Технология адаптивного обучения. Требования к современному уроку

Обсудить Редактировать статью
 

Современная система образования во главу угла ставит индивидуальный подход к учащемуся. Значение имеют не только требования стандартов и учебных программ, но и способности и интересы самого ученика. Поэтому особое внимание уделяется разработке и внедрению таких образовательных методик, которые в полной мере соответствуют принципам индивидуализации обучения. Достаточно активно в современной российской школе происходит процесс внедрения технологий адаптивного обучения.

Разработка концепции

Основные принципы и целевые установки данной технологии формировались на стыке психологии, педагогики, культурологии. Согласно разработанной концепции, для учеников в школе могут быть созданы условия, помогающие им достигнуть оптимального уровня личностного и интеллектуального развития. Ключевым условием выступает гармоничная адаптация ребенка в реалиях современной школы. Временем наиболее активных поисков в этом направлении стал период конца XX – начала XXI века. Основной вклад в разработку принципов адаптивного управления образовательным процессом и соответствующих методик внесли Е. Я. Ямбург, Н. П. Капустина, Т. М. Давыденко. Наиболее подробно перспективы внедрения адаптивной системы обучения были описаны в работах А. С. Границкой. В технологии присутствуют элементы теории деятельностного и дифференцированного обучения.

Основные принципы технологии

Как мотивировать ребенка к учебе? Советы психологов по этой проблеме были учтены авторами при разработке ключевых положений адаптивной технологии. Одним из основных принципов выступало соответствие выбираемых методик обучения возрастным и психологическим особенностям учащегося.

динамические группы

Интеллектуальные задатки и способности ученика, уровень его познавательной и творческой активности, особенности мышления занимают центральное место при выборе способов взаимодействия с педагогом. Позиция последнего заметно меняется. Он перестает быть единственным источником информации, предпочтение отдается самостоятельной и групповой работе учащихся. Учитель выступает в роли организатора, разделяя с учениками ответственность за результаты обучения. Учащийся не просто пассивно воспринимает информацию, а становится субъектом процесса познания, что способствует его личностному развитию.

Как мотивировать ребенка к учебе: советы психолога

Стимулы к обучению могут быть различными. Однако мнения специалистов сводятся к тому, что эффективным процесс может быть, только если у школьника формируется познавательный интерес и стремление добиться определенных результатов. Этот процесс напрямую связывается с успешной адаптацией к условиям обучения. Задача педагогического коллектива в этом случае – помочь учащемуся выработать оптимальный режим приобретения новых знаний, навыков, взаимодействия с окружающими.

Адаптивная система обучения призвана обеспечить ребенку такой формат занятий, при котором он сможет максимально раскрыть собственный потенциал в рамках того или иного предмета. Для этого используются приемы гибкого построения учебного процесса, направленные на усиление самостоятельности школьника.

Какие проблемы позволяет решить технология?

Разработка технологии адаптивного обучения была призвана решить ряд насущных проблем в педагогической сфере. Большинство из них характерно для всей системы общего образования.

позиция учителя
  1. Несмотря на все современные требования, объем самостоятельной работы учащихся на уроке невелик, учитель продолжает оставаться ключевой фигурой в процессе обучения.
  2. Далеко не все ученики включены в активную работу, уровень усвоения информации, преподносимой педагогом, достаточно низок.
  3. Сложность объективной оценки и контроля деятельности учащихся во время занятия.
  4. Выбор уровня сложности задания осуществляется не учеником, а педагогом на основе данных об успеваемости.
  5. Сохранение ориентации на «средне успевающих» ребят при подготовке урока.

Целевые ориентиры адаптивной технологии

Взаимодействие с учениками в школе строится сегодня на принципах личностно-ориентированного подхода. В первую очередь к ним относятся индивидуализация образовательного процесса и ориентация на особенности учащихся. Поэтому основные цели использования технологий адаптивного обучения формулируются именно на этой основе. Для достижения высоких результатов ребенок должен осознавать задачи собственного обучения, использовать свои знания и возможности для их решения.

работа в группе

Сохранению и развитию познавательных интересов и стремлений ученика в немалой степени способствует создание ситуаций успеха на уроке. Специфика адаптивной системы обучения предусматривает, что каждый учащийся сможет ощутить себя успешным при выполнении задания или изучении нового материала. Педагог помогает ему осознать этот момент в ходе регулярной рефлексии, обсуждения и анализа результатов работы.

Система многоуровневых заданий позволяет ребятам самостоятельно выбирать уровень сложности решаемых задач, оценивая собственный уровень знаний и умений.

Системность использования адаптивных методик

Если речь идет о системном применении той или иной педагогической технологии, то этот процесс охватывает ключевые элементы образовательной среды. В соответствии с принципами адаптивной системы обучения (АСО) выстраиваются цели, содержание, учебные приемы, формы работы и диагностики результатов.

Учитель взаимодействует как фронтально со всем классом, объясняя, демонстрируя, так и индивидуально с каждым учеником, организуя самостоятельную и групповую работу. Выбор форм работы определяют особенности ученика, а также педагогические задачи и уровень сложности материала. Как правило, используется сразу несколько видов групповой и индивидуальной практики.

ситуация успеха на уроке

Адаптивные технологии предусматривают различные виды контроля на занятии: со стороны педагога, в рамках группы, фронтальный, самоконтроль.

Принципы групповой работы

Работа в группах – одна их ключевых форм организации образовательного процесса на основе технологии адаптивного обучения. Большую часть занятия ребята таким образом работают самостоятельно. Педагог при этом может наблюдать за работой внутри групп, совместно с учащимися обсуждая ее результаты в конце урока. Выделяют три вида ученических микрогрупп:

  • динамические;
  • статические;
  • вариативные.

Статические формируются по желанию, включают двух учащихся, которые попеременно выполняют роли обучающегося и обучаемого. Динамические группы составляют несколько учащихся. Такая группа выполняет общее задание, разделив его на несколько частей, для каждого участника. Результаты выполнения обсуждаются внутри группы. Члены вариативных групп получают задание от учителя, обсуждают с ним получившийся результат и оценивают себя самостоятельно.

дифференцированные задания

Схема занятия по технологии АСО

Структура занятия на основе адаптивных технологий соответствует требованиям к современному уроку, определенным новыми стандартами. Выделяют несколько основных этапов:

  1. Объяснение нового материала. Педагог отводит на это не больше 10 минут, после чего дает ученикам задание для закрепления материала.
  2. Самостоятельная работа учащихся. Организуется в группах разного уровня, а также индивидуально с педагогом. Задания имеют несколько уровней сложности, и ученики могут самостоятельно выбирать, какой именно вариант выполнить. Параллельно педагог проводит индивидуальные занятия с детьми.
  3. Взаимоконтроль. Обязательное дополнение к контролю со стороны педагога и самооценке. Ребята оценивают результаты и ответы друг друга, одновременно совершенствуя собственные знания.

Таким образом повышается степень самостоятельности ребенка на уроке, стимулируется познавательный интерес учащихся.

Особенности урока при использовании адаптивных технологий

Основные этапы занятия, выделяемые в рамках адаптивных методов обучения, имеют ряд специфических особенностей.

Так как основной упор делается на самостоятельной работе учащихся, педагогу необходимо тщательно отобрать новый материал, который он презентует фронтально, выделить ключевые смысловые блоки, подобрать наглядные средства.

В рамках самостоятельной работы успешно формируются навыки мыслительной деятельности обучающихся. Они осваивают приемы поиска и анализа информации, постановки и решения задач. Немалое значение при этом имеет позиция учителя, который создает необходимую эмоциональную атмосферу, поощряет и деликатно направляет.

Задания, выполняемые учениками, могут быть репродуктивными, поисковыми или творческими.

индивидуальное задание

Адаптивное обучение и самообразование

Успех использования адаптивных методов обучения напрямую связан с самостоятельной учебной деятельностью ребенка, его готовностью к познанию и самообразованию. В этом отношению большую роль играет мотивированность ученика, понимание им целей собственного обучения.

Ставя перед собой практическую задачу и приступая к ее решению, школьник не только прочнее усваивает новую информацию, но и приобретает необходимые общеучебные навыки, формирует собственный стиль работы.

Регулярное выполнение подобных заданий на уроке с постепенным переходом от простого к сложному, дает учащемуся возможность оценить собственные силы, научиться четко определять индивидуальные образовательные цели.

самообразование школьника

Ключевые компоненты адаптивного образовательного процесса

Исследователи выделяют ряд компонентов процесса обучения, каждый из которых обладает собственными адаптационными механизмами. Среди них:

  1. Адаптивные учебные занятия. В ходе уроков используются развивающие методики и творческие задания как средство адаптации учащихся к требованиям программы, приобретения необходимых навыков и знаний.
  2. Индивидуальные занятия с ребенком, которые обеспечивают активизацию процессов мышления, восприятия, коммуникации.
  3. Методики социальной, психологической, нравственной адаптации школьника, часто применяемые во внеурочной практике.
  4. Занятия, направленные на сохранение и укрепление физического здоровья учащегося, развитие общесоматических, моторных, сенсорных навыков.
  5. Адаптация ребенка в гражданско-правовой сфере. Предусматривает опосредованное знакомство с принципами гражданственности, демократизма, самоуправления в системе внутришкольной и внешкольной жизни.
  6. Занятия, обеспечивающие адаптацию учащегося в области краеведения, экологии и культурных практик. Являются неотъемлемой частью системы духовно-нравственного развития и внеурочной деятельности.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Добавить смайл
  • :smile:
  • :wink:
  • :frowning:
  • :stuck_out_tongue_winking_eye:
  • :smirk:
  • :open_mouth:
  • :grinning:
  • :pensive:
  • :relaxed:
  • :heart:
Подписаться
Присылать на почту
Правила публикации
Следят за новыми комментариями — 7
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.