгнать из своего круга. Поэтому он втайне завтракает куском черного хлеба.

Его страшно испугало внезапное появление гостя на пороге. Тот уже отодвинул занавеску и вот-вот войдет в комнату. Хозяин старается спрятать свой "позор", накрыв хлеб книгой. На его лице отражен испуг, он не знает, видел ли его гость ситуацию или все обошлось.

Художник прекрасно передал чувства, которые испытал молодой светский хлыщ. Это страх разоблачения, полная растерянность и боязнь за свою репутацию. Картина вызвала у зрителей большой интерес, ведь каждый мог пофантазировать и додумать конец истории на свой вкус.

"Вдовушка"

Картина написана художником в 1851 году. Перед описанием картины необходимо коснуться душевного состояния автора в этот период. Его сатирические работы вызывали небывалый интерес публики, но в то же время подвергались цензуре со стороны властей. От него стали отворачиваться меценаты, которые помогали ему справиться с материальными затратами для творческих работ. Федотов начинает задумываться над фатальным абсурдом бытия. Под влиянием грустных мыслей он пишет свою печальную "Вдовушку".

картина "Вдовушка"

Сюжет будущей картины автор взял из жизни. У его сестры Любы, которая была бедной и несчастливой в браке, умирает муж, оставив ей множество долгов. К тому же, девушка ожидает появление младенца, что усугубляет ее тревогу и грусть.

Художник старался передать душевное состояние молодой женщины, весь страх и безысходность ее положения, однако переданная грусть на лице его никак не удовлетворяла. Федотов 4 раза переписывал картину, так и не найдя гармонию в душе. Однако современники получили целых 4 экземпляра творения автора.

Незаконченный шедевр

Картина Павла Андреевича Федотова "Анкор, еще анкор!" считается незаконченной. Она написана в 1852 году. Это последнее произведение автора посвящено скучному и убогому существованию солдата. Вся обстановка говорит про бедность и уныние. Уставший мужчина лежит на кровати, и единственным развлечением ему служит собака. Он поставил ей палку и смотрит, как она выполняет его команду "Анкор!", то есть прыгает через нее взад и вперед.

незаконченная картина

Картина немного расплывчата, но способствует более внимательному рассмотрению и обдумыванию.

Болезнь художника

Павел Федотов за столь короткий период своего творчества написал огромное количество картин, многие его работы - это портреты на заказ или портреты близких людей. Также хранятся его зарисовки карандашом, на которых изображены бытовые сцены из жизни обычных людей.

рисунок карандашом

Тонкая натура художника испытывала сильные нагрузки, что отразилось на его здоровье. Близкие начали замечать его частое уныние и молчаливость. В 1852 году у него проявились признаки психического расстройства. Друзья поместили его в клинику для душевнобольных людей, а государь, узнав о состоянии художника, выделил ему средства на содержание в лечебнице в размере 500 рублей.

Смерть великого мастера

Несмотря на все старания, болезнь быстро прогрессировала, и уже через полгода академик живописи Павел Федотов скончался в больнице Всех скорбящих на Петергофском шоссе. Похоронили его на Смоленском кладбище в мундире офицера, причем ни в одной газете не сообщили о его смерти. Только в 1936 году его перезахоронили в некрополе Александро-Невской лавры и увековечили память постаментом.

Однако полотна выдающегося мастера будут радовать и удивлять своим реализмом еще многие поколения поклонников живописи.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.