Фильмы в 60 FPS: особенности создания и восприятия

Как известно, начало современному кинематографу было положено в конце XIX века братьями Люмьер, разработавшими стандарт съемки и проекции в 16 кадров в секунду. Обусловлено это было как экономическими предпосылками, так и техническими особенностями первой коммерческой киноаппаратуры. Нынешнему поколению получившиеся "немые" слайд-шоу могут показаться низкобюджетными поделками, но утвержденный стандарт успешно просуществовал до 1932 года, когда прогресс, наконец, позволил массово демонстрировать полноценное звуковое кино, а кадровая частота выросла до привычных 24 кадров в секунду. Потом зрителям явили широкоформатные кинофильмы с частотой уже в 30 FPS, телевизионщики освоили NTSC, а следом настала эпоха высокой четкости, эволюцию которой зритель наблюдает в настоящее время.

Телевидение и кинематограф

Современные стандарты телевизионного вещания позволяют вести съемку и трансляцию с высокими кадровыми частотами (48-60 FPS), что воспринимается телезрителями абсолютно нормально. Новостной репортаж, концерт, многочисленные шоу и спортивные мероприятия - все это благодаря современным технологиям смотрится весьма реалистично. На экранах телевизоров и мониторов пользователи наблюдают четкие и несмазанные линии и контуры объектов, плавные движения при минимальном размытии, да и уровень детализации всех элементов в кадре очень высок. Применимо ли такое к кинематографу? Как отреагируют зрители на фильмы в 60 FPS? Однозначного ответа нет и быть не может, поскольку на восприятие картинки оказывает влияние немало факторов.

Наглядная демонстрация разницы в количестве кадров

Экономическая составляющая

Следует отметить, что несмотря на обилие профессиональных камер, позволяющих вести съемку с высокими частотами кадров, киноиндустрия активно продолжает снимать фильмы, попадающие в кинотеатры в классическом двадцатипятикадровом варианте. Происходит так вовсе не из-за заботы о здоровье потребителей, а по банальным коммерческим причинам: переоборудование огромной сети кинотеатров под проекторы, способные выводить высокие частоты, считается экономически нецелесообразным. Хотя тот же Кэмерон активно рекламирует будущие продолжения "Аватара", снятые именно с такой частотой, вопрос их воспроизведения все еще остается открытым.

Соответственно, каждая из кинокартин с высоким фреймрейтом, скачанная из интернета, - это не готовый студийный продукт, а пользовательская постобработка классического 25-кадрового видеоряда с применением интерполяции - вставки дополнительных кадров. При загрузке такого контента из раздела с гордым названием "Фильмы 1080 60 FPS" какого-либо сайта можно получить весьма качественно обработанный видеоряд, а можно попасть и на откровенную халтуру, пестрящую множественными артефактами и разрывами. Все зависит от знаний, программного обеспечения и, разумеется, мощности оборудования пользователя, занимающегося таким своеобразным улучшением кинофильмов.

"Аватар" в 60 FPS

Кинематографическая составляющая

Одна из главных проблем фильмов в 60 FPS, способная превратить высокобюджетный блокбастер в сборник трюков (пусть и зрелищных) среди искусственных декораций, снятых оператором на телевизионную камеру, - восприятие. Оно часто наотрез отказывается принимать отображаемое на экране действие за художественное произведение, что приводит к потере кинематографичности и утрате той самой "магии кино". Со временем, вероятно, эта проблема станет менее острой, поскольку рано или поздно может наступить привыкание. Но пока до этого еще далеко, и зрителей, считающих подобный киноформат неприемлемым, на данный момент едва ли не большинство.

Физиологическая составляющая

Далеко не каждый зритель способен нормально воспринимать фильмы с увеличенной частотой кадров как раз из-за их гиперреалистичности. Отсутствие привычного эффекта размытия (motion blur) в динамических сценах у многих пользователей может вызывать плохое самочувствие (от рези в глазах и головной боли до более серьезных последствий). В данном случае все будет зависеть не только от возраста, но и от особенностей конкретного организма.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.